Свет невечерний. Бескорыстие молитвы

27 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

– Здравствуйте, друзья мои! У священника, как у всякого живого человека, есть свои фобии, страхи и ужасы. И большая часть этих ужасов связана с болезненной темой «Задайте вопрос священнику».

Батюшки боятся иногда быть опознанными, поэтому стараются выдавать себя то за художников, то за ученых. У нас в семинарии был один преподаватель – старенький священник, который на занятия и на богослужения ездил всегда в светском платье (как тогда выражались). У него были длинные волосы, седая борода, и одевался он с изяществом московского интеллигента из хорошего общества. Иногда, например в электричке, к нему обращались «батюшка», и он делал вид, что ничего не понимает, потому что на самом деле он художник и ездил на этюды. Но это было советское время, тогда священникам было небезопасно вообще как-то себя обнаруживать. Однако и в наши дни я сталкиваюсь с тем, что священники боятся быть узнанными, например, на улице, в магазине или даже в электричке, потому что это небезопасно не в физическом смысле, а потому что тебе непременно начнут задавать какие-то вопросы, часть из которых будет совершенно дикого содержания.

Но эти вопросы дикого содержания, которые расстраивают священников, выбивают их из седла, мы слышим, в том числе, и в церкви. Например, на днях прихожанка спрашивает меня: «У мужчины обнаружили проблемы с сердцем. Что читать, батюшка? Батюшка, что читать?» Или, например: «Сын поступает в военное училище – кому заказать молебен?» «Заболел племянник, в скольких церквях следует заказывать сорокоусты?», «Что лучше: читать акафист блаженной Ксении или, может быть, заказать неусыпаемую Псалтирь, если человек отправляется в путь?», «Кому лучше молиться, если завтра суд по поводу квартиры? Спиридону Тримифунтскому или же святителю Николаю?» Потому что обычно святителю Николаю молятся, если отправляются в путь, а Спиридону – «чтобы были гроши», как у нас говорят. Так что если у вас нет денег, надо непременно обращаться именно к Спиридону Тримифунтскому.

И это как раз те вопросы, которые лично меня озадачивают. Хотя как будто бы немного осталось таких вопросов в церковной практике, которые меня вообще могут озадачить, тем не менее я теряюсь и не знаю, что ответить. Вот как ответить на вопрос: «Кому молиться или что читать, если у племянника обнаружили порок сердца?» Что читать? Сам вопрос выдает некую религиозную позицию, религиозное мировоззрение, которые, как мне кажется, хотя и законны и имеют право на существование, но не имеют никакого отношения к христианству. С одной стороны, мне совершенно понятно это техническое отношение к нашей религиозной жизни: должен быть какой-то понятный прейскурант, схемы. Например, если ты заболел, сильно простудился, то лучше всего заказать акафист с водосвятием и принести с него три трехлитровые банки воды – так мне говорил один старый священник. Но в этом ли дело?

Не оскорбляет ли в каком-то смысле Бога наше потребительское отношение к молитве? И не только к молитве, но и к собственной болезни? Мне всегда казалось, что наши отношения с Богом должны быть по-хорошему бескорыстными. Если Господь посылает тебе какую-то скорбь или болезнь, наверное, это необходимая часть твоей биографии. И обращаться к Богу потому, что это поможет, идти на Причастие потому, что будет легче, – это, мне кажется, некоторое недоразумение. Конечно, мои мысли могут кого-то смутить, потому что у нас есть расхожее представление о том, какова религиозная жизнь, ее порядок, как нужно молиться, причащаться, какие зажигать свечи, покупать просфорки, привозить святыни, как все это раскладывать, потреблять и входить в какой-то определенный, очень понятный ритм. Но это ритм религиозный, все это говорит о религии, но очень мало говорит о вере – о том, как мы предстанем перед Богом, как мы осмысляем себя перед Господом, как мы перед Ним себя чувствуем.

Иногда мне задавали вопросы совершенно странные, но того же порядка. Например, один молодой человек подошел ко мне и спросил, какому святому молиться, чтобы девушка не забеременела, потому что он еще не окончил институт и не собирается на ней жениться. Можно, конечно, посмеяться над этим вопросом. Но наше вопрошание о том, кому молиться или что читать, если попал в беду близкий человек или я сам, того же порядка.

Что я имею в виду?! Если с нами случается какая-то беда, ведь на самом деле ничего не меняется, если я верующий человек. Если я христианин, я всегда предстою перед Богом, и какой бы я ни читал псалом, акафист, молебен, ничего на самом деле не меняется: нет каких-то механизмов, которые запускаются ради наших потребительских интересов. Может быть, мы замечаем, что в церкви мы очень много просим, в наших молитвах слишком много нас самих и очень мало Бога. Обратите внимание, как часто, например, на ектеньях в церкви звучит молитва «Подай, Господи». «Подай, Господи! Подай, Господи!» – и только один раз «Тебе, Господи». То есть даже в церковном богослужении наши молитвы не бескорыстны по отношению к Богу. Но ведь наша религия называется православие. Это не «правопокаяние», например, когда мы слишком много каемся, опять же сосредотачиваясь на себе, на своих грехах. Это не «правопотребление», когда мы с выгодой продаем свою душу Богу: приходим в церковь не просто так, а с тем, чтобы дети были здоровы, чтобы все у нас получилось, чтобы ребенок удачно устроился и так далее. Но православие – это бескорыстное прославление Бога, это и есть сердцевина.

Иногда нам, может быть, посылаются болезни, как эпизод личной биографии. Вообще, нельзя говорить о богословии болезни как о чем-то общем, потому что у одного человека это вызывает один отклик, у другого – совершенно другой, это всегда очень личные истории. И очень часто это бывает призывом к тому, чтобы бескорыстно прославлять Бога и принять свою судьбу, свою биографию, принять свою жизнь такой, какая она есть, конечно же, ожидая милости исправления, но не это главное. То есть в основе нашей молитвы, в основе нашего религиозного пути всегда есть бескорыстный порыв к Богу – вот что важно. Вот что нам ни в коем случае нельзя забывать, и тогда, если мы стоим на этом основании, эти глупые вопросы, эти недоумения снимаются сами собой. Потому что я никогда не скрываюсь от очей Божиих, никогда не перестаю славить Его, но всегда стою перед Ним, и Он всегда со мною. Поэтому нам не нужно специальных отношений, схем, нам не нужно каких-то диаграмм, заговоров, магических ходов и так далее. Потому что всё у нас совсем иначе, всё по-другому, поскольку мы не потребители, не случайные люди, а свои Богу, как говорит апостол Павел. И мы должны искать этого бескорыстия дружбы, бескорыстия личного, нежного отношения к Богу – вот это правильный путь, религиозный.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать