Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вот у апостола Павла встречается это замечательное слово – нежность. Он призывает своих учеников: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Я эту фразу могу повторять многократно, потому что, как мне кажется, в ней апостол Павел раскрывается с неожиданной стороны. Это не тот величественный муж, которого мы часто видим на иконах с мечом, в римской тоге, со взором ревнителя. Он действительно был ревнителем и ходил в римской одежде (правда, не уверен по поводу меча), апостолы для нас – мужи фундаментальные, скульптурные, иконические. И тут, из уст этого богослова, мыслителя, ярчайшего деятеля христианской истории, звучит слово «нежность». И в этом слове он раскрывается совсем с другой стороны, открывая сердце и показывая, чем он живет.
Не только нам, христианам, важно увидеть это свидетельство нежности со стороны святых угодников Божьих, отличавшихся необыкновенной ревностью, но важно еще и доверчиво раскрывать этот опыт нежности людям, которые только-только приходят к Церкви. Потому что, делая акцент на ревности по Бозе, ревности, опаляющей, пламенеющей, которая, конечно, присутствует в нашем христианском опыте, мы забываем о самом главном – о том, что апостол есть свидетель Бога любви и каждый христианин есть ученик Бога любви, ученик Бога нежности и доброты. А нежность – это такая вещь, которая иногда просто спасает жизнь. Ее одной иногда достаточно для того, чтобы человек вдруг оттаял, вернул себе волю к жизни и совершенно по-другому ощутил этот мир – мир, которому естественно быть добрым и нежным.
В посланиях апостола Павла довольно часто встречается еще слово «совесть». Совесть – это категория, которую, как говорят исследователи, христианство заимствовало из словаря стоиков – философов, которые тщательно разработали этическую структуру нашего опыта, отрефлексировали, вырисовали ее ключевые моменты, описали добродетели и пороки и так далее. Но, мне кажется, для апостола Павла эта категория звучала совсем в другой тональности, потому что совесть есть просто голос естества, то есть настоящего, натурального, это своего рода этическая транскрипция инстинкта самосохранения. То есть если совесть нас в чем-то обличает, то это не моральные принципы, навязанные нам обществом, а сама природа говорит, что ты поступаешь не по-доброму, ты поступаешь против закона любви.
Закон любви – это нечто, что естественно каждому из нас, но это длинные холодные разговоры, а вот у замечательного французского писателя Ромена Гари (у которого русские корни, и русский язык был для него родным) есть чудесная книга «Обещание на рассвете», посвященная его матери. В этой книге есть свидетельство о том, что нежность делает с человеком.
Ромен Гари прожил непростую жизнь, его мама выбивалась из сил, чтобы поставить на ноги своего дорогого Ромочку. И одним из самых тяжелых периодов была их жизнь в Вильнюсе, когда мама была вынуждена скитаться по квартирам, унижаться. Однажды это унижение достигло такого накала, что весь дом, где они снимали свой нищенский угол, смеялся над матерью, а она в слезах пыталась отстоять свое достоинство, и все это происходило на глазах у маленького Ромы. И вот, чтобы не видеть этого, потому что весь этот ужас не пережить, он решил покончить с собой. Мальчику тогда было восемь лет. Представляете, что должно было произойти с человеком, чтобы он в восемь лет решил покончить жизнь самоубийством?
Рядом с домом находился огромный склад дров, пятиметровая глыба, в которой этот малыш прорыл себе туннель и забрался в него. Ему было достаточно немного напрячься, чтобы обрушить на себя эту пятиметровую глыбу и быть погребенным под ней. Вот он улегся и уже протянул руки, чтобы толкнуть на себя эту гору дров. Он рыдал, сотрясаясь от слез и растирая маленьким кулачком слезы по своему детскому личику… И тут он вспомнил, что у него в кармане есть украденный накануне маковый пирог. И он решил все-таки съесть его перед смертью. Вытащил пирог и, захлебываясь слезами, начал есть. Догрыз, потянулся к дровам и тут увидел, что в его тайный лаз проник известный дворовой рыжий кот, страшный бандит, лишайный, с разорванным ухом и поцарапанным носом. И вот этот кот потянулся к мальчику и стал вылизывать его заплаканное лицо, к которому прилипли крошки от макового пирога. И этого мальчику было достаточно для того, чтобы оставить свою мысль. Кот вылизывал его, вылизывал, и Ромен Гари вспоминает: «Я, конечно, знаю, что он вылизывал меня небескорыстно, все это было ради пирога». Потом кот замурлыкал, прижался к мальчику, и они оба заснули.
Никто никогда не ожидал от этого облезлого кота приступа нежности, но эта нежность вернула человека к жизни. Знаете, друзья мои, вокруг нас столько одиночества, столько людей, которые нуждаются просто в ободряющей улыбке. Не обязательно их гладить, дарить им маковые пироги (хотя и это тоже очень важно), но бывает достаточно простого внимания, участия, чтобы человек оттаял, чтобы к нему вернулась воля к жизни – и это все о той самой нежности, о которой свидетельствовал апостол Павел.
Мы часто воспринимаем христианство как нечто строгое, массивное, фундаментальное. На самом деле вся сила его как раз в этом свидетельстве любви и нежности, потому что именно на них держится наш мир. Именно доброте, нежности, ласковым словам, участливым улыбкам, объятиям или молчанию или, может быть, когда человек просто посмотрит на сидящего рядом с ним и вместе с ним поплачет, сочувствует ему – вот этим крупицам нежности мы обязаны тем, что наш мир все еще жив. Поэтому мы, христиане, свидетели Бога нежности, должны не забывать о своем высоком служении.
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!