Свет невечерний. Болезнь пьянства

13 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Настало время мне прилюдно покаяться перед всеми в тяжком грехе моей юности, потому что на совести у меня – криминальное детство. В мутные годы перестройки наша семья зарабатывала на жизнь самогоноварением. Я принимал в этом самое деятельное участие, хотя ни разу в жизни не пробовал самогон. Но продукт наш отличался высоким качеством, никто никогда на него не жаловался, санитарные нормы мы соблюдали, хотя все было очень сложно, непросто, потому что как-то нужно было поднимать четверых детей, а в те смутные годы, конечно же, это все было очень непросто.

Почему я об этом говорю? Не потому, что мне приятно вспоминать годы перестройки – самое, может быть,  жуткое время, которое мне в моей жизни приходилось созерцать, – но потому, что тогда, в детстве, я столкнулся с огромным количеством поломанных судеб. Люди, которые к нам приходили, были достаточно известные в своем кругу пьющие люди, пьющие профессионально, многие годы. И с некоторыми из них мне даже удалось подружиться, потому что это были люди очень часто необыкновенно интеллигентные, но с разрушенной судьбой; начитанные – я мог с ними спорить о Достоевском, о Толстом, будучи тогда еще школьником. Мы засиживались подолгу, прежде чем отпустить товар клиенту. И меня уже тогда мучил вопрос: почему они пьют? Что случилось с такими талантливыми, умнейшими, красивыми, сильными людьми, что они позволили себе опуститься на самое дно общества? Как такое могло произойти? И я вижу, что это болезнь, которая никак из нашего общества не уходит.

В Притчах Соломоновых я читаю замечательное, точнейшее описание болезни пьянства, поразившей общество еще тогда, при жизни Соломона: У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у  кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Для нас, людей и советских, и просто русских, это очень близкая и понятная картина. Хотя я не думаю, что это болезнь только русской цивилизации, это болезнь, которая, видите, охватывала даже общество евреев премудрого Соломона.

Перед глазами у нас разворачиваются трагедии семей, где есть пьющие люди. Там есть и вой, и стон, и побои, и плачущие дети, разоренные дома, разбитые стекла. И все это как будто бы из ничего, потому что ты видел этого мальчика, он рядом с тобой жил, ходил вместе с тобой в школу. И вдруг через какое-то время он превратился в алкоголика, женившись на красивой девушке, которая родила ему красивых деток. Он почему-то нервничает, суетится, рвется, рыдает, никак не может остановиться в этом своем несчастье.

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно. Такое удивительное описание дает Соломон, который знает, видимо, достоинства вина, как оно может быть привлекательно.  Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид. В другом месте Библии мы можем прочесть замечательную фразу:  Против вина не показывай себя храбрым. Я бы эту фразу высек золотыми буквами и непременно давал читать заучивать наизусть молодым людям. Иногда меня спрашивают мои ученики-подростки: «Отец Савва, какую бы вы посоветовали фразу выбить на груди?» – есть такие любители татуировок. Это, конечно, вопрос не к священнику, но если и можно было что-то выбивать, очень важно помнить эти слова: никогда не выказывай себя храбрым перед вином, потому что скорее всего оно тебя одолеет.

Укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. Красивый образ пьющего человека. Кругом волнение, шторм, а ты наверху мачты спишь, никто тебе не может помочь и, самое грустное, ты никому не можешь помочь. И скажешь: били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал; когда проснусь, опять буду искать того же.

Болезнь. Пьянство – это страшная болезнь. Давно пора предпринять какие-то даже государственные усилия против этой страшной заразы. Сколько людей гибнет, говорят нам, от СПИДа, от трагедий на дороге, называют какие-то чудовищные цифры. Но сколько гибнет от пьянства! И даже преступления совершают люди в пьяном угаре: мучают своих детей, сбивают несчастных старушек на дороге, не видя ничего перед собой. Есть множество таких примеров, и нам нужно что-то делать. Я задавал себе вопрос еще тогда, в детстве: почему люди пьют, почему они начинают пить, почему они продолжают это? Это две разные истории, потому что человек продолжает пьянствовать не по той самой причине, по которой он начал пить.

Но один вывод, к которому я пришел из своих наблюдений за людьми, страдающими этой страшной болезнью, – это то, что в нашей культуре как-то не привились законные, яркие и конкурентоспособные формы отдыха. Наши люди умеют очень сильно, хорошо трудиться, но культура отдыха, право на отдых, на хобби, на какое-то увлечение только начали зарождаться в нашем обществе. Тебе нужно проявить огромные усилия, чтобы объяснить, почему ты хочешь бегать кросс, будучи взрослым человеком, почему ты хочешь увлекаться путешествиями, или кататься на велосипеде, или ходить в горы. Тебе нужно объяснить огромному количеству людей, что это нормально, что это не чудачество.

Но тебя поймут, если ты напьешься. Тебе все одобрительно закивают и поймут, что это все правильно, это все понятно, это традиционно. Мне кажется, среди множества вещей, которые мы можем противопоставить этой болезни, есть как раз обычное и очень простое культурное усилие целого общества по поиску законных, естественных и нормальных форм отдыха, которые были бы более привлекательны, чем водка, чем многие другие вещи.

Это с одной стороны. А второй момент – это, конечно же, вопрос, если хотите, политический и экономический. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы люди были трезвыми, здоровыми, адекватными. Государство не должно бояться трезвых людей – такая парадоксальная мысль. Ведь на самом деле пьянство в царской России поощрялось. Мы можем привести множество примеров и свидетельств о том, как пили с самого раннего детства, в наблюдениях Веры Фигнер или Гиляровского. У Короленко есть масса примеров пьянства десятилетних девочек, спаивали с самого раннего детства, потому что это приносило доход. Вот этот путь совершенно недопустим. Но что-то сделать с этим можно, и это сделать очень просто, а раз можно, значит, нужно лечить и себя, и целое общество от этого страшного изъяна, от этой жуткой болезни пьянства.

Записала Ксения Будченко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать