Свет невечерний. Свидетельство от внешних

27 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои, наверняка многие из вас, те, кто читали Священное Писание, обратили внимание на то, как апостолы в своих письмах, или посланиях, часто обращают внимание на то, как внешние к Церкви люди относятся к нам, христианам. Для нас этот вопрос звучит даже как вызов: ну какое нам дело, казалось бы, как они к нам относятся, как они на нас смотрят?! Тем не менее апостол Павел этот вопрос воспринимает очень принципиально и говорит, что даже когда мы ставим диаконом или священником кого-то из кандидатов, нужно удостовериться в добром свидетельстве о них от внешних. А ведь это очень личное дело кандидатов в священники. И в конце концов, это дело Церкви: мы ведь сами выбираем себе кандидата в священники, епископы, в диакона. Какое дело людям нецерковным, тем которые не в ограде Церкви, до наших кандидатов? Им-то что? Что они вообще могут о нас сказать?

И вот, друзья мои, размышляя над этим акцентом в апостольской проповеди, я пришел к выводу, что апостолы имели в виду некоторого рода духовное упражнение, которое, видимо, практиковалось христианами в первые века. То самое упражнение, в котором и мы с вами, люди современные, имеем нужду. В чем оно состоит? Например, вы смотрите проповедь по телевидению: сидит за столом священник, перед ним книга. Очень часто для того чтобы как-то украсить телевизионную картинку, священник ставит лампаду, икону, и, может быть, даже зажигает свечу. И он непременно будет в черном, на нем будет крест. Скорее всего, священник будет с бородой и говорить он станет определенным образом. Есть даже некоторый стиль, в котором священники говорят свои проповеди. В нем присутствует, во-первых, церковная лексика (для церковных людей совершенно привычная), во-вторых, церковная тематика, тоже для нас, людей церковных, привычная. И мы не видим здесь ничего особенного: батюшка как батюшка, икона как икона, разговор наш, обычный, на темы, которые волнуют всех верующих христиан. Например, тема евангельского чтения, тема праздника или разговор о том, как правильно выйти замуж, как молиться, как правильно исповедоваться, как приобщить детей к Церкви – набор этих тематических блоков исчерпаем, я бы сказал, что даже несколько заужен. И, казалось бы, все вполне нормально. Нас устраивает наше общение, наш образный строй и так далее.

Но как важно, друзья мои, посмотреть на эту же картинку глазами человека, внешнего к Церкви, того, кто не общается с духовенством, не читает Священное Писание. Он, может быть, крещен в детстве и в лучшем случае посещает храм на Пасху, но он не погружен в наши реалии, ему чужд наш язык и проблематика, волнующая верующего человека.

Недавно один мой светский приятель честно признался мне, что я его время от времени пугаю. Меня это очень удивило, я спрашиваю: «В чем дело? Как я могу тебя напугать?». «Но, отец Савва, Вы все время во всем черном ходите – это такой страшный цвет! Вы вдруг появляетесь ниоткуда, бросаете тень на мою машину, и меня это в первые минуты настораживает, – говорит он. – И потом зайду к вам в церковь, а вы поете так грустно и печально, батюшки все такие строгие, Вы проповедь говорите – так всё серьезно… может быть, Вы как-нибудь веселее свои службы служили бы, как-нибудь радостнее пели?»

Этот человек, симпатизирующий православию и сам крещеный в православии, замечает те вещи, которые для нас сокрыты. Как говорили раньше: «глаз замыливается». Мы не видим чего-то и очень привыкли к этому антуражу, а на самом деле мы периодически должны вышагивать из своего церковного опыта, чтобы посмотреть на себя глазами этого внешнего человека, послушать нашу речь слухом этого внешнего человека, посмотреть на наш стиль общения глазами этого человека, находящегося вне церковной ограды. Может быть, даже посмотреть на наши внутрицерковные проблемы. Бросить на них взгляд, на минуту вышагнув из своего церковного опыта, меняя ракурс, точку зрения, может быть, угол зрения. И вдруг открываются такие вещи, которые весьма полезны.

Полезны в каком роде? Во-первых, мы ведь получили веру Христову не для себя. Это не наш дар – Господь позвал каждого из нас, может быть, не самых лучших людей из тех, которые живут сейчас здесь, на нашей Земле. Как и апостол Павел говорил в Послании к Коринфянам: уничиженные мира, не сущие избрал Господь, да сущия посрамит (И худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит (1 Кор.28)). Не самых лучших, может быть, избрал, но почему-то позвал именно нас и дал нам дар веры, для того чтобы мы делились им, несли проповедь Евангелия по всему миру.

И мы себе периодически задаем вопрос, почему наша проповедь такая не эффективная? Почему при открытых воскресных школах, при телевизионных программах, при таком активном книгоиздательстве, такой миссионерской работе, молодежных проектах и так далее не идут люди в Церковь? Они почему-то не воспринимают нас правильно. А потому, друзья мои, в частности потому – это, может быть, не главная причина, но одна из них – что взгляд наш «замыливается». Мы говорим с внешними людьми внутрицерковным языком, мы не утруждаем себя работой переводчика, который не только формулирует свои мысли и идеи на языке человека другой культуры, но и сам должен научиться слышать, как его слышат. В Евангелии Господь говорит: «Наблюдайте, как слышите» – такая заповедь, между прочим. Наблюдайте, как слышите… Я бы еще добавил: и наблюдайте, как видят вас, наблюдайте, как вас воспринимают.

Может быть, даже те скандалы, которые связаны с церковной жизнью и периодически появляются в прессе, в разговорах с нашими близкими людьми, соседями, людьми, которые находятся совне и даже изнутри, связаны как раз с тем, что мы недостаточно внятно говорим о том, как мы веруем. Недостаточно внятно говорим о том, в чем состоит учение Христово. Может быть, мы не на том ставим акценты? Может быть, речь наша излишне пафосна? Может быть, нам сменить тон разговора? Может быть, что-то поменять в себе, а не обличать мир, не тыкать в него пальцем, не говорить: «Вы покайтесь или сгорите в огне апокалипсиса!» или: «Гореть вас всем в аду!». Может быть, нужно не пугать людей и себя, а нести радость жизни во Христе. Потому что это ведь очень радостная весть: Христос воскресе! Потому что Господь с нами. Но как это правильно сказать, чтобы наше слово не прозвучало враньем на слух или перед взором людей внешних. Вот это большой вопрос, поэтому мы, друзья мои, призваны к работе. Это очень полезное духовное упражнение – посмотреть на себя, на нашу церковную жизнь глазами человека совне и услышать себя с другой стороны, услышать слухом человека совне.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать