Свет невечерний. Религия успеха

29 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В далекой Италии довольно давно жил поэт с очень славным именем Петрарка. Как только мы вспоминаем это имя, у нас, советских людей, сразу же всплывает в памяти замечательный фильм Марка Захарова «Формула любви» и сонет Петрарки, который читал один из героев этого фильма.

Петрарка вошел в историю как творец сонетов к прекрасной Лауре. Сам он, как мне кажется, и в страшном сне не мог представить, что история запомнит его как творца сонетов. Дело в том, что львиную долю своих творческих усилий поэт посвящал созданию тяжеловесных, многотомных поэм, достойных классических поэтов (он им и подражал). И, собственно, за эти поэмы, огромные, написанные стихом, тщательно выверенным по классическим образцам, он и стал фактически королем поэтов, как иногда говорят. Но оказалось, что людям милее были сонеты, которыми он баловался на досуге, просто «расписывая руку», тренируя стиль, упражняясь от нечего делать вот в этих «стишатах». Для него они были пустяками, но людям стали дороги именно эти пустяки.

Петрарка – это очень далеко, это не наша страна, и читали его, в общем-то, немногие. Вспомним знаменитого русского поэта Корнея Чуковского. Уж Корнея Чуковского читали все, без «Крокодила» вообще жить нельзя. Но Корней Чуковский, одареннейший поэт, очень переживал из-за того, что его запомнили как детского поэта, ведь сам он видел себя прежде всего как ученого, специалиста по творчеству Н.А. Некрасова. И прежде всего именно за научные труды о поэзии Н.А. Некрасова он даже получил докторскую степень в Англии. Я видел фотографию, где Чуковский стоит в мантии и такой средневековой «шапейке», потому что в конце концов достиг той самой последней цели, к которой стремился. И он очень смущался, что его отождествляли с какими-то глупыми детскими стишками, которые ему стыдно было и вспоминать. Но люди запомнили его как автора «Крокодила».

Почему я вспоминаю этих людей? Потому что мы с вами, люди взрослые, периодически задаем себе вопрос: «Чего я достиг, кто я такой?» Это страшный вопрос, которым себя мучают буквально все взрослые люди, особенно мужчины, достигнув тридцатилетнего возраста и не видя рядом с собой дорогого автомобиля, шикарной квартиры, очаровательной блондинки, не имея карьерного роста или хотя бы приличного счета в банке. «Кто я такой? Чего я достиг? Что я собой представляю?» – мы мучаем себя этими вопросами, потому что как-то незаметно в нашем светском, комфортабельном обществе на смену христианской религии пришла религия успеха.

Религия успеха – именно так это называется. Стыдно быть лузером, стыдно быть неудачником. Ну как же так? Посмотри, в чем ты ходишь, где ты работаешь, какая у тебя зарплата, какая у тебя жена. Дети у тебя не такие, страна у тебя тоже совсем не та, и у твоих родственников нет ни капли еврейской крови – нечем гордиться. Вот чего ты достиг в своей жизни?

Это глупости, друзья мои, жуткие глупости, которыми мы себя мучаем. Но я настаиваю на том, что эта очарованность успехом именно религия. Потому что, что бы об этом ни говорили критики религиозного образа жизни и мысли, религия – вещь крайне опасная. Там, где начинается религия, там жди какого-то подвоха и опасности. Так же случилось и с религией успеха. Кто формулирует догматику этой религии? Кто говорит, что есть успех? Модный «гуру», мелькающий на обложках журналов, или заботящиеся об индексе цитирования. Те люди, которые говорят, что быть худым, тощим как верблюд, пролезающий в игольное ушко, – это хорошо. И тут же те люди, которые равняются на этих «гуру», проповедников, догматиков новой религии, тут же начинают мучить себя, издеваться над своим телом, и прежде всего мучить своих близких. Я знаю случаи, когда эта религия успеха доводила людей до катастрофы. Не только до психических заболеваний, но иногда и до жизненных катастроф и трагедий, потому что тот набор успешного человека, который демонстрируется новыми проповедниками и пророками религии успеха, очень изыскан и постоянно меняется. И вот человек попадается на удочку этих проповедников, оглядывается вокруг и видит, что жена у него полноватая и совсем не блондинка, что сам он мог бы зарабатывать больше и работать не здесь и что родственников своих надо бы стесняться и, в общем-то, он лузер. А почему он лузер? Потому что дружит с неудачниками, а надо бы расстаться с этими неудачниками и искать других людей.

Постепенно человек отсекает себя от любимой супруги, от своих близких, от друзей и работы, которая на самом деле приносит радость, но почему-то непрестижная. А почему? Потому что так сказали «пророки». Ведь религия всегда требует самоотречения, отказа, и если ты стал адептом религии успеха, то начал постепенно отсекать тех людей, которые тебе на самом деле дороги, но не укладываются в прокрустово ложе твоей религии. Так разрушаются семьи, так родители десятилетиями не разговаривают с детьми, так кончаются замечательные творческие начинания, так порой заканчиваются жизни.

Но мы с вами, обозревая святую жизнь наших угодников Божиих, скажем, что, наверное, каждый из них был по-своему лузером, каждый из них был неудачником, каждый из них не достиг успеха в чем-то. А в чем успех? Вот этот вопрос мы должны себе задавать. Где лежит наше сердце? Евангелие ведь так и говорит: где сердце ваше, там и сокровище ваше, где сокровище, там и сердце.

Чего я хочу на самом деле? Ведь эти лживые проповедники успеха навязывают нам свои желания, а может быть, даже и не свои. И очень простой вопрос, который должен задавать себе каждый взрослый человек: «Чего я хочу на самом деле?» Не мои друзья, не мои близкие, не мой начальник на работе, не мои подчиненные, а чего я сам хочу на самом деле?

Корней Чуковский думал, что самый главный успех, которого он достиг, – его диссертация о Н.А. Некрасове. Петрарка свято верил в то, что история запомнит его благодаря тяжеловесным поэмам. А люди выбрали пустяки. И может быть, у вас есть докторская степень и шикарная машина, а Господь любит вас за то, что вы умеете лепить таких снеговиков, которых никто, кроме вас, не вылепит. Вот где, может быть, лежит успех, вот где вы настоящий.

Духовное упражнение, которому следует предаваться каждому взрослому человеку, – отвечать себе на вопрос: «Чего я хочу на самом деле?» Может быть, даже выписать себе несколько пунктов. И если ты честно признаешься себе в тех желаниях, которые, может быть, тебя даже пугают, тебе удастся не только достичь настоящего успеха – раскрыться, стать таким, каким тебя замыслил Господь, но и, самое главное, избежать чар и кандалов, которые навешивают на нас самопровозглашенные пророки религии успеха.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать