Свет невечерний. Обряд и ритуал

22 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Одному афонскому старцу, подвижнику, нашему современнику, духовные чада подарили радио, чтобы батюшка мог иногда в своей тихой пустыньке послушать новости или, может быть, какую-нибудь музыку. Батюшка, седенький древний старчик, принял этот подарок с радостью и благодарностью, даже поцеловал радио. И вот духовные дети спрашивают: «Почему Вы, батюшка, радио целуете?» А он отвечает: «Ну как же? Вы видите, здесь же крестик стоит!» Батюшка не очень знал принципы работы батареек и, приняв знак «+» за изображение креста, почел, что это радио освящено Церковью, раз на нем стоит крестик. Также про этого старца говорили, что, он, видя самолеты, которые пролетали над Святой Горой Афон, говорил: «Как все-таки хорошо, что на свете так много христиан, что они даже кресты пускают в небо и тем самым небо освящают и благословляют!»

Конечно, это очень милый и даже в чем-то наивный рассказ. Перед нами встает образ такого аскета, подвижника, который действительно по-евангельски уподобился детям в своей незлобивости и искренней простоте. Но вспомним, друзья мои, что Господь в Евангелии завещал нам не только быть простыми, как голуби, но и мудрыми, как змеи. И поскольку мы с вами не очень склонны к такой детской простоте, по крайней мере змеиной мудрости нам сегодня стоит чуть-чуть приобщиться.

Что я имею в виду? Я хотел бы на этом примере обсудить очень важные идеи, которые для нас, людей, которые живут не на Афоне, а вращаются в этом мире, имеют принципиальное значение и даже некоторые практические последствия.

Друзья мои, как верующие, религиозные люди, мы находимся в пространстве ритуала. Ритуал – это символические действия. Всякий церковный человек хотя бы раз в жизни участвовал в крестном ходе. А что такое крестный ход? Христиане берут в руки иконы, хоругви, кадильницы, впереди идут дети, разбрасывая лепестки цветов, – всё очень красиво! – и куда-то идут… И мы задаем себе вопрос: а какая от этого польза? Для чего необходимо брать из церкви иконы, которые мы все равно потом принесем обратно, и куда-то идти? Например, крестным ходом вокруг церкви или к другому храму, как делают теперь на некоторые праздники?

Мы совершаем некие ритуальные действия, которые имеют религиозную наполненность, потому что крестный ход – это действие, которое люди совершают от избытка сердца. Если у вас очень много веры, любви к Богу, если есть такая красивая взволнованность, то ее нужно обязательно проявить. И наши предки придумали, например, такой способ проявления этого избытка сердца – они ходили крестными ходами, причем ходили далеко и подолгу. Есть крестные ходы, которые идут даже несколько недель.

Хорошо ли это? Это очень хорошо. Если у вас есть такая религиозная взволнованность, ее обязательно нужно проявлять. Если есть возможность идти крестным ходом, друзья мои, то бросайте все и идите. Только есть важное правило: в крестном ходу нельзя молчать, нужно обязательно петь. Чтобы был избыток сердца, покажите его: надо шуметь, кричать о своей вере во все горло (лучше, конечно, поставленным голосом и с хорошим слухом – но это уж как получится).

Но наряду с этим у нас есть праздник 9 Мая. На 9 Мая во многих городах нашей Родины люди берут в руки портреты своих предков, которые участвовали в войне, и идут своеобразным светским крестным ходом. Конечно, это не крестный ход, а шествие «Бессмертного полка». Это символическое действие? Да, безусловно, символическое действие. Ведь мы, как прагматики, тоже применяем критерий пользы. Мы же не можем сказать, что есть какая-то польза в том, чтобы вытащить эти старые портреты, пройтись, а потом их вернуть? Это тоже символическое действие, причина которого тоже избыток сердца и почтение к своим предкам.

И я также сделал большие портреты своих дедов и шел с моими маленькими племянниками, которые их несли. Это очень важно делать. Но мы задаем себе вопрос: крестный ход, например на Пасху, и «Бессмертный полк» – это одно и то же? Нет, не одно и то же. Это два совершенно разных плана символической жизни человека. В одном случае это религиозное действие – взволнованность по поводу Бога, которая таким образом оформляется в культурном пространстве, а в другом – взволнованность по отношению к своим предкам, которая вовлекает в себя и нерелигиозных людей. Большинство из тех, кто участвует в «Бессмертном полку», вообще атеисты, что вовсе не делает их какими-то «недочеловеками», они такие же люди, как и христиане, ничем не лучше и ни чем не хуже, просто люди.

Друзья мои, следует различать эти вещи, потому что если мы путаем светский символизм с религиозным, это приводит к недоразумениям. Старец, который жил на Афоне, мог позволить себе целовать радио, от этого ничего не происходило. Но если мы превращаем «Бессмертный полк» в крестный ход, а крестный ход в светское мероприятие – это совсем неправильно, это большая путаница.

Эта путаница может привести и к более драматичным последствиям, чем просто символический диссонанс, который мы иногда наблюдаем. Потому что есть еще один пласт символической жизни, который связан с торговлей и рекламой. Афонский старец десятилетиями живет на горе Святой Горе, молится Богу, спасается, наставляет своих духовных детей. Афон – это святыня? Безусловно. Афон – это несомненно святая земля. Но с точки зрения торговли Афон – это бренд. Я думаю, что вы сейчас поймете меня правильно, потому что наши святыни в мире капитализма способны конвертироваться в торговые марки. Так устроен наш мир. Мы можем говорить, что это кощунство, и как-то презирать, но мы живем в этом мире. И торговые марки – это тоже пространство символа, неслучайно у каждой торговой марки есть свой логотип, свои узнаваемые символы и так далее.

Когда происходит диссонанс между символами и они смешиваются, религиозные впутываются в торговую символику, тогда святыня – и это ужасно! – становится брендом. Это никуда не годится. И находятся люди, которые выдают себя за старцев, уезжающих на Афон, вещающих разную клевету на священников, на священноначалие, даже на целую поместную Церковь от лица Афона, а люди верят, потому что Афон для них не только святыня, но и еще, бессознательно, бренд. Это «торговая марка», которая конвертируется в определенный авторитет с определенной историей.

Мы должны различать такие явления, потому что сталкиваемся с этим символическим безобразием постоянно, когда сами отдаем святыню на откуп торговцам. Иногда так происходит с почитанием мощей, чудотворных икон, строительством храмов, почитанием старцев и так далее. Когда на святыне начинают циничным образом зарабатывать деньги, это тоже связано с нашим символическим диссонансом, с тем, что мы не различаем три очень важных уровня символической жизни каждого человека: религиозного, светского и торгового. Есть, конечно, и другие этажи, но мы, как взрослые люди, которые призваны к мудрости, должны их непременно различать, чтобы наша святыня не была попираема.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать