Свет невечерний. Навык общения

23 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Как хорошо, что мы с вами говорим о высоких, возвышенных вещах, как и следует христианам, потому что разговор о высоком, о проблемах, которые стоят того, делает нас лучше.

Мне бы хотелось продолжить наш разговор о духовных упражнениях, которым следовало бы предаваться христианам. Ведь мы с вами, друзья мои, хорошо знаем, что добро – это такая пугливая птица, которую следует лелеять, беречь, хранить и даже терпеливо приманивать. Доброта, добро, добродетели и все хорошие свойства человека – это те моменты, над которыми следует работать, потому что они не даются от природы. От природы мы просто дикари, зверята, может быть, милые, может быть, опасные, но зверята. И для того чтобы привить себе какую-то добродетель, просто стать добрее, нужно раз и навсегда настроить себя на большой труд.

Всякая добродетель не есть следствие нашего природного свойства, наследственная черта, как, например, наш характер, но всегда труд, забота – ежедневная, ежечасная, ежеминутная.

Если мы с вами внимательно читаем книги святых отцов, то наверняка обратили внимание на то, с каким трепетом они говорили о делателях, о тружениках. Святые отцы всегда делили приходивших к ним людей на две неравные категории. Вот приходят к одному старцу люди за советом, долго рассказывают свои истории, спрашивают, и только немногим старец уделяет сердечное внимание. «Почему ты так лицеприятен, отче? – спрашивают ученики старца,– почему ты к одним расположен, а к другим нет?» И старец отвечает: «Потому что вот этот человек, с которым я говорил вдумчиво и подробно, делатель».

Делатель. Что отличает делателя? Как стать делателем и тружеником на этой сложной, тяжелой ниве добродетели? Прежде всего следует настроить себя на труд, который тем паче тяжелее, что требует внимания к мелочам. С мелочей начинается все самое главное. Если мы говорим о доброте, учтивости и внимании к близким людям, то здесь следует обратить внимание на те мелочи, которые, мы с детства привыкли пропускать мимо нашего внимания. О чем я говорю? Свойство, характер нашего современного русскоязычного общества, русской речи не знает внимания к мелочам в общении. Мы обращаем мало внимания на то, что говорим людям, на то, как они понимают нас и как мы понимаем то, что понимают они, как реагируем на их понимание.

Я знаю очень много историй, когда трагические обстоятельства возникали только от того, что человек не потрудился быть понятым: не потрудился объясниться, не нашел сил, средств, а, скорее всего, просто счел лишней роскошью, ненужностью объяснить все человеку и убедиться в том, что он тебя правильно понял. А это, между прочим, очень важный навык, от которого зависит даже благополучие семьи. Знаю немало историй, когда семьи распадались просто из-за того, что супруги не имели этого поставленного навыка – внимания, прежде всего, к своей речи.

У Самуила Маршака есть замечательные стихи, которые многие из нас читали в детстве: «Стих о подкове».

Не было гвоздя –

Подкова пропала,

Не было подковы –

Лошадь захромала,

Лошадь захромала –

Командир убит,

Конница разбита,

Армия бежит!

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя!

Такие замечательные и мудрые стихи. Из-за одного гвоздя… А что такое гвоздь? Какая-то мелочь, он может быть ржавый, маленький, затеряться где-то в кармане, лежать где-нибудь в грязи. Из-за такого вот гвоздя была проиграна битва, понесены жуткие человеческие жертвы из-за невнимания кузнеца.

Вот таких «гвоздей» в нашей жизни очень много. И, к сожалению, навык внимания к «гвоздям» не поставлен не только у школьников, студентов, простых людей, но даже иногда у политиков и руководителей. Потому что мы с вами бываем невнимательны не только к нашим близким, нашим семьям. Когда ты руководитель и от тебя зависит работа отдела или предприятия, невнимание к мелочам, отсутствие терпения и навыка к тому, чтобы объясниться, иногда порождает жуткие трагедии государственного масштаба. Мы можем найти немало таких примеров в истории, но для нас все-таки ближе то, что происходит в наших семьях.

Поэтому, друзья мои, надо ставить этот навык. Во-первых, надо вспомнить, что мы существа словесные. В святоотеческой литературе есть два важных деления: бессловесные животные и словесные. Все мы, собственно, зверята: что кошки, что люди. Но кошки живут в параллельном мире, они бессловесны, а человек – существо словесное. Наряду с тем, чтобы осваивать свое тело, например, подчинять его себе, как это делают спортсмены-атлеты, вырабатывая определенные навыки, моторику, ответность мышц, покорность своего тела воле хозяина, личности, существуют и проблемы, связанные с освоением речи – мы должны подчинить себе свою речь.

Здесь люди, которые много и вдумчиво читают (подчеркну – вдумчиво) иногда пишут, а иногда заставляют себя вслух проговаривать какие-то мысли, находя нужные слова, постоянно работая над их правильным выражением, заимствуя какие-то удачные высказывания у классиков или других мудрых людей. Они, если угодно, находятся в лучшем конкурентоспособном состоянии по отношению к людям, которые бессловесны и не видят в этом даже никакой проблемы.

Друзья мои, наверняка в фильмах западного производства о школе, вы видели, как школьники, например Англии или Америки, сдают в актовом зале экзамен по предмету, который у них называется «драма». Выходит мальчик девяти лет и произносит речь. Эту речь слушает зал, до отказа заполненный взрослыми людьми: учителями, родителями, приглашенными гостями. Девятилетний мальчик учится, вырабатывает в себе навык выйти на сцену и открыто вступить в «интеллектуальное состязание», если угодно, с группой взрослых людей. Таким образом на этом предмете человеку ставится навык словесности: речь покоряется ему, эмоции покоряются, и он начинает себя контролировать.  Он понимает, что речевое общение – это разновидность борьбы, спорт, если хотите.

«Здесь натиск яростный, а там отпор суровый», как говорил А. С. Пушкин о британском парламенте. «Натиск яростный» и «отпор суровый»… Но тем не менее у человека, который освоил речь, вырабатывается навык убедительной речи: он может убеждать, может красиво спорить, но самое главное, из-за отсутствия чего происходит наша трагедия, – у него появляется навык быть правильно понятым.

Поэтому, друзья мои, какие бы духовные упражнения мы не предпринимали, навык к речевой культуре нужно ставить прежде всего потому, что мы христиане, дети Христа и принадлежим религии Слова.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать