Свет невечерний. Христиане и евреи

4 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Время от времени в христианском сообществе всплывает вопрос о том, как нам, христианам, относиться к евреям. Вот такой тяжелый вопрос. Эта тема периодически волнует умы верующих людей или людей, сочувствующих религии, размышляющих о роли своей нации. Особенно остро эта тема встала в XX веке в связи с Холокостом, гонениями на евреев со стороны нацистской Германии.

Особенно остро этот вопрос стоял не просто потому, что существовала расовая теория, сформулированная Гитлером и его предшественниками, а потом его соратниками. Это был длинный процесс. Мы можем найти антисемитские высказывания даже у выдающихся немецких философов XIX века, у людей, на которых даже не подумаешь, что у них есть такие расистские мысли. Мы можем найти такие высказывания и у англичан, и у французов, и у русских мыслителей и философов.

На тему происхождения антисемитизма написано очень много книг. Но мы с вами знаем, что в XX веке евреи заплатили огромную цену (в числе других народов, конечно), она просто гигантская. Хотя во Второй мировой войне самые большие жертвы понесли, наверное, китайцы – около тридцати миллионов человек. На втором месте стоят, наверное, советские граждане – люди разных национальностей. И называют гигантскую цифру погибших евреев – шесть миллионов невинно убиенных людей, которых преследовали только за их национальность. Это ужасно!

Почему мы сейчас должны об этом говорить? Потому что, как показывает даже беглый обзор прессы или высказываний некоторых общественных спикеров, политиков и публицистов, эта темя себя не исчерпала. Вполне возможно, что никогда и не исчерпает именно потому, что евреи, как бы мы к этому ни относились, – богоизбранный народ. Христиане это прекрасно понимают, потому что наше Священное Писание сформировалось в иудейской среде. Эти книги писали не православные христиане, эти книги писались на еврейском языке и вызрели в лоне еврейской культуры.

Это очень древний народ. Это народ, из которого вышла Царица Небесная – Богоматерь, ставшая родительницей Христа. Как бы мы к этому ни относились, богоизбранность еврейского народа засвидетельствована Священным Писанием и самим Творцом. Другое дело, что мы вспоминаем, как евреи распяли Христа. Этот аргумент звучит очень часто. Именно этот аргумент повторялся всякий раз, когда в Европе начиналось гонение против евреев – будь то Испания, Англия, другие страны, даже Российская империя. Именно евреи кричали: «Распни, распни Его!» И это правда.

Но мы должны помнить, что Христос разделил народ на несколько частей, и одна часть кричала, чтобы Его распяли, а другая часть сопровождала Христа на казнь. Вспомните Евангелие от Луки, где говорится о том, что, когда Христос нес свой крест, один из крестьян помогал Ему, а иерусалимские женщины плотной толпой обступали Его и рыдали о Нем. Они Ему сочувствовали. Христос обращает к ним Свою речь и говорит: «Не плачьте обо Мне, иерусалимские жены, но о детях ваших плачьте». Этими словами Он предрек Холокост, случившийся при императорах Веспасиане и Тите, которые уничтожили Иерусалим и потом преследовали иудеев вплоть до Второй Иудейской войны, закончившейся примерно в 135 году, что привело к гигантскому рассеянию и большим скорбям этого народа.

Таким образом, мы не можем сказать, что евреи распяли Христа, просто потому, что среди этого народа были очень разные люди. Это не аргумент против еврейской крови, против еврейской национальности. Кроме того, первым поколением христиан были иудеохристиане, как бы мы к этому ни относились. Что это значит? Жизнь этих людей подробно описана в Книге деяний святых апостолов. Первое поколение христиан, первые ученики Христовы – самовидцы и слуги, как их еще называют, – были людьми, которые не порвали с иудейкой религией. Они были христианами, но формально принадлежали к иудаизму. Это значит, что они продолжали соблюдать ритуалы иудаизма: обрезание, праздники, посещение храма, жертвоприношения в храме, весь иудейский календарь и так далее; и при этом они собирались для совершения Евхаристии. То есть самая первая церковная община и богослужебный опыт вызрели в среде иудеохристиан.

Поэтому, когда мы читаем Послание апостола Павла к Римлянам, в котором три главы – с девятой по одиннадцатую – посвящены судьбе еврейства, иудейского народа, мы встречаем высказывания, которые христианину или человеку, который себя считает христианином, но при этом и антисемитом (а я убежден, что христианин просто никак не может быть антисемитом, это идет против всего), могут не понравиться. Апостол Павел пророчески предсказывает, что однажды иудейский народ обратится ко Христу, вернется к христианству. А иудаизм до сих пор живет Мессией, его ожиданием, ошибочно пропустив настоящего Мессию. Вот в чем его трагедия. Но он остается богоизбранным народом. И однажды придет его срок, как говорит апостол Павел, который болеет за свой народ, но сам от этого народа очень сильно пострадал. Мы помним, как он перечисляет все свои беды от лжебратий.

Следовательно, срок вливания еврейства в христианскую Церковь еще не настал, и мы не знаем, когда он настанет. Это говорит о том, что христиане, по словам апостола Павла, должны помнить, что они – дикая маслина, привитая к благородному корню. Это никак не унижает любые другие народы. Почему не унижает? Потому что именно апостол Павел был тем, кто в нескольких своих посланиях, например, к Колоссянам или к Галатам, и даже к Римлянам, повторяет рефреном, пытаясь затвердить эту истину, внедрить ее в сознание своих слушателей и своих учеников, о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского, ни богатого, ни бедного, а «всяческая во всех» Христос. Потому что приобщение ко Христу, особенно в Евхаристии, когда мы переливаем кровь Бога в наши жилы, приобщает нас к Новому Израилю. Вот та мысль, которую повторяет апостол Павел.

К какому бы народу мы ни принадлежали, становясь детьми Христа через крещение и Евхаристию, мы приобщаемся к подлинному богочеловечеству, которое выше любой расы и любой национальности, пола, образования, социального статуса, имущественного положения. Это все гораздо выше и важнее. Но при всем этом мы должны понимать, что, как бы расистские идеи ни рядились, в какие бы одежды они ни одевались – философские, религиозные, национальные, – это то, что предельно чуждо христианству. Нет какой-то особенной нации. Даже от наших единокровных братьев мы периодически слышим, что есть белая раса и ее нужно защищать. Это абсурд! Или вы отказываетесь от Христа, и тогда не приплетайте сюда христианство, или же бросьте это глупое соперничество с богоизбранным народом.

Все это происходит из-за того, что мы невнимательно читаем Священное Писание, мы невнимательны к тому, что говорит Христос. Поэтому в каждом веке периодически появляются свои манипуляторы, провозвестники расовой теории, совершенно чуждой христианству, преступной. Преступной еще кроме всего прочего потому, что она побуждает к жесткости, к убийству. Это очень плохо, это совершенно неприемлемо и никак не может рассматриваться как нечто здоровое и уж ни в коем случае как близкое к Евангелию.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать