Свет невечерний. Безумие веры

23 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Верующие православные христиане или сочувствующие вере? Потому что это еще большой вопрос: верующий ты человек или нет. Что значит верить? Кто такой верующий человек? Кто это определяет? Возможно ли пройти какую-то проверку, капнуть фенолфталеином или предложить лакмусовую бумажку и определить: вот ты – верующий, а вот у тебя процент веры как-то еще недостаточно высок, но надежда есть...

Нельзя определить, кто верующий человек, или все-таки можно? Это большой вопрос, и мы его задаем сами себе. Например, мои неверующие друзья любят иногда уколоть меня или моих приятелей тем, что если ты верующий человек, имеешь веру как зерно горчичное, то скажи сему шкафу, например (необязательно горе): «Поднимись и сойди вниз!» Таким образом можно белый австрийский рояль перенести с седьмого этажа. Зачем вызывать грузчиков, когда ты верующий человек и можешь своей верой его перенести?

Конечно, это ерничество и разговор в совсем иной плоскости, но мне, христианину, как определить: что такое вера? Что меня делает верующим человеком? Я хожу в церковь, я соблюдаю церковный ритуал, посещаю службы, ставлю свечи, участвую в богослужении, пою на клиросе, читаю церковные книги. Я принимаю церковные таинства, меня крестили, миропомазали, я хожу на исповедь, причащаюсь – это делает меня верующим человеком?

Это большой вопрос, потому что один замечательный русский философ говорил о священниках: «О, ряса, немногих ты опреподобила!» То есть можно быть даже священником, но верующий ли ты человек, это очень большой вопрос. Может быть, ты религиозный, ты просто приспособился, как говорил один из героев Шекспира: «Клобук не делает тебя монахом».

Клобук не делает тебя монахом, как и крестик на груди не делает тебя христианином. Значит, вера – это нечто внутреннее, а ритуал – внешнее. То есть можно быть верующим человеком и соблюдать ритуал, а можно соблюдать ритуал, но не быть верующим человеком. Лояльность к ритуалу еще не делает тебя христианином, еще не гарантирует тебе статус верующего человека.

Если вера внутри, значит это какие-то чувства. Мы ведь хорошо помним, что когда мы приходили в первый раз в жизни в Божий храм, то многие из нас плакали, для многих это было волнительно: молитва, чтение, жития святых. Мы себе задаем вопрос: «А это вера или некое эмоциональное потрясение и взволнованность?» То есть если ты вдруг почувствовал, что утратил веру, то нервно хватаешь с полки книгу известного угодника Божьего, перечитываешь, волнуешься или, может быть, умышленно вызываешь в себе чувство греховности, покаяния в своих грехах или, как некоторые говорят, сокрушения, омерзения к самому себе, то есть искусственно вызываешь негативные чувства по отношению к самому себе. Это делает тебя верующим человеком? Эмоции – это вера? Вера – это просто эмоциональная взволнованность? Или же нет? Это большой вопрос.

Был такой немецкий теолог и философ Шлейермахер, который полагал, что вера – это все-таки чувство абсолютной зависимости. То есть вера – это, прежде всего, чувство, не более того. То есть мы сводим веру к чему-то более понятному нам.

Что нам говорит Евангелие об этом? Разве Евангелие сводит веру к ритуалу или эмоции? Мы видим вовсе не это. Мы видим, что Господь говорит самарянке, задававшей вопрос о том, где поклоняться Богу и как: вот на этой горе или в Иерусалиме. Господь отвечает: «Нет, ты все неправильно понимаешь. Вера – это не вопрос места и не вопрос, как кадить, совершать поклоны, приносить жертвы. Вера – это кто. Вот важный вопрос».

В Евангелии есть замечательная картина того, что есть вера. Я не могу вам дать четкого определения. Есть масса замечательных определений, например, есть богословское: «Вера есть смысл определения». Это очень красиво, но мне кажется, что это не достигает, не исчерпывает ту глубину опыта веры, который присущ человеку. А вот Евангелие не дает определение. Евангелие – книга, которая далека от философских спекуляций, она, скорее, рисует, это такая икона. Икона дает картинное, пластичное изображение того, что такое вера.

Для меня евангельский ответ на вопрос «Что такое вера?» – это хождение Христа по волнам бушующего моря. Вот картина, которая у меня всегда встает перед глазами, когда я ищу ответ на вопрос, что есть вера. Ученики плывут в лодке среди бушующего моря, а за бортом там, совсем рядом, идет Христос, спокойно шагает по волнам. А апостолы все испуганы и потрясены тем, что видят за бортом: здесь идет по волнам, как посуху, Христос. Это что-то невиданное доселе, и потом они не видели такого больше никогда.

И вот Петр, один из учеников, видя Господа, говорит: «Господи, повели мне идти к Тебе навстречу по волнам!» И Господь ему разрешает. Петр, обычный человек, ступает по воде. Что он должен делать? Тонуть! А Петр не тонет, идет, вглядываясь в лик Христа, сквозь бушующую жуткую пугающую стихию, идет навстречу Христу. Делает один шаг, второй, пугается и начинает тонуть. Господь протягивает ему руку, вытягивает его из стихии. Петр, который предпочел бушующую стихию со Христом такому понятному комфорту в лодке, – для меня это образ верующего человека.

Мы должны в этой картине увидеть несколько важных моментов. Вера – это всегда призыв, который ты слышишь от Бога. Это личная обращенность именно к тебе, ни к стране, ни к семье, ни к народу, а к тебе лично. Вот тебя Христос позвал. Но вера – это не только призыв, но еще и твой ответ. Ты должен выйти из своей лодки и пойти навстречу Христу.

Вот такая динамичная картина веры. Не просто, знаете, статья в философском словаре: «Вера есть такая-то форма активности», или: «Вера – смысл определения», или, может быть, более богословски глубокое определение, которое будет написано непонятным философским языком с какими-то цитатами из святых отцов или известных мыслителей, а вот такая картина.

Ты сомневаешься, верующий ты или, может быть, запутался в ритуалах, эмоциях, чувствах – посмотри на эту картину, посмотри и сверь свой опыт веры, то, что ты считаешь верой, с тем, что нарисовало Евангелие. Вот как вера работает, действует динамично в бушующей стихии – призыв и ответ. И не просто ответ словами, а поступок. Поступок делает человека верующим. Поступок Петра совершенно безумный, потому что кто в здравом уме пойдет по волнам?! Это безумие – и тем не менее, если можно говорить об этом, безумие веры.

Вот что такое вера – это безумие перед глазами Бога, безумие, которое влечет меня навстречу Богу вопреки всем бушующим волнам жизни.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать