Свет невечерний. Злопамятство

20 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Каждое утро мы начинаем молитвой «Отче наш, Иже еси на небесех». Молитва красивая, чудесная, потому что ее нам оставил Сам Господь, и этими словами мы не только просим Господа просветить наши сердца и души, но и получаем еще большое научение. Сама молитва настраивает нас на правильное отношение к Богу, к миру, к самим себе и особенно к близким, потому что в ней есть такое замечательное прошение, которое связывает нас с нашими близкими. Наше спасение напрямую зависит от отношений с теми людьми, которые рядом с нами.

Мы не спасемся сами по себе. Слово «спасение» так часто встречается в православном христианском лексиконе, что мы  теряем его смысл. Что оно означает? Что такое спасение? От кого мы спасаемся? Для чего спасаемся? Мы знаем, что Христос – это Спаситель. Спасение есть таинство обоживания, охристовления человека, то есть мы постепенно становимся богоподобными. Каким образом? Подражая Богу. Апостол Павел в своих посланиях неоднократно пишет, что мы должны как бы снимать узоры, как говорили в старину, то есть должны подражать во всем Христу. А если не получается подражать Христу, то хотя бы подражать апостолу Павлу.

В чем подражать? Самое главное, что нам открыто о Боге, – это то, что Он есть Любовь, Человеколюбец. Любовь не некая абстрактная величина, любовь «вообще», которая все объемлет, является неким океаном, в котором все тонет и даже обезличивается, нет. Чтобы перевести на русский язык славянское слово «любий», или «любовь», нам потребуется, наверное, использовать слово «доброта». Именно так: любовь – это доброта. Опять же не абстрактное добро, не философско-этическая категория, а доброта, понимаемая очень просто, – добрая расположенность к человеку, добродушие, добронамеренность по отношению к другому, доброжелательность.

Вот Бог, каков Он? Самое главное, что мы о Нем знаем, Он не некая сила, не абстракция, не энергия, которая разлита вокруг, безликая, нелицеприятная, безразличная, но абсолютная и вечная. Почему для нас дорого Священное Писание? Потому что оно говорит, что Бог есть Личность, Человеколюбивый Отец, Он добродушен по отношению к нам, желает нам добра и ищет этого добра, и Он хочет, чтобы и мы подражали Ему в этом добре, в самой настоящей доброте.

И вот, друзья мои, в молитве «Отче наш» есть такое прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Чтобы просить у Бога прощения своих грехов, перед этим мы должны простить тех людей, которые согрешили против нас. Вот что делает нас богоподобными! Господь прощает всем, Он ни на кого не держит зла, потому что зла в Боге нет. А люди иногда разрешают себе держать зло.

В «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника есть целое слово, которое называется «О памятозлобии». Мы сейчас не говорим «памятозлобие», так как это славянское слово, а чаще всего говорим «злопамятство», что, в общем-то, одно и то же. Злопамятный человек – это человек, который накапливает в себе память о всем злом, что против него сделали другие. И вот преподобный Иоанн Лествичник уподобляет памятозлобливого, злопамятливого, человека вшивому голубю. Представляете, какой жуткий образ! Он пишет: «Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей». То есть памятозлобие – это вшивый голубь, страшное дело! И действительно, когда мы представляем этот пластический и очень подвижный образ (в буквальном смысле – подвижный), мы видим какою-то чесотку, горячку, когда под покровом белоснежного оперения и кроткого, казалось бы, нрава, роются, кипят, бушуют страсти.

Злопамятный человек иногда даже страдает бессонницей из-за того, что воскрешает в своей памяти все обиды, составляет реестры преступлений против себя, всякий раз раскладывает пасьянс этих преступлений, вспоминает их в деталях, смакует – в этом есть даже какое-то сладострастие. Неслучайно преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть именно страстью, а не просто болезнью. Сейчас мы бы сказали, что это человек, одержимый мазохизмом, ему нравится страдать, нравится составлять все эти картотеки преступлений против него.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «памятозлобие есть исполнение гнева, есть хранение согрешений», мы как будто бы складываем в специальный отсек сундука все преступления против нас, дорожим ими, они для нас очень важны. Иоанн Лествичник определяет памятозлобие и как «ненависть к правде, пагубу добродетелей». Почему «ненависть к правде»? Потому что Евангелие говорит о том, что человеку естественно быть добрым и если кто-то против тебя согрешил, чем-то обидел, тем самым он нанес рану прежде всего самому себе. Он себя измучил и изранил, потому что этот проступок навсегда остается с ним. Вместо сочувствия к человеку, который согрешил против нас, мы еще усугубляем его болезнь своей памятью.

Почему «пагуба добродетели»? Потому что человек памятозлобливый никогда не может стяжать доброту Божию, он никогда не может воспитать себя в Божественной любви. То есть любовь – это и есть, как говорил апостол Павел, союз совершенства. Если ты не отпустил, не простил другому человеку, то и Господь не может тебя простить.

Памятозлобие, по словам Иоанна Лествичника, это ржавчина души, которую разъедает червь ума. Не правда ли жуткий образ, который, как и образ вшивого голубя, показывает, что внутри нас поселилось нечто чуждое, оно копошится, разъедает ум, портит память, заставляет нас зацикливаться на прошлом, ослепляет ум, не дает оглянуться вокруг себя и, самое главное, не дает нам радоваться жизни. Если ты копаешься в прошлом, ты не видишь настоящего, теряешь вкус к жизни.

«Червь ума – посрамление молитвы». Почему посрамление молитвы? Потому что ты не можешь читать молитву «Отче наш», нашу самую главную молитву. Твое сердце исполнено злопамятства, как же ты можешь просить Господа, чтобы Он простил тебе твои согрешения, если сам никому не прощаешь? Нехорошо, неправильно, ты сам себе противоречишь.

«Пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу» – вот еще образ. Помимо вшивого голубя, червя ума, еще и гвоздь. Как страшно, даже больно читать. «Неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое» – говорит об этом мазохизме Иоанн Лествичник, – грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная». То есть человек, который впустил злопамятство в свое сердце, как это ни странно прозвучит, жертва: он находится в аду. Червь неусыпающий, о котором говорит Священное Писание, уже поселился в нем, огонь и мука уже живут в нем. Поэтому, друзья мои, этого состояния никак нельзя оправдать. И что бы ни сделали против вас ваши ближние, нужно учиться отпускать, учиться прощать, нельзя превращать свою жизнь в ад, ведь Господь создал нас для радости, и будет очень грустно и обидно, если мы эту жизнь здесь проведем в настоящем аду.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать