Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Это было время первых христиан, когда вдохновение Святого Духа было настолько сильно, что простые рыбаки, неграмотные люди, нигде не учившиеся, так говорили о Христе, так свидетельствовали о любви, о власти любви, что потрясали устои и античной философии, и политического устройства. И как говорил один из историков русской Церкви, рабство было отменено вовсе не в XVIII–XIX веках, оно исчезло гораздо раньше – в христианских общинах. Потому что мы знаем святых епископов, прославленных в Церкви, которые по своему социальному статусу были рабами, но внутри церковной общины это были святые, уважаемые люди, никакие не рабы. К ним относились с почтением, их руки целовали фактически их владельцы.
И вот для нас, друзья мои, время первых христиан и опыт настоящих святых – это зеркало, в которое мы должны тщательно всматриваться, сверяя черты своей святой жизни с жизнью этих людей. Потому что перед нами стоит неумолимый вопрос: почему мы не можем свидетельствовать о Христе так, как это делали первые святые? Не только как первые святые, но и святые, которые, кажется, не так далеки от нас. Например, как Сергий Радонежский, который жил более 600 лет назад, но его подвиг столь вдохновляющий и образ настолько живой, трогательный, что люди до сих пор волнуются, переступая порог Троице-Сергеевой лавры. Я сам в свое время испытал на себе воздействие любящего покрова преподобного Сергия Радонежского. Подумайте только: это человек, который не написал ни строчки! Для нас святой отец – это человек, оставивший проповеди, речи, наставления. Сергий Радонежский ничего не писал, даже не ставил себе такую задачу. Он прожил скромную, бедную, очень простую жизнь. Но почему этот человек, не получивший докторской степени по теологии, не учившийся у знаменитых философов, сумел так вдохновить современников, своих непосредственных учеников, а затем и их учеников так, что историки насчитывают 40 обителей, основанных его непосредственными учениками и ставшими центрами духовного просвещения.
Ведь в Средние века монастырь был не только пристанищем аскетов, но играл роль социально-значимого объекта, как бы сказали сейчас. То есть монастырь был школой, больницей, научным центром, центром развития искусства, культуры, просвещения, даже центром политической жизни, и, что нам хорошо известно из жизни Сергия Радонежского, центром собирания Русских земель и воспитания патриотизма. Кроме того, в монастырях были дома призрения, сиротские дома, дома престарелых и так далее. Все эти центры, оказавшие огромное влияние на ход истории русской культуры, были основаны учениками этого «простого» человека, который в юности вдруг так возгорелся любовью к Богу, что не смог жить больше в миру и, устроив своих престарелых родителей в монастырь (отдав все долги этому миру), ушел в пустыньку, то есть дремучий лес, где прожил всю жизнь. Прожил без каких-то амбиций, без мыслей о карьере, каких-то стратегических решений, которые человек большой одаренности, ставит перед собой на 20, 30, а то и 50 лет вперед.
Единственным мотивом ухода преподобного Сергия была его любовь к Богу. Но для нас важно то, что этот человек сумел как-то вдохновить других, заразить их этой любовью. Почему мы так не умеем? Мы, люди, которые читают богословские тексты, знают жития святых, и, в общем-то, неплохие люди, образованные, умеющие что-то объяснить, почему мы не вдохновляем? Что с нами не так? И мы это очень хорошо чувствуем, особенно в разговоре или дискуссии с людьми, которые ставят нам в упрек какие-то прегрешения Церкви, священнослужителей, может быть, недоразумения в нашей богословской мысли или публицистике. Мы с ними спорим, предъявляем весомые аргументы, и на них ничего не действует... А Сергий Радонежский молчал. Просто молчал, просто трудился и любил Бога.
Единственное наставление, которое до нас дошло посредством многих его учеников, это наставление о том, чтобы люди были смиренными, хранили любовь Божию, пища и питие в меру, «храните страх Божий» – совершенно простые заповеди. Он своим молчанием сумел вдохновить людей, потому что вдохновляет другого человека, как и меня самого, как отдельно взятого человека – благодать Духа Святого, Который почивает на святых людях. Мы святы не собственной святостью, а святостью Божией. Но бывает так, что мы мешаем святости Божией проявляться в нашей жизни. Мешаем нашими амбициями, нашими страхами, неуверенностью и так далее. И поэтому перед нами стоит большой вопрос – поиск вдохновляющей тишины. Нам, нашему времени так нужны эти молчаливые странники, которые смогли бы вдохновить, зажечь своей любовью простых учеников Христовых. Наш мир, наша Родина, наше общество так нуждаются в этих вдохновляющих святых молчальниках или, может, даже не в молчальниках, а проповедниках, которые могли бы зажечь сердца.
И, может быть, в этом образе вдохновляющего молчания сокрыта подсказка для нас – как действовать, как поступать. Не шуметь, не суетиться, а просто дать раскрыться внутри нашей церковной общины, нашего сообщества той власти любви, которая была однажды дана Церкви. Как говорил один из богословов, Церковь есть совесть мира. Она судит мир своей любовью, которая раскрывается внутри нашей общины. Может быть, нужно меньше спорить, ругаться, меньше обличать друг друга, а больше любить, учиться любить, чтобы среди нас, где двое и трое собраны во имя Христово, в конце концов зародилась эта вдохновляющая мир тишина.
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
ЗА ДРУГИ СВОЯ: Пасхальный подарок герою. Главный храм ЦВО. 2 часть
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!