Свет невечерний. Правильный календарь

3 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Когда мы готовимся к праздникам Пасхи, Рождества, Богоявления, очень часто возникают недоуменные вопросы, связанные с датами этих торжеств. Мы сейчас стали более обеспеченными, ездим за границу, там живут наши родственники, близкие. Если у вас брат в Ирландии, а сестра – в Гонконге, вы понимаете, что иногда эти люди празднуют Рождество или Пасху несколько по иному календарю. В результате у нас появились такие выражения, как «католическое Рождество» или «католическая Пасха».

Если мы задумаемся над тем смыслом, который вкладывается в эти календарные различия,  можем несколько озадачиться, потому что не совсем понятно, почему христиане, кажется, читают одну и ту же книгу, почитают одного и Того же воплощенного Бога, празднуют одни и те же события, но в разные дни. А если в разные, то правильный только какой-то один из этих вариантов? И появляются люди, которые из этого делают совсем уж радикальные выводы, говоря об истинности и богословской спасительности того или иного календаря, когда верность календарю воспринимается как условие спасения.

А если это условие спасения, то другой вариант является моментом гибели. Человек, который не спасается по этому календарю, по этому Типикону, по конкретному уставу, гибнет, обречен на адские муки. Как нам к этому отнестись? Время от времени появляются авторы, которые позволяют себе некоторые обличительные материалы, статьи, книги, утверждающие, что нам надо как-то беречь свои традиции, прятаться от этих католических нововведений, экуменических практик и так далее. Поэтому следует разобраться, откуда это все взялось.

Рождество Христово, которое мы называем «католическим», празднуется 25 декабря. Почему 25 декабря, а не 7 января? Если вы возьмете в руки исследования, вы можете запутаться в бесконечных цифрах и сравнениях лунного и солнечного календарей, ошибках египетских астрономов и римских реформаторов. Я не хочу сейчас об этом говорить, мне хотелось бы донести некоторую богословскую соль этого вопроса. Точной даты, когда родился Христос, в Евангелии вы не найдете. Там нет этой даты. Это тоже большая богословская загадка: почему христиане первых веков не праздновали Рождество Христово. Это очень странно! Практика праздновать Рождество Христово появляется в IV веке, причем не сразу, а путем разного рода трансформаций.

Климент Александрийский впервые говорит о празднике Богоявления. А это III век, при этом он описывает практику еретиков, последователей Василида, которые утверждали, что Христос – не Бог, а человек, который свое призвание получил в тот момент, когда крестился от Иоанна. Первоначально праздник Рождества и Крещения был одним, как сейчас празднуют, например, армяне. Они следуют древней традиции и 6 января отмечают праздник Богоявления и Рождества одновременно.

Мы спросим: а как же учили святые отцы? Например, Епифаний Кипрский в своей знаменитой книге, посвященной исследованию ересей, говорит, что правильно праздновать Рождество Христово 6 января по старому стилю, а Крещение Господне нужно праздновать 8 ноября. Это говорит святой отец! Если мы посмотрим, что говорят другие святые отцы, опять же запутаемся. Кому верить? Как правильно действовать? Когда в конце концов Христос родился?

Христиане первых веков этому вопросу вообще не уделяли никакого внимания, потому что большинство праздников, которые тогда совершались в христианских общинах, было связано с мученичеством свидетелей Христовых, то есть мучеников. Таким образом, праздновали не день рождения, а день смерти. Некоторые исследователи и предполагают, что именно акцент на смерти (на том, что и Христос тоже умер на кресте, однажды  придет – и мы должны думать о Его Втором Пришествии, а не о первом явлении) не позволял им любопытствовать и интересоваться прошлым.

Самое интересное, что когда в IV веке повсюду стал распространяться праздник Богоявления, в разных общинах, в разных церквях он праздновался не только в различные даты, но еще и наделялся разным смыслом. Так, блаженный Августин в проповедях на Богоявление говорит о том, что в этот день мы празднуем поклонение волхвов. Августин был епископом Латинской Церкви, и в то время, в IV веке, в этот день совершали память чуда в Кане Галилейской. Таким образом, этот праздник не сразу установился, и разделение праздников Крещения Господня и Рождества Христова приходится уже на самый конец IV века.

Когда же Рождество начали праздновать именно 25 декабря и 7 января по новому стилю? Эта практика пришла из Римской Церкви. Есть разные версии, как и почему это случилось, но дело в том, что на эти дни (с 13 по 25 декабря) в римском языческом календаре приходились Сатурналии, а на конец Сатурналий приходился праздник Непобедимого Солнца – Sol Invictus. Постепенно этот образ непобедимого солнца был усвоен и христианами в том числе, поэтому постепенно этот день наполнился новым смыслом для христиан. Это совершенно уникальное явление, когда христианство входило в культурную жизнь не отвержением, не насилием, а новым наполнением смысла старых образов.

Кстати, введение праздника Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви, по одной из версий, принадлежит Григорию Богослову, который в свое краткое епископство в Константинополе впервые совершил этот праздник Рождества в своей знаменитой церкви Анастасии в Константинополе, и уже после этого это празднование стало распространяться и дальше. А в Антиохии впервые Рождество Христово отпраздновали 25 декабря по почину святителя Иоанна Златоуста.

Но можем ли мы этот день называть «католическим Рождеством»? Конечно, нет, потому что у нас есть Православные Церкви, которые отмечают Рождество Христово по старому или новому стилю (тут опять же запутаться можно). Это Константинопольская, Элладская, Албанская, Кипрская, Александрийская, Антиохийская Церкви, Финская Православная Церковь, Американская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь. Довольно много. Получается, это не католический день, а просто практика, которая привилась в этих общинах.

Мы не должны бояться этого календаря. У нас есть свой праздник, и это замечательно. Мы сейчас на самом деле находимся в ситуации, которая была совершенно естественной в Древней Церкви, когда не было универсального устава и универсального календаря. Как нам сообщает Климент Александрийский, в его годы Богоявление в Египте, например, праздновали 20 мая, в других местах – 10 января, где-то 6 января. А святой Киприан писал, что Богоявление празднуют 28 марта. Мы не можем себе представить, как Рождество можно праздновать в мае или в марте. Но это было нормально, потому что у каждой общины был свой календарь, и никого это не смущало.

Мне кажется, сейчас вполне нормальным было бы, если бы православный епископ или даже наш Патриарх 25 декабря, в день, когда часть православных отмечают Рождество, совершал бы на каком-нибудь из подворий другой Поместной Церкви рождественское богослужение, тем самым подтверждая единство православного мира. Это нормально. Не нужно искать врагов. Не нужно бросать обвинения в адрес своих братьев, православных христиан. Нужно искать единства во Христе и лишний раз, может, отпраздновать Рождество всем вместе и порадоваться, что Христос – посреди нас.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать