Свет невечерний. Ограниченные люди

16 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Мы, христиане, – народ особый, сложный, капризный и неожиданный, и поэтому неудивительно, что люди совне, наблюдая за нами со стороны, иногда наделяют нас обидными прозвищами, не совсем понимая, ради чего мы живем, чем мы дышим, где находится наше сердце. И одно из таких прозвищ, которое я неоднократно слышал в адрес христиан, это определение верующих людей как ограниченных.

Верующий человек – ограниченный человек, потому что он узок, он сфокусировал свое внимание на каком-то одном аспекте жизни, и все остальное для него исчезло, ушло в тень, испарилось. И мне приводят в пример людей, которые имели четкую гражданскую позицию, боролись за что-то, тратили себя на общественное дело, реализовывали себя в творчестве, но, придя в Церковь, вдруг потеряли всякий интерес к творчеству, политике, спорту, каким-то развлечениям, у них поменялись друзья, и человек, как говорят, днями пропадает в церкви и ни о чем другом говорить больше не может. Что это? Разве не ограниченность, не ограниченный человек? Как его еще назвать по-другому?!

Однако, друзья мои, «ограниченный человек» – это не обидное прозвище, а очень почетное. Почему? Потому что, на самом деле, ограничивать себя сознательно – это даже обязанность христианина, как и всякого нормального взрослого человека. Культурный человек – это ограниченный человек, потому что он себя ограничивает определенным рамками, отсекая нечто иное. Есть такое известное философское определение, которое приписывают то Гегелю, то другим, более ранним философам: «Determinatio est negatio», то есть «Определение есть отрицание».

Определение есть отрицание… Если ты себя определил как христианина (например, как если бы ты себя определил как консерватора или либерала), ты тем самым отметаешь все остальное, все прочее. Если ты себя определил как христианина, значит, ты выделил, нарисовал для себя свой определенный портрет, очертил свои границы. Ты сказал, что ты не мусульманин, не иудей, и, кроме определения себя как человека внутри конфессии, ты определяешь свой стиль поведения.

Для нас это самое важное, потому что сознательное самоограничение есть основание нашего аскетического усилия. А оно простирается не только в область нашего обычного благочестия (как нами принято говорить в нашей внутрицерковной речи), но, прежде всего, проявляется в целом, в поведении, которое не дает нам «отпуска» от христианства. Если ты христианин, то христианин везде: на работе, на отдыхе, при общении с друзьями, в семье, за рулем. Управляя страной или автомобилем, ты все равно остаешься христианином. Это значит, что самоограничительные меры должны действовать всегда, везде и повсюду.

Особенно эта интуиция самоограничения обостряется, выводится из периферии в центр нашего христианского сознания в дни поста. Не только поста большого, как, например, Великий пост, Рождественский, Успенский или Петров, но и в посты подготовки к исповеди или причастию, посты еженедельные (в среду и пятницу). Пост – это напоминание о том, что я должен уметь себя ограничить.

А что значит ограничить? Это значит сфокусироваться на чем-то главном и приоритетном. Человек так устроен, что не может вбирать в себя слишком много вещей. Понимаете, время гениев прошло очень давно. Сейчас невозможно человеку быть вундеркиндом, да и вундеркинды – это в большой степени миф, даже некоторое нарушение. Известно, что дети-вундеркинды, переходя во взрослый возраст, часто теряют свои способности и становятся обычными людьми, которые не могут заниматься всем и сразу. Вот и всякий человек, особенно взрослый, очень хорошо чувствует свою предельность, свои «берега», понимает, что он не может соединять в своей зоне внимания слишком много вещей.

Некоторые психологи посчитали, что таких зон внимания может быть не более пяти. Я не знаю, может быть, их меньше или больше, тем не менее невозможно вобрать все. Это значит, что если ты на чем-то сфокусировался по-настоящему, то нужно уметь отказаться от всего прочего.

Если ты верующий человек, то, значит, должен уделять время молитве, чтению Писания, непременно раз в неделю посещать храм Божий, непременно тратить время на самоанализ, на общение со своим духовником, на поддержку своего духовного состояния общением со своими близкими по духу людьми – христианами.

Ты занимаешь своей христианской жизнью определенное время и силы, а значит, ты должен отобрать это время и силы у чего-то иного. То есть должен отказаться от другого общения, каких-то увлечений ради того, чтобы сфокусироваться на самом главном. Это не значит, что нужно превратиться в монаха или монахиню, но ответить себе на вопрос «От чего я должен отказаться, чем себя ограничить?» – должен каждый человек.

Если вы видите, что у вас не получается сфокусироваться на самом главном, что вы пытаетесь слишком много вобрать в свою зону внимания, значит, нужно научиться ограничивать себя. Найти ту вещь, от которой следует отказаться.

Поэтому очень хорошо, когда вы поститесь, предаетесь постному упражнению. В это время, конечно же, любой, скажем так, развитый христианин понимает, что не надо сосредотачиваться только на пище. Пища – это, может быть, десятый вопрос в посте. Пост – это время самосовершенствования.

Нужно проследить, на что тратится мое внимание в течение дня, недели, месяца. Может быть, даже очень подробно записать. Выделить один конкретный день и подробно, по минутам, записать, сколько времени я трачу на телефонные разговоры, на просмотр почты, на общение со случайными людьми, на пролистывание журналов, газет, разговоры с людьми, которые «воруют» у меня время и внимание.

Если мои впечатления и эмоции придавлены и прибиты потоком информации, впечатлений разного рода (зрительных, слуховых) или, может быть, эмоциональных потрясений от волнительных рассказов, смешных, забавных или мрачных историй, то, может быть, следует отказаться от этой траты времени и внимания ради того, чтобы научиться сосредотачиваться на чем-то очень важном для меня.

Это навык, который, собственно, не является сугубо религиозным. Я думаю, что его стремится приобрести любой взрослый человек, который каждый день умирает и понимает, что времени остается все меньше и меньше, «последний берег» все ближе, и нужно как-то грамотно научиться тратить свое время и внимание, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать