Свет невечерний. Быть собой довольным

17 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В нашем религиозном лексиконе есть  неприятное слово: «фарисейство». Если хотят сказать о каком-то человеке, что он религиозный лицемер, то есть, например, предъявляет к другим людям претензии и требования, которым сам не следует, то такого человека часто называют «фарисеем» или «фарисейкой». Есть даже такой роман: «Фарисейка». Это старинное слово. Одна из версий этимологии этого слова связана с персидской религией, с персами, что якобы это название религиозных персов как-то повлияло на данное словоупотребление в первые века христианства.

Не будем вдаваться в эти подробности, потому что  я не лингвист; и вы скорее всего не посвящены в такие тонкости. Это и не важно. Мы говорим о наших современных реалиях и пытаемся понять, за что Христос  обличал фарисеев. Чем они Ему так не нравились? Ведь формально, если мы присмотримся к ним, то увидим, что это просто религиозные, благочестивые люди, набожные, ценящие свою религиозную традицию, то есть именно то, к чему мы призываем, например, на занятиях в воскресной школе или в проповедях. Ведь там мы призываем к тому, чтобы люди были верны своей традиции, хранили Предание, соблюдали правила. Тем не менее в этом слове есть какой-то привкус, который мы воспринимаем с некоторым порицанием, как некоторую болезнь. О чем говорил Христос? Что Он имел в виду?

Чтобы прояснить содержание этого понятия, я бы вам привел пример из жизни моей приятельницы, которая одержима чистотой. Она такой человек, что  всех изводит ежедневной уборкой. Если вы зайдете к ней в квартиру,  не найдете ни одной пылинки. Даже кот ходит как будто бы на цыпочках, хотя коты на цыпочках не ходят. У кого есть кошки, те прекрасно знают, что они могут взобраться на человека, оставляя после себя синяки на руках, на животе. Это такое твердое животное, хотя очень мягкое. Так вот, при ней кошки ходят на цыпочках. Потому что этот человек не выпускает из рук пылесос. Вся ее семья, подчиняясь ее очистительному порыву, днями, а иногда и ночами драит хрустальные вазочки, вытирает пыль, протирает плинтусы, по нескольку раз перемывает посуду в горячей и холодной воде, протирает кружки. Повсюду идеальная чистота!

Почему так происходит? Видимо, корни такой гипертрофированной чистоты или чувствительности к чистоте берут начало в детстве. Может, была какая-то травма. Психологи могут найти массу объяснений. Но именно этот момент присутствует и в религиозной жизни: когда человек хочет, чтобы все было на своих полочках. Чего ищет тот человек, который преследует чистоту и стерильность, или религиозный человек, который хочет выполнить абсолютно все заповеди, чтобы все было на своих местах? Он хочет духовного комфорта. Он хочет, чтобы все было как положено. Как у нас в детстве говорили, он хочет, чтобы все было «по-людски», «как у людей». Он ищет определенного религиозного комфорта. Он ищет успокоенности, некоторой завершенности.

Этот момент является ключевым в жизни современных фарисеев. А каждый из нас время от времени бывает в этом положении. Фарисеи – это не какой-то класс, это мое состояние, например, перед причастием или после причастия, когда я выдыхаю и говорю: «Вот я выполнил все как положено». Вспомните, как в притче о мытаре и фарисее, которая изложена в главе 18 Евангелия от Луки, Христос передает речь фарисея: это человек, который доволен собой. Он доволен собой, потому что он не такой, как прочие, все эти воры, корыстные люди или как этот мытарь. Он все выполняет. Он даже постится на всякий случай чуть больше, чем положено, и десятину дает не только с того, что предписано, а чуть-чуть больше. Потому что все у него схвачено, за все заплачено. Жизнь полностью устроена и налажена. У него выполнены все планы, завизированы все конспекты, все графы четко расписаны.

Это человек, который доволен собой, и Христос не порицает этого человека. Если мы прочитаем дальше притчу, мы увидим, что Христос не говорит, что он осужден или ему прямая дорога в ад. Он просто ушел из храма менее оправданным, чем мытарь, который бил себя в грудь. Почему Христос с сожалением говорит о фарисее? Ведь это религиозный человек, которого, наоборот, нужно поддержать и сказать, что он выполняет все как положено.

Дело в том, что христианство – это постоянный кризис, это не уютное положение. Я мог бы подтвердить свои слова выдержками из дневников святых людей, из мемуаров, из которых следует, что святые люди постоянно сомневались в себе. Сомневался Предтеча, когда вдруг, незадолго до смерти, находясь в тюрьме, специально посылает учеников ко Христу. Это было очень сложно сделать из темницы. Но он посылает учеников, чтобы уточнить, на самом ли деле Тот – Христос. Мы даже не знаем, получил ли он известие от Христа, успели ли ученики передать ему ответ до его жуткой казни, чтобы он умер с облегчением. Можно предположить, что он сомневался до последнего мгновения своей жизни.

Человек находится в кризисе. Он недоволен собой, он находится в постоянном поиске. Именно это является признаком живого, незаконченного человека. Именно на этом Христос делает ударение. Он говорит, что не нужно бояться кризиса, не нужно бояться сомнений, этого неуютного состояния, когда ты понимаешь, что на самом деле ты должен пересмотреть свои взгляды, свое отношение, сомневаться в себе и правильности своих поступков, постоянно искать себя. И не просто искать, а творчески лепить себя. Один античный философ говорил: «Ваяй свою статую». Это главный принцип этики Плотина. Мы должны постоянно работать над творческим поиском своего лица.

Была такая замечательная пьеса Ибсена – «Пер Гюнт», которую многие из вас видели на сцене театров; есть прекрасные постановки. Там рассказывается история некоего молодого человека, который долго скитался по свету, многое в жизни видел, но не может спокойно умереть, потому что не может ответить на вопрос, что значит быть собой. Я – это кто? Человек, который что-то желает, куда-то стремится? Где я сам, настоящий? В этом произведении есть интереснейшая сцена, когда Пер Гюнт попадает в пещеру троллей и король троллей уговаривает его: «Брось ты эту глупость! Я тебе поправлю зрение. Потому что быть троллем – не значит быть собой или искать ответ на вопрос, как быть собой, а это значит быть собой довольным. Вот что такое настоящий тролль».

Мы становимся на путь фарисея, когда этому поиску, этой внутренней религиозной тревоге, которая является творческой тревогой, предпочитаем путь быть собой довольным. Выполнить все нормы, все правила и успокоиться. Не случайно Христос уподобляет фарисеев раскрашенным гробам. Потому что для того, кто лежит в гробу, уже все закончилось. Он уютно лежит в чистом и спокойно, «благочестиво» разлагается. Замечательный, хорошо отделанный гроб, все проходят мимо и даже снимают шляпы перед таким гробом. Потому что у человека все закончилось, все завершилось.

Христианин – это человек, который находится в постоянном поиске ответа на вопросы: что значит быть собой, что значит быть со Христом, кто я такой перед лицом Христа? Если мы честны перед собой, то, оглядываясь на свою религиозную жизнь, например, на себя три года назад, понимаем, что это было что-то не совсем правильное, было очень много ошибок. Если это так, вы идете правильным путем. Это значит, вы еще не умерли, не легли в этот гроб фарисейства. Этот кризис, эту творческую тревогу нужно принять как благословение Божие, как главный нерв христианской жизни. Не случайно Христос просил нас бежать от фарисейства, даже если мы периодически и втаптываемся в эту трясину.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать