Свет невечерний. Формула поста

11 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Мы знаем, что в Православной Церкви есть такие периоды года, когда мы особенно ревностно предаемся духовным упражнениям. Это четыре больших поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский, который мы держим накануне праздника Рождества Христова. Всякий раз, когда наступает постное время, некоторые православные христиане впадают в невроз, который сопровождается тревожными состояниями и даже депрессией. Я даже не удивлюсь, если со временем появится диагноз «постная депрессия».

Для многих православных людей это реальность: как готовить, что кушать. Руководствоваться ли календарем, который говорит, что сегодня пища с маслом, завтра – без масла, а вот был полиелей, значит – можно готовить рыбные блюда; а здесь разрешение на рыбную икру. Как поститься строже: до дня святителя Николая или после; может быть, после дня Спиридона. Некоторые старушки говорят, что после дня Спиридона точно без рыбы. Как быть? В чем дело? Как к этому относиться? Как нам избежать этого неудобства, которое нам несет постная депрессия? Не сам пост, а именно постная депрессия и невроз, который с ним связан.

Я бы различал эти вещи. Пост – весьма полезное духовное упражнение. Он необходим. Он является общецерковным усилием. Он очень полезен. Но со всем тем, что сопровождает неправильное понимание поста (это уродства, которые выдаются за пощение), необходимо бороться. Это следует прояснять. А как бороться? Нужно выяснить, что же было на самом деле, имеется в виду, какая формула поста, как нам правильно поститься, чего держаться и придерживаться.

Откуда в нашем календаре взялись все эти надписания: без масла, разрешение на вино и елей, трапеза с рыбой? Откуда на наших православных телеканалах во время поста появляются бесконечные передачи о том, как приготовить какой-то особый постный пряник с соусом «Бешамель» или с креветками? Как будто во время поста мы не можем ни о чем другом говорить, как только о том, что можно, а что нельзя есть, как правильно приготовить. Не пошлость ли все это? Именно пошлость и недоразумение, связанные с тем, что мы не понимаем самой сути!

Все эти надписания, связанные с ограничениями постных блюд, вошли в наши календари из Типикона. Эта книга является богослужебным уставом, а точнее – уставом жизни общежительного мужского монастыря. Она в нашей Церкви появилась в конце XVII века, и наши богослужения ориентируются на этот текст. Среди прочего все ограничения в пище мы берем оттуда. Но эта книга – я подчеркну – написана для мужского монастыря, то есть это монашеские правила. Причем – это тоже очень важно понимать – в Церкви никогда не было единого устава пощения для всех. В каждом регионе, в каждой общине действовали свои правила. Отсюда и знаменитая фраза, которую мы часто слышим: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Эта фраза взята из жизни, потому что в каждом монастыре был свой устав богослужения, поста и внутренней жизни. Это было совершенно нормально.

Но свой устав был не только в монастырях, он был связан еще и с приходской жизнью. Рождественский пост появляется из маленького однодневного поста накануне Рождества Христова. Дело в том, что в древности Рождество Христово и Богоявление, то есть Крещение Господне, праздновались в один день. При этом необязательно 25 декабря по старому стилю и 7 января по новому стилю. Всегда были разные даты, причем в разных регионах все было по-разному. Был один-единственный день строгого поста. А святитель Иоанн Златоуст сообщает о практике пощения, которая была в ходу в его время в Константинополе; ее придерживались и монахи, и миряне, она предусматривала пять дней поста накануне Рождества Христова. Таким образом, во времена Иоанна Златоуста Рождественский пост составлял пять дней.

Мы скажем, что это все-таки было давно, в конце IV и начале V века, и мы можем этого всего не придерживаться, потому что святые отцы нам другое завещали. Но мы можем вспомнить, например, Феодора Вальсамона. Это известный византийский канонист XII века, который, описывая ситуацию с Рождественским постом, говорит, что вообще-то в Константинополе постятся сорок дней перед Рождеством Христовым, но эти сорок дней держат константинопольские монахи, потому что это монашеский устав, а миряне постятся четыре дня накануне Рождества Христова. Это XII век! Он подчеркивает про мирян Константинополя, потому что в других регионах были другие уставы поста. А здесь четыре дня, что Вальсамон считает страшным безобразием и говорит, что мирянам надо поститься не четыре дня перед Рождеством Христовым, а семь дней.

В XV веке один из византийских иерархов пишет нечто подобное. В XV веке практика поста была такой же, что и во времена Иоанна Златоуста, она не сильно отличалась. Он пишет, что в его время миряне постились в Константинополе пять дней перед праздником, а монахи постились сорок дней. Таким образом, 40-дневный пост требовался только от монахов конкретного монастыря.

Сейчас в нашей Церкви нет мирянского устава поста. Поэтому люди, которые руководствуются уставом мужского монастыря, то есть нашим Типиконом, накладывают на себя бремена, которые от них никто не требует. Если вы не монах, если вы даже монахиня, вы можете искать другую форму поста. А как поститься? А в чем тогда суть поста?

Формула поста очень простая. Пост – это «2С»: скромность и сдержанность. Если на еду во время поста вы тратите денег и времени в несколько раз больше, чем в непостное время, то вы неправильно поститесь. Постная пища – это скромная пища; и, наоборот, непостная пища – это скоромная пища. Если вы пошли в ресторан и заказали себе какие-то особенные морепродукты, например, осьминогов, убитых взглядом Дональда Трампа, или же особенные макароны, привезенные из Японии, но совершенно постные, и заплатили в десять раз больше денег, то вы оскоромились, вы нарушили пост. Если вы сделали утром кашу на молоке и позавтракали как простой, обычный человек, то вы не нарушили пост.

На самом деле деление продуктов на пищу животного происхождения и растительного происхождения тоже в каком-то смысле является новшеством. Это пришло к нам скорее всего под эллинским влиянием. Хотя это большой вопрос и длинный разговор. Да и о продуктах мы сейчас знаем гораздо больше. Так, морепродукты или орехи, которые мы считаем страшно постными, могут волновать кровь гораздо сильнее, чем несчастная, убитая горем курица, которую вы приготовите в качестве бульона.

Пост, как и любые другие упражнения, является всего лишь вашим творческим усилием. Нужно самому определить, как ты можешь поститься, что можешь кушать, чего тебе нельзя, что вредит твоей работе, настроению. Нужно найти свою меру, руководствуясь этой простой формулой поста: скромность и сдержанность. Где нескромно и несдержанно, там не постно, а где есть скромность и сдержанность, там человек постится правильно.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать