Свет невечерний. Удивить Бога

26 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Есть в Евангелии один эпизод, который меня всегда очень трогает, трогает и удивляет, – это история о благодарном сердце. Хотя надо сказать, что в Евангелиях очень много таких историй, но эта выделяется как-то особо, и я ее отношу в свою личную копилку замечательных евангельских сюжетов, которые вдохновляют лично меня.

Это история о десяти прокаженных. Довольно простой сюжет – рассказ о том, как страждущие люди ждут от Господа исцеления. Все Евангелие, в общем-то, состоит из чудес, дел Христовых. За Спасителем постоянно тянулся шлейф из людей, жаждавших не только ответов на горячие религиозные и личные вопросы, но и очень простых жестов исцелений, врачеваний. Они воспринимали Его не просто как пророка, учителя, благовестника, но именно как врача, в буквальном смысле этого слова.

И вот такая страшная болезнь ходила тогда на Востоке, и сейчас она есть в нашем мире, но мы как-то редко сталкиваемся с таким жутким заболеванием (хотя появились новые, не менее жуткие и страшные болезни). Но в те времена, когда отсутствовали социальные гарантии, пенсии, специальные больницы и общество не брало на себя ответственность за этих людей, проказа вычеркивала человека из семьи, из общества, и независимо от вашего социального статуса вы выпадали просто в никуда.

История о десяти прокаженных – это история грустная, потому что прокаженные люди, заболевшие этой страшной болезнью, сбивались в стайки и ходили от города к городу, будучи обязаны возвещать о своем появлении колотушками или звоночками. Это были люди из разных семей, совершенно разного образования, социального статуса, но одно их объединяло – горе. Согласно иудейским законам, прокаженные должны были просить милостыню вдали от людей, и они всегда стояли в отдалении, потому что люди боялись заразиться, не зная, как распространяется эта болезнь и что с ней связано.

Болезнь объединяла людей, в том числе разных религиозных и национальных отличий. И вот мы видим, что десять прокаженных, которые кричали вслед Христу, прося исцелить: «Иисусе Наставниче, помоги нам!» – это были люди, которые в нормальное, здоровое время даже никогда бы не сели вместе пообедать, даже не заговорили бы друг с другом, потому что это были иудеи и самаряне – люди, не общавшиеся между собой, но горе свело их воедино. И вот эти десять прокаженных, эта стайка людей, утративших человеческий облик и надежду, кричат вслед Христу, просят об исцелении. И Господь отвечает им очень просто, я бы даже сказал сухо, потому что в этой истории Он поступает как ветхозаветный пророк, рекомендуя выполнить положенное по закону: «Пойдите и покажитесь священникам». Это предписание Моисеева Пятикнижия, так было положено поступать в то время, и эти прокаженные послушались Врачевателя, Наставника. Евангелие говорит, что они пошли и по дороге очистились.

Десять человек поверили Христу, очистились, исцелились от болезни и, конечно, побежали к своим семьям, своим близким, потому что совершилось то, что не должно было произойти. И только один из них вернулся к Христу. Этот человек был самарянин. Этот человек вернулся, как говорит Евангелие «громко прославляя Бога» (мне страшно нравится эта фраза). Представляете? Человек, презрев все условности поведения взрослого человека, воспитанность, допустимую громкость, вернулся к Христу, громко прославляя Господа. Был он самарянин, упал к ногам Христа, Который удивился этому человеку. Удивился и сказал: «Брат, велика вера твоя!»

«Велика вера твоя». Христос благословил его веру: это человек, который удивил Христа, удивил Бога! Что в этой истории такого замечательного? Христос повелел им всего лишь выполнить обычные действия – пойти показаться священникам. Разве Он требовал от них благодарности, разве заповедовал им благодарность? Нет. Христос вовсе не ждал от них благодарности и никакой заповеди об этом от Него не прозвучало. Но этот человек от избытка сердца захотел поблагодарить Христа лично, и этим жестом он удивил Христа, удивил Бога.

Знаете, друзья мои, у апостола Павла и у других писателей, конечно, очень часто встречается различие заповеданного и того, что человек делает от себя. Вот апостол Павел говорит: «Я имею право не трудиться, но тружусь, я имею право взимать с вас десятины, потому что учу в слове, я глава общины, благовестник, а сказано “не заграждай уста вола молотящего”, и так далее, но я этим не пользуюсь». Он говорит, что имеет власть наказывать, повелевать, но никогда этой властью не пользуется, как будто бы отвергает ее, всячески смиряет себя. Потому что у Павла есть личный избыток сердца, ведущий его к свершению каких-то поступков, которых Господь и не требует от него, и этими поступками он удивляет Бога. Например, в VII главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел говорит о девстве и целомудрии: «Я не имею повеления от Бога на этот счет, но этого требует мое сердце, если оно требует, то его надо послушать».

Друзья мои, когда мы говорим о Законе Божьем, о заповедях, нужно помнить и о том, что это вещи заповеданные, простые, нечто предписанное нам. Но если мы считаем, что христианство – это религия любви, и от избытка любви, от избытка сердца говорят уста, как мы читаем в Евангелии, то должны обратить внимание на то, что мы лично приносим Господу от избытка своего сердца, любви и дружбы. Что мы приносим Христу, из того, о чем Он нас не просит, не заповедуя нам ни благодарности, ни любви, ни каких-то, может быть, дел благотворительности,  добродетели. Но именно этими простыми вещами мы удивляем Бога, вызываем на Его человеческом лице эту, казалось бы, не свойственную Богу эмоцию, и, тем не менее, это наш шанс, наш путь удивления, благодарности и любви.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать