Свет невечерний. Первая исповедь ребенка

9 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Одной из самых больших проблем, жгучих вопросов, что возникают в сердце православного христианина, является то, как подготовиться к первой исповеди. Об этом стоит поговорить отдельно, потому что первая исповедь бывает просто какой-то катастрофой. Она кажется праздником, потому что человек, который в первый раз сознательно побывал на исповеди, готовился к этому и пережил опыт покаяния, после этого таинства вылетает как на крыльях. Он чувствует удивительное облегчение на душе. Я думаю, многие из вас согласятся со мной. Это удивительное чувство! Хотелось бы, чтобы и наши близкие его разделили. Самый большой труд, самая большая сложность – подготовить к исповеди детей. Что с ними делать? Как их исповедовать? Как им рассказать, что такое исповедь?

Один из замечательных американских писателей Чарльз Буковски, которого православному христианину, может, даже не следует и читать, потому что это достаточно своеобразный автор, слишком современный, особенно в плане лексики и всего прочего, в одной из своих работ автобиографического характера вспоминает, как он впервые побывал на исповеди. Мы читаем этот текст и понимаем, что мальчику просто никто ничего не объяснил. Его не подготовили к тому, что происходит, что это такое, как нужно правильно исповедоваться. Хотя он пошел на исповедь, учась в католической школе, то есть он проходил катехизацию – и все как будто бы было объяснено. Тем не менее из текста, который Чарльз Буковски приводит, совершенно понятно, что этот мальчик был посторонним. Поэтому и итогом этой исповеди стал холод, отторжение Церкви и просто недоумение по поводу того, зачем исповедь вообще нужна.

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, когда готовят своего ребенка к первой исповеди: в каком возрасте его следует вести к батюшке. Оказывается, в Русской Православной Церкви нет единого мнения, нет конкретного документа, который бы строго-настрого обязывал исповедовать ребенка в том или ином возрасте. Здесь мы руководствуемся, во-первых, здравым смыслом, а во-вторых, традициями, которые есть в вашей общине. Это очень важный момент. Потому что любое таинство – дело общины.

Это первый пункт, из которого следует исходить. Если в вашей общине принято так, то вы все-таки должны руководствоваться теми нормами и обычаями, которые есть в вашей общине. Потому что таинство – не само по себе, не некий автономный акт: вот я поисповедовался, получил какие-то услуги в этой церкви, и все. Это дело общины. Не случайно в древности люди каялись перед лицом всей общины. Исповеди были редки, и это было самое настоящее событие. Это сейчас мы превратили исповедь в нечто совершенно обыденное и даже потеряли чувствительность к этому таинству. Ему нужно вернуть его событийность.

Так вот, с ребенком все не так просто. Если вы слышите, что в общине, в которую вы хотите привести своего ребенка, принято исповедовать с 7 лет, но видите, что ваш ребенок еще эмоционально, психологически, интеллектуально не готов к исповеди, не готов понять, что это такое, то, может, следует повременить. Поговорите со священником, с настоятелем, с духовником, с тем человеком, который распоряжается этим вопросом, и объясните ситуацию, что ребенок пока еще не готов к этому. Бывает так, что родители не в состоянии объяснить, но, с другой стороны, и ребенок бывает не готов. Я все чаще сталкиваюсь с тем, что самый оптимальный возраст, хотя это не абсолютная цифра, а всего лишь некий общий знаменатель, – 10 лет. Может, даже старше. Дети бывают очень разными, и к каждому нужен индивидуальный подход.

Второй момент, который следует отметить, тот, что исповедь – не магия. Я это подчеркиваю потому, что многие родители полагают: если ребенка подтолкнешь к священнику, батюшка уже сам все сделает. Он ему скажет какое-то очень важное слово, что-то прошепчет – и все само собой совершится. Так вот, ребенка нужно готовить к исповеди. С ним нужно поговорить, и этим заниматься должны именно родители. Может, у вас есть близкий друг, крестный, либо бабушка с дедушкой имеют доступ к душе ребенка. Может, вы им это доверите.

Но подготовить ребенка к исповеди обязательно нужно. Вы тут не отделаетесь общими фразами. Вы должны понять язык своего ребенка. На самом деле это проверка на вашу родительскую состоятельность, на то, имеете ли вы контакт со своим собственным чадом, как вы понимаете его духовную жизнь, как вы понимаете его эмоциональную жизнь. Потому что многие ждут от ребенка каких-то естественных действий. Вот я его родил, я же его кормлю, он одет. Сегодня мы его купали. Водили в зоопарк. Все замечательно. Что ему еще от меня нужно?

А нужно огромное внимание к тому, что происходит в душе ребенка. Причем до 18 лет это развитие происходит настолько стремительно, что нужно ежедневно сверять часы духовной жизни. Нужно ежедневно в речи, в беседе, в наблюдениях, очень деликатных и осторожных, видеть, на что обратить внимание, а что не заметить, что подчеркнуть, а где устраниться, на что закрыть глаза.

Еще один момент, который здесь следует пояснить, исповедь – не формальное действие. Ребенка не нужно отводить на исповедь к батюшке потому, что так положено. В этом случае ребенок пройдет мимо исповеди. Если сказать ребенку, чтобы он подошел к батюшке, сказал, в чем грешен (например, Гришку бил, у Наташки отобрал конфету), и обязательно сказал, что он не слушается родителей, то он отделается простым формальным перечнем прегрешений, которые вы ему написали. Он увидит, что родители счастливы, все рады, все улыбаются. Ведь дети – большие манипуляторы. Они очень легко подстраиваются под ожидания. Но внутри ничего не произойдет.

Я даже считаю, что, может, ребенка не следует тащить на исповедь, если вы понимаете, что он не готов, если он не понимает глубину таинства. Тогда, может, его вообще не стоит к исповеди подводить. Это звучит несколько радикально. Но по своему педагогическому и священническому опыту я могу сказать, что такие пустые, формальные исповеди ни к чему не приводят. Получится, что человек как будто бы был на исповеди, но личного события не произошло. А мы все-таки должны делать акцент на личном событии, на том, что это часть истории, причем очень важная часть. Конечно, бывают случаи, когда даже формальная исповедь вдруг высекает искру в человеке, что-то происходит.

Последний момент –  ребенок должен знать священника, у которого он исповедуется. Это очень важно! Вопрос о том, почему я должен открывать какие-то секреты своей души, тайники своего сердца человеку, которого я в первый раз вижу, является совершенно закономерным и естественным. Поэтому вы не только должны подготовить ребенка к исповеди, а он должен знать церковь, в которую он ходит, он должен знать людей, которые там служат. Он должен иметь привычку ходить в эту церковь, ничего не бояться. Он должен знать, где что происходит, понимать запахи, знать ритм богослужения, хотя бы даже в основных чертах. Но он должен и священника принимать за своего: это наш батюшка. Он знает его имя. Он с ним общался, здоровался, держал его за руку, брал у него благословение.

Большой ошибкой будет, если вы упустите все те моменты, которые я сейчас озвучил: исповедь как дело общины, исповедь как церковное событие, эмоциональная подготовка ребенка, внимание к нему и личное общение со священником. Эти моменты очень просты, но их непременно следует учитывать, если вы готовите своего ребенка к первой исповеди. Не бойтесь, если она пройдет не так, как вам бы хотелось. Даже если она пройдет формально и огонек не загорится, ничего страшного. Бывают такие неудачи в нашей духовной жизни, которые неожиданно прорастают спустя много лет. Даже неудачная исповедь может стать точкой отсчета, самым первым звеном в будущем духовном росте.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать