Свет невечерний. Игра в православие

16 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Мы, городские жители, особенно сотрудники офисов (или всякие горожане, так или иначе соприкасающиеся с бумажной работой), знаем магию делопроизводства, которую один английский философ по фамилии Паркинсон описал в своей книге «Законы Паркинсона». Его наблюдения очень остроумны, и, пожалуй, всякий человек, который соприкасался с бюрократической машиной, подпишется под его сатирическими заметками. Он вывел один из законов, который гласит, что если в некотором учреждении бумагооборот достигает определенного градуса или объема, учреждение может существовать автономно, не соприкасаясь с внешним миром. При этом это никак не повлияет на прогресс в работе этого учреждения: в нем будет продолжаться жизнь, будут подниматься планки, ставиться проблемы, вопросы, достигаться определенные цели и даже найдутся люди, которые совершенно справедливо и обоснованно могут рапортовать об успехах, которые достигает учреждение с каждым годом. Вот такое интересное учреждение.

Это история не просто некоторого института, например статистики, здравоохранения, школы - тех сфер, где у нас с каждым годом почему-то увеличивается оборот бумаги, несмотря на то, что существуют электронные средства связи и другие изобретения, которые как будто бы должны спасать деревья. Но ничего не получается. Бумаги становится все больше и больше, и кто-то ее на самом деле читает. И кто-то испытывает нужду в том, чтобы все эти графики, таблицы, многотомные отчеты распространялись, множились, плодились безмерно и «населяли» землю.

Это история не об учреждениях, а о том принципе, который лежит в основе бумагооборота. Потому что принцип этот называется одним неожиданным словом: игра. Как только человек попадает в стихию игры, как только он нащупывает гипнотический ритм этой одурманивающей, суггестивной, завораживающей игры, он тут же попадает во власть этой грезы. Принцип игры может быть найден не только в работе бюрократических учреждений, но и во многих других сферах. Его, например, эксплуатируют некоторые сектанты. Почему? Потому что принцип игры мы можем найти в том числе и в религиозной деятельности, как ни странно. То есть существует определенная музыка, определенный ритм, завораживающий в действии, который вовлекает человека сам по себе.

Например, я общался с членами одной религиозной организации, запрещенной в России, которая каждую неделю получает из своего центра журнал, подробно его обсуждает, конспектирует, получает задания от партии, выполняет эти задания и отчитывается. И когда я общаюсь с этими людьми, у меня постоянно бывает ощущение, что я как будто бы вернулся в свое советское прошлое и попал на комсомольское собрание или же на заседание совета дружины, где тот же ритм, та же самая игра, те же самые ощущения и взволнованность этим невероятным ритмом, который на самом деле никакого отношения не имеет ни к комсомолу, ни к религии, ни к Священному Писанию и ни к каким бы то ни было журналам. Просто люди эксплуатируют потребность человека в игре.

Зачем нам, православным людям, которые в основном не имеют отношения ни к сектам, ни к бюрократическому аппарату, помнить об этом принципе? Потому что Паркинсон в своем законе говорит, что глубокое погружение в эту игру бумагооборота превращает учреждение в автономную монаду, не нуждающуюся во внешнем мире. Если мы говорим об учреждении, ничего страшного в этом нет, лишь бы люди получали зарплату и, самое главное, никому не вредили. Но если мы говорим о религии, то автономность игры говорит о том, что человеку в его религиозной игре однажды перестает быть нужен Бог. Не только Бог, но и близкие. И внешний мир в том числе. И если вы вдруг погрузились в эту игру в религию и игру в православие настолько глубоко, что замечаете, что стали очень жестокими по отношению к людям, потеряли всякий интерес к близкому человеку, к внешнему миру, потеряли сочувствие и, более того, способны, даже имея какую-то религиозную санкцию, на самые жуткие поступки (такое тоже бывает), то скорее всего вы как раз попали на иглу игрового элемента внутри религии. И самое страшное, когда человеку вдруг перестает быть нужен Бог.

У меня была беседа с одним священником, который по секрету признался мне, что перестал верить в Бога. Я его спросил, как же он тогда служит литургию, если не верит в Бога. Он мне ответил: «Мне очень нравится. Ведь это здорово выносить какие-то предметы, причащать, красиво петь, надевать на себя красивое облачение. Это очень бодрит. Это замечательно! Мне просто очень нравится. Я не могу от этого отказаться». Впоследствии он все-таки отказался в том числе и от литургии, но началось все очень незаметно.

Мне кажется, эту опасность игры в православие нам следует помнить. Почему? Потому что очень часто религия у нас вытесняет веру, как это ни странно. Она не помогает нам верить, помнить Христа, воцерковляться, а, наоборот, становится препятствием между тобой и Христом. Такое возможно! Такое случается. Это одна из опасностей нашей духовной жизни. Ничего в этом нет страшного и особенного, и уж ни в коем случае это не компрометирует христианство. Просто мы всего лишь люди. Очень важно не заиграться в православие, в стилистику православия, в нашу манеру речи, манеру одеваться, манеру решать те или иные проблемы, вопросы, отвечать на те или иные запросы со стороны внешнего общества, во взаимоотношения и так далее.

Очень незаметно эта наша стилистика, игра в православие может оставить нас без веры, как это было в случае того учреждения, которое описывал Паркинсон. Будет успех, будут строгие посты, будет даже очень подробное вычитывание правила, частая исповедь, поездки по святым местам, но, самое главное, не будет Христа. Мы так заиграемся в свою религию, что останемся без Христа. Уж лучше остаться без религии, чем остаться без Христа! Это звучит, может быть, вызывающе, но правдиво. Поэтому, друзья мои, надо помнить об этой опасности. Предупрежден – значит, вооружен, значит, можешь помочь другому человеку не заигрываться и, самое главное, всегда себя спрашивать: ради чего я в Церкви, ради чего  пощусь, ради кого все это? И ответ должен быть только один: всё ради Христа. Это не фигура речи, это самая последняя правда, на которой держится жизнь христианина.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать