Свет невечерний. Монополия на истину

14 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте,друзья мои!

Есть у меня приятельница, которая после каждой исповеди говорит: «Отец Савва, ну поругайте меня, поругайте!». Я всегда стою в растерянности, потому что нет у меня привычки ругать, не научился я. Но, видимо, есть нужда в этом, поэтому я сегодня немного поругаюсь. Почему бы мне не позволить себе однажды поставить над собой такой эксперимент.

А поругаться есть о чем, есть о чем поговорить резко, вдумчиво, подробно, потому что, друзья мои, есть одна болезнь, которая поражает каждого из нас, верующих людей, поражает. Если мы честно заглянем себе в душу, проверим нашу религиозную биографию, мы убедимся что, верующие мы худые: не очень мы справляемся с тем, что Господь нам доверил нести в этой жизни, с нашей миссией. И одна из болезней верующего человека, родимое пятно, которого редко-редко кому из христиан удается избежать, это подростковая болезнь «монополия на истину».

Монополия на истину. Знаете, есть определенные ступени духовного возрастания. Вот человек пришел в Церковь. Он, может быть, находится на уровне «Закона Божия» или «Детской Библии», ему всё в новинку, хочется идти по пути водителя, ориентироваться по схемам, и это хорошо: таков его религиозный возраст. Плохо, когда эти схемы перекочевывают потом в дальнейшую жизнь, когда человек от них не отказывается. Ведь и ребенок, когда учится ходить, шатается как пьяный. Детки в возрасте одного года очень похожи на пьяниц: ходят неуверенно, постоянно с чем-то сталкиваются, цепляются, падают, все у них валится из рук, и голову как следует не держат, и то их тошнит, то они плачут, то смеются. Вот, наверное, есть определенный период в жизни каждого человека, когда он находится в таком нестабильном положении. В нестабильном даже физически: вот-вот может взорваться и даже поранить окружающих.Я проиллюстрирую, пожалуй, это состояние, вот такой историей, которая совсем недавно приключилась с одной моей приятельницей.

Это молодая девушка, у нее погиб жених, его убили при невыясненных обстоятельствах. Поставьте себя на ее место: молодая девушка, которая в первый раз полюбила, собирается создать семью с хорошим человеком, который тоже ее любит и заботится о ней. И по какому-то дикому стечению обстоятельств его убивают и его тело находят через несколько дней. И вот она в этой панике, в этом ужасе – ведь все случилось неожиданно: он ведь не болел, ничто не предвещало разлуки – она бежит в церковь (и делает очень правильно: куда же еще бежать, когда случилась такая беда), обращается к священнику и спрашивает: «Батюшка, что же нам делать, мы уже пропустили и три дня, и девять дней? Может быть, какие-то записочки подать?» Ну что может говорить растерянная девушка? Она цепляется за какие-то простые бытовые вещи, за которыми прячется огромное, неисчерпаемое горе. И вот священник задает вопрос: «Вы были замужем за этим человеком?» Она говорит: «Нет, мы просто вместе жили, но собирались пожениться. Я, конечно, понимаю, что это плохо, Церковь не одобряет», а священник говорит: «Вот поэтому его и убили! Вы жили во грехе, и Господь его наказал, и грех его смерти и на вас, потому что вы содействовали этому нечистому сожительству». И у девушки так поменялось лицо, что даже священник, такой категоричный и правильный, испугался. Он пытался как-то исправить эту ситуацию. Но потом,спустя некоторое время, когда девушка рассказывала мне об этой ситуации, она сказала, что если бы не была верующим человеком, то пошла бы и сбросилась с моста в реку.

Одним словом можно довести человека до самоубийства. Словом, как будто мотивированным законом Божьим, словом, за которым как будто бы стоит истинное откровение, а на самом деле мертвая схема, мертвая буква. Я не собираюсь оправдывать сейчас модные городские тенденции: гражданский брак и так далее, безусловно, это плохо. Но связывать судьбу человека воедино, безапелляционно ставить людям диагнозы, куда же это годится, друзья мои?!

Это как раз тот случай, когда человеку уже надо бы вырасти из детских ходулей, а он их никак не оставит. У апостола Павла есть в разных посланиях укор, не ругательство, а именно отеческий укор, своим собеседникам, тем людям, которым он отправлял послания: «Вы уже должны быть зрелыми людьми, достигайте возраста Христова, а мне снова приходится разжевывать вам простые очевидные истины». И вот в Послании к Евреям он говорит: О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать (Евр. 5,11).Трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ведь Послание к Евреям – это сложный богословский трактат. Тяжелые, непростые темы поднимает там апостол Павел, но каждый раз делает оговорки, ссылаясь на то, что слушающие не готовы к этому подробному высодуховному разговору.

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5,12). Надлежало быть учителями, ибо вы ходите в церковь уже давно и читаете Писание, святых отцов, если вы уже вполне воцерковленный человек, а не неофит, живущий по схемам, мертвым формулам, который по ним обрезает свою жизнь и иногда калечит жизнь других людей.

А чем же руководствоваться зрелому человеку, который твердой пищей питается, а не молоком разбавленным? Дальше апостол Павел говорит: Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец (Евр. 5,13). Вот так происходит с годовалыми младенцами, нестабильно их состояние: падают, цепляются, роняют все вокруг себя. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5,14). Твердая же пища свойственна совершенным – это, друзья мои, если хотите, главный принцип христианской этики. У нас бывает масса вопросов: это грех или не грех, как себя вести в одной ситуации, как в другой… Делайте больше добра, и когда это станет навыком, вы интуитивно и безошибочно сделаете так, как правильно. Потому что Евангелие никогда не противоречит здравому смыслу. А здравый смысл есть интеллектуальная транскрипция самосохранения рода. Нельзя травмировать людей такими словами, пусть даже правильными. Нельзя резать по живому, потому что если ты привык делать добро, ты никогда не позволишь себе таких жестоких фраз, никогда не позволишь и жестоких поступков.Вот, друзья мои, к чему нас призывает апостол Павел, к совершенству, путь к которому один, – много добрых дел.

 

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать