Свет невечерний. Крест и судьба

19 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Когда мы говорим о том, что некий человек верующий, ходит в церковь, читает Священное Писание, очень часто под этими определениями мы подразумеваем мудрого человека. Мудрость – непременный атрибут человека, который близок к Богу. Здесь, в Белоруссии, я часто слышал одно выражение от богомольных старушек. Они, когда рассказывали о своих детях, которые начали ходить в церковь, непременно добавляли: «Когда мой сын пошел к Богу». Имеется в виду не смерть, а именно обретение веры, когда человек вдруг встречает Бога, начинает Им жить и приближается к Нему. Так вот, без особых предисловий подразумевается: чем ближе человек к Богу, тем ближе он к мудрости.

В этом есть своя правда. Потому что Бог – Творец этого мира. Он его создал. А поскольку ты вникаешь в Его заповеди, поучаешься в Его законе (как это написано, например, в знаменитом псалме 118: Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть), то постепенно приближаешься к премудрости Божией, которая есть великая тайна. Кроме всего прочего, кроме знаний, которые человек постигает, он еще учится благоговейному молчанию перед тайнами, которые открываются ему: перед тайной жизни, перед тайной смерти, перед тайной судьбы.

Мы в нашей христианской практике никогда не проговариваем слово «судьба». Мы его боимся, потому что оно родом откуда-то из языческих времен. Даже славянское слово «судьба» выдает в этом слове очень древнее понятие, старинный термин, своего рода религиозный термин, который происходит от глагола «судити». Получается, судьба – это нечто, что присуждено человеку. Ему суждено прожить столько-то лет, ему суждено родиться в это время, ему суждено иметь таких родителей, такие таланты, такое тело, такие болезни, таких детей. Человек это не выбирает. Это нечто, что ему предписано. Кем, как, почему? Очень сложно сказать. В античной греческой трагедии очень много идей, которые говорят о том, что судьбе, этому таинственному закону, подчиняются даже боги. Один из героев античной трагедии говорит о том, что немудрено вам и грешить, коль то вам предписано судьбой. Все определяется судьбой.

Но христианский взгляд на судьбу несколько иной. Можно сказать, что мы, христиане, вообще не принимаем учения о судьбе так, как оно воспринимается и излагается в языческой традиции, будь то греческая, римская или даже славянская традиция. Мы говорим о другом. Когда христианин начинает богословствовать или просто размышлять в силу своей скромности о судьбе, он имеет в виду не судьбу как таинственный приговор неведомой безликой богини или же закона, который ему надлежит исполнять, не карму, которая почему-то выпала ему, а крест.

Если вы хотите найти христианский эквивалент языческому термину «судьба», то, наверное, следует обратиться к слову «крест». У каждого человека свой крест. Мы действительно его не выбираем. Кто по доброй воле изберет себе некую болезнь? Ведь многие люди умирают от рака, у кого-то рождаются больные дети, инвалиды, изменяют мужья, рано уходят близкие, предают друзья, случаются и тюрьма, и больница, и многие другие вещи, которые очень тяжело пережить. Эти вещи совершенно никак от нас не зависят. Мы ничего не можем с этим сделать. В нас, в наших близких, в наших детях дремлют тысячи смертей, и как только человек родился, вы уже начинаете за него переживать и беспокоиться, как бы сохранить его от тех напастей, которые могут с ним случиться.

Но мы говорим о том, что это не просто судьба вашего близкого человека, а это его крест. Нормальные родители готовы сами умереть, взять на себя болезни, только бы не страдал ребенок. Или просто хороший человек с большим сердцем готов на это, только бы этого не было с моим другом, моим отцом, моей мамой, моим братом, моими друзьями. Только бы их это как-нибудь не тронуло...

Мы как кегли в боулинге: на нас покатился шар, задел тех, кто рядом, а нас сейчас пронесло. Слава Богу! Это случилось не со мной. Пусть это как-нибудь пройдет мимо нас. Пускай болезнь где-то с другими людьми случится. Пусть умрут другие люди, только не мои дети, только не мои близкие. Но даже если сейчас они не умрут, они все равно умрут. Даже если сейчас они не заболеют, это с ними непременно случится. Когда у вас появляется ребенок, вы же понимаете, что рано или поздно он все равно умрет. Вы не можете написать приемлемый для вас сценарий его судьбы и смерти. У нас принято обижаться на Бога: почему Он так рано забрал моего друга, почему так рано ушел тесть, почему у моего приятеля алкоголизм, почему я никак не могу вытащить его из этой ямы? Что же мне сделать? Что придумать? Почему именно с моей одноклассницей случилась такая беда, что у нее родился сын-инвалид? Что же это такое? Почему нет справедливости на земле?

На самом деле мы сталкиваемся с тайной премудрости Божией. Мы не знаем, почему так. У нас слишком поверхностная осведомленность относительно того, как развивается жизнь на планете, относительно того, как, например, справедливо распределить дожди. Где-то на Филиппинах льет, а у меня картошка сохнет. Это несправедливо. Куда смотрит Бог? Почему у нас болеют, а в другой семье все хорошо, у них достаток? Это несправедливо. Это заведомо тупиковая мысль.

Правильная мысль – научиться принимать свой крест и крест своих близких. Очень важно понять, что крест, который несет мой ребенок, – это его крест. Я могу подставить плечо, но я не могу за него этот крест нести. Это грустно, но и утешительно. Потому что каждый человек проходит свой путь. Именно свой. Даже если это путь саморазрушения, это его путь. Если вы ничего не можете с этим сделать, если вы не можете человека исправить, исчерпали все средства, чтобы его вылечить, не нужно отчаиваться.

Христианин смотрит на эти вещи несколько иначе. Поучаясь в законе Божием, мы с вами все-таки понимаем, что за всем этим стоит Милосердный Господь, Который хочет нам добра, и в конце концов все будет хорошо. Потому что жизнь только здесь и только в этом отрезке времени не заканчивается, не заканчивается там, где заканчивается мой кругозор, там, где заканчиваются мои представления о хорошем, о прекрасном, о справедливом. Мне просто ничего не остается в этой жизни, как доверять Богу, и я Ему доверяю.

Чем больше человек погружается в поучение в законе Божием, чем больше он учится смотреть на мир глазами Христа – Творца этого мира, тем спокойнее и смиреннее он принимает свой крест и на уровне навыка чувствует, где ему нужно проявить активность, а где нужно смириться и уступить. Я не говорю о том, что мы должны опустить руки и просто принимать мир таким, какой он есть. Вот там несправедливость, ну давайте смиримся. Нет! Я говорю о христианской мудрости, а это очень сложное и трудное состояние, к которому человек идет постепенно, когда он чувствами обучается к различению добра и зла, как говорил апостол Павел.

Эту христианскую мудрость следует искать. Она не наивная, не скучный и депрессивный пессимизм, не некий безосновательный оптимизм, а реальный взгляд на нашу жизнь, на жизнь наших близких. Нужно учиться принимать свой крест. Не свою судьбу, а именно свой крест! Нужно учиться принимать крест своих близких. Мы не знаем, что за всем этим стоит, но мы знаем, что раз Господь дал этот крест, значит, он нам по силам и для чего-то это нужно. Мы не знаем, для чего и почему. Мы не знаем даже, как правильно ставить вопросы к тем крестам, которые Господь нам дает в нашей жизни.

Мы знаем только одно: Богу можно доверять. Он единственный, Кому на самом деле можно доверять. В конце концов, какие бы извилины, какие бы сложные пути ни проходили мы или наши близкие, все закончится Пасхой. Все закончится торжеством, утешением и полнотой жизни, к которой Господь нас призвал. Именно об этом говорит Священное Писание. Именно об этом говорит нам Христос. Он призывает нас не к некой светской, ограниченной мудрости, а к мудрости во Христе Иисусе.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать