Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Недавно я был в Москве, зашел в православный книжный магазин и, честно скажу, растерялся. Давно я не был в православных книжных лавках, каюсь: хожу в основном в светские книжные магазины. И после долгого перерыва я вдруг увидел, что выросло целое поколение новых православных авторов и как много печатают книг на разные темы. Здесь и богословие, и церковная история, пухлые тысячестраничные монографии по каким-то конкретным узким вопросам, интересным раньше только специалистам. Всё это охватить просто невозможно, и я поймал себя на мысли, что теряюсь в этом море образов, авторов, текстов. И это ведь только Православная Церковь, только русскоязычный ее сегмент, как сейчас говорят.
Люди образованные сейчас находятся в настоящем вулкане культуры, который извергается с какой-то неслыханной, невиданной силой – успевай только хватать, слушать. Мы действительно живем в очень щедрое, плодотворное время. Подумайте, писали ли раньше авторы так много книг, как они пишут сейчас, издавали ли такие многотомные собрания сочинений, которых теперь очень много. Очень много книг, музыки, фильмов и других культурных продуктов. Все это связано еще и с тем, что политическая, общественная жизнь пестрит новыми сюжетами, лицами. Доходит до некоторого невроза, которым одержимы политики, публицисты. Этот невроз – ужас потерять себя, выпасть из «обоймы» часто цитируемых авторов. Если тебя не упоминали несколько недель, считай, что ты уже умер, растворился, – настолько интенсивное настало время.
Это очень хорошо, с одной стороны. С другой стороны, все мы чувствуем, что просто тонем в этом море культурных продуктов, захлебываемся в них. Нечто подобное я пережил после посещения этого замечательного книжного магазина. И это для нас звучит некоторым духовным вызовом. Почему это вызов? Потому, что изобилие культурных продуктов – это испытание для каждого человека. Ты становишься настолько плотно окружен и упакован культурными продуктами, что тебе уже не интересны живые люди, состоящие из плоти и крови. И, что самое грустное, тебе уже не интересен живой Бог.
Я вспоминаю, как в моем детстве мама удивлялась нашей с братьями любви к лимонаду. Она никак не могла понять, почему мы любим лимонад, что мы в нем нашли. «Вот компот!» – она ставила замечательный компот, который варила и она, и моя бабушка – с каким-то изумительным привкусом чернослива и замечательных гомельских груш, которых больше нигде на свете не попробуешь. Я не знаю, как они это готовили, но это было очень вкусно. Но мы предпочитали лимонад – искусственный продукт в красивых бутылках. Потом стали предпочитать всему прочему натуральному изобилию «Кока-колу» (говорю сейчас за себя), потому что домашний вкусный бабушкин компот почему-то проигрывал этому искусственному продукту. И только со временем начинаешь понимать, что любой лимонад, любая «Кока-кола» не конкуренты и просто в подметки не годятся настоящему бабушкину компоту. В нем была душа, в нем был дух города, наших гомельских садов, и любовь и забота бабушки и мамы сходились в этом совершенно неповторимом аромате.
Мы сейчас живем в мире искусственных произведений, которые соревнуются в изяществе, стерильности и подражании живому. Они настолько успешны, настолько ярки, что живое проигрывает им в конкуренции. И с этим я связываю рост секулярности в нашем мире, секулярности как отсутствия даже нужды в живом Боге. Это осталось бы абстрактной философской проблемой, если бы отсутствие нужды в живом Боге не было связано с отсутствием нужды в живом человеке.
Если все твои эмоциональные и культурные запросы удовлетворяются культурными продуктами: хочешь азарта – вот тебе компьютерные игры, хочешь интеллектуального сражения, есть специальные клубы, хочешь эстетической взволнованности, есть спектакли, концерты – все это может тебе дать твой ноутбук, и ты, не выходя из дома, получаешь весь спектр эмоций, причем стерильно, ярко, неповторимо и с бесконечной продуктивностью, которую демонстрируют киностудии, издательские дома или компании, производящие компьютерные игры. Все это обрушивается на тебя, и жизни не хватит, чтобы все это потребить.
Так ускоряется время, так пресыщается человек и так портится вкус потому, что, как мне кажется, мудрого человека отличает вкус к живому. Мудрый человек обязательно поставит предел культурным продуктам, скажет: «Хватит. Здесь я остановлюсь. Дальше я не пойду». В Троице-Сергиевой лавре жила когда-то одна старушка, которая всю жизнь читала одну-единственную книгу – «Луг духовный» и других знать не хотела, потому что ей этого было достаточно. А в древнем патерике есть история о монахе, который, придя учиться к старцу, заучил наизусть один из псалмов и потом сказал старцу: «Все, мне этого достаточно».
Оказывается, забота о вкусе к живому является духовной заботой, духовной проблемой, требует поддержки. И ни в коем случае нельзя позволить себе утонуть, потерять себя в этом изобилии культурных продуктов. Это не просто вопрос вкуса, цивилизационного выбора и культурных предпочтений, это вопрос духовный.
Ведущий архимандрит Савва (Мажуко)
Записал Игорь Лунев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
ЗА ДРУГИ СВОЯ: Пасхальный подарок герою. Главный храм ЦВО. 2 часть
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!