Свет невечерний. Исцеление зрения

16 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Есть такая замечательная книга, которую многие из вас наверняка читали, может быть, не полностью, но хотя бы особые замечательные моменты из этого классического текста. Я говорю о «Божественной комедии» Данте.

Жил человек в средневековой Италии, мыслил, переживал, участвовал в политической жизни и написал огромный фолиант, на который потратил не один год. Это текст, который состоит из трех частей: ад, чистилище и рай. Данте попытался написать путешествие через круги ада, восхождение на гору чистилища и погружение в яркий ослепительный свет рая. Образы, которые он нарисовал, удивительные и потрясающие.

Совершенно естественно, что современников этот текст так потряс, что они даже потребовали учредить кафедру в университете, на которой бы все желающие, даже простые люди, могли услышать эту удивительную поэзию, целый микрокосм потрясающих образов, имеющих в своей основе философию любви. Ведь этот текст написан по следам любви к девушке. И мы все хорошо знаем ее имя – звали ее Беатриче.

Маленький Данте в девятилетнем возрасте увидел на улице девочку такой ослепительной красоты, такой внутренней цельности и чистоты, что тогда, в девять лет, пережил настоящее откровение Света. Поэтому весь текст дантовской «Божественной комедии» пронизан философией и богословием Света. Например, образы порочных людей, которые он представляет чаще всего, связаны с болезнью глаз, а исцеление, которое люди получают в чистилище (исцеление от каких-то своих грехов) – это тоже исцеление зрения, лечение зрения и дурной и вялой любви.

Это удивительное путешествие в мире Света, образов исцеленного зрения приходит к тому, что когда Данте проходит испытание на любовь, которое ему устраивает апостол-евангелист Иоанн Богослов, он теряет зрение, слепнет. Три последних экзамена он сдает апостолу Петру. Экзамен о вере апостолу Иакову. Экзамен о надежде и экзамен любви ослепляет Данте окончательно. Он общается с Беатриче, хочет найти этого удивительно чистого человека, девушку, которая умерла в ранней молодости. Они практически не общались, можно сказать, даже не были как следует знакомы, но именно ей он посвятил все свои произведения.

В этой светлой, пусть противоречивой, но безусловно обаятельной фигуре, есть один трагический момент, который меня, как читателя, всегда несколько настораживает и огорчает. Дело в том, что Данте посвятил Беатриче не один текст, он много упражнялся в лирических упражнениях и размышлял над стихией любви, накрывшей его в девять лет. Но ведь никто из нас не знает (или мало кто знает), как звали жену Данте, а у нее было конкретное имя. Эта женщина была верна Данте всю свою жизнь, у них были детки. И когда Данте садился писать, его супруга, которую звали Джемма, создавала уют, тишину в доме, чтобы не мешать гениальному мужу писать гениальные произведения.

Вот друзья мои, о произведениях Данте написаны целые библиотеки книг, составлено множество комментариев, образу Беатриче посвящены серьезные исследования, в том числе и современных ученых  и философов. Была ли на самом деле Беатриче? Кто она была такая? Где похоронена? Что имел в виду Данте, произнося ту или иную фразу? Но ни Данте, ни его комментаторы не обратили внимания на ту женщину, благодаря которой может быть, и появились на свет эти тексты.

Да, любовь – удивительное возвышенное чувство, которое накрыло Данте и дало ему возможность разродиться таким произведением. Но можно ли предположить, что без этой безмолвной, анонимной, неизвестной женщины, о которой сам супруг нигде не упоминает и, может быть, даже не заметил, получились бы эти произведения?

Друзья мои, трагедия гениального человека, чаще всего, ничем не отличается от трагедии человека простого. Каждый из нас страдает этим пороком зрения, этой, знаете ли, метафизической близорукостью: мы не ценим и не замечаем людей, которые рядом с нами. Наши взгляды, помыслы, желания и даже сочувствие очень легко устремляются на тех людей, которые находятся очень далеко, дыхания которых мы не слышим, мы не видим их и благодаря тому, что мало общаемся с ними, так их идеализируем.

Легко любить человека, который живет на другом континенте, и ты его видишь только в кино. Легко любить автора, который жил пятьсот лет назад. Но попробуй полюбить, заметить труд, красоту того, что делается ради тебя, труд, который несет человек, который рядом с тобой, ради тебя же кружащий по кухне в домашнем халатике. Человек, который не спит ночами, чтобы тебе было тепло, уютно, хорошо, который сидит рядом с тобой, когда ты болеешь, который терпит твою неряшливость, недостатки, невнимание, которые ты сам в себе и не подозреваешь. И ты совершенно не замечаешь всего этого. Кто бы написал удивительные, искрящиеся словом и мыслями поэмы таким людям, как Джемма! Людям, которые незаметны, но без которых совершенно невозможны гении. Без которых невозможны не только гении, но и нормальный уважаемый мужчина, хорошие, воспитанные дети.  Эти тихие, скромные труженики, которые находятся рядом с нами.

Друзья мои, всю свою поэму Данте посвятил проблеме лечения зрения, внутреннего, духовного зрения. Он очень болел этой проблемой и показывал, что злость мучается в аду ледяными слезами, которые не могут выйти из глаз, потому что забивают слезные сосуды. Он говорил о том, что зависть лечится в чистилище тем, что людям зашивают глаза металлической проволокой, чтобы они не видели и научились не сравнивать, не жалеть о том, что у них есть. Он говорил о том, что нельзя нашим корыстным взглядом дерзновенно смотреть на величие Божества. О том, что воззрение на Бога, на Троицу требует очищения взгляда и зрения, но, может быть, самую главную близорукость он не заметил. Данте не заметил того, что мы жестоки, завистливы и невнимательны к самым близким нам людям. И, может быть, лечение зрения нужно начинать как раз с настройки «оптики» по  отношению к нашим близким. Надо научиться замечать их красоту, труд, милые лица, трудолюбивые руки, их жесты и поступки, которые уходят так быстро, что мы не успеваем сказать человеку, как он прекрасен, как хорош, как важен для нас. Друзья мои, берегите глаза! Лечите душевную близорукость!

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 02 марта: 03:15
  • Четверг, 02 марта: 09:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы