Свет невечерний. Школа учтивости

6 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! В ранней юности передо мной встал сложный философский вопрос. Дело было в третьем классе. Вы знаете, что школьники постоянно переписываются, бросают записки, одним словом, ведут тайную двойную жизнь. Как будто человек присутствует на уроке, слушает учителя, делает задания, и в то же самое время класс бурлит какими-то страстями, планами, находками, шутками, розыгрышами и так далее.  Конечно, я тоже участвовал в этой бурной жизни, которая проходила параллельно и на уроках и на переменках. Участвовал и в этом секретном литературном творчестве, то есть  переписывался с друзьями, перебрасывался записками, и вот именно тогда возник этот философский вопрос: надо ли в записках друзьям быть грамотным? Следует ли писать на листочках, вырванных из тетрадки в клеточку, которые не будет проверять учительница и не будут читать родители, писать грамотно? Как полагается: через «а», а где через «о», а где с двумя «н» в слове, расставляя запятые, выделяя деепричастные обороты и прочее, прочее. Серьезный вопрос!

Серьезный вопрос, но тогда, размышляя над ним, как помнится, очень долго, я понял, что, если ты грамотен, то нужно быть грамотным всегда. Эта философская дилемма, которую решал третьеклассник, является частным моментом проблемы бо́льшего масштаба, более взрослой проблемы. Один из моментов этой проблемы связан с нашей христианской духовной жизнью. Я бы так сформулировал его: надо ли быть учтивым, надо ли быть воспитанным и вежливым, если ты христианин и знаешь, что учтивость, вежливость, доброта, хороший тон, способность поддержать беседу и прочие добродетели светского воспитанного человека не являются духовными добродетелями в строгом смысле слова, а есть элементы или плод воспитанности, душевности.

Иногда эти способности, навыки носят не только светский, но еще и лицемерный характер. Я неоднократно встречался с людьми, которые на полном серьезе говорили, что борются со своим и чужим лицемерием (подчеркиваю это), намеренно выставляя себя грубыми: специально обращаясь к старшим на «ты» (видимо, потому что в наших молитвословах мы тоже обращаемся к Богу на «ты»), намеренно не следя за своим внешним видом, не отвечая на письма и так далее. То есть это определенная жизненная позиция, которая мотивирована тем, что человек якобы решает духовную проблему или воспитывает в себе духовный навык – максимально избавиться от лицемерия, дворушничества, от налета светскости с помощью нечищеных зубов, небритости, немытой головы, грязных ногтей и нарочитой грубости по отношению к старшим, женщинам, близким людям и так далее.

Мне кажется, это глубокое заблуждение – считать, что христианину не следует быть учтивым. В западном монашестве среди добродетелей и навыков, которым намеренно долго и методично обучали монахов – а монастыри всегда воспринимались как школы добродетели, в которых были разработаны определенные методы – была добродетель учтивости.  В уставе святого Бенедикта Нурсийского этой добродетели уделялось большое внимание. Монах должен быть учтивым, а если монах должен быть учтивым, следовательно, каждый христианин должен учиться этой добродетели.

На самом деле, учтивость – это христианская добродетель, которая начинается с внимания к мелочам. В биографии замечательного английского писателя Роальда Даля есть такой интересный эпизод. В закрытой английской школе-пансионе, где учился этот норвежский мальчик (он был отдан родителями в английскую школу, потому что папа считал, что это лучшие школы), с родителями встречались только на каникулах. Очень строгий устав жизни, почти монашеский, дедовщина, которая в частности поддерживалась администрацией школы, но наряду со всем этим школа непременно ставила несколько навыков, которые, как считают исследователи, сделала англичан сильной нацией.

В воскресенье в 10 часов утра вся школа была обязана писать письма мамам. Представьте себе, какая интересная традиция! Роальд Даль писал, что он мучился от этой обязанности, ведь это обязаловка, это неискренно, это не нужно, это даже как-то лицемерно! Тем не менее учителя усаживали всю школу за парты и ровно час, всегда с 10 до 11, все мальчики писали письма домой. И Роальд Даль, который критиковал школу и оставил очень горькие воспоминания о своих детских годах жизни, признается, что благодарен английской школе за этот поставленный навык учтивости. Он говорит, что именно тогда, с девятилетнего возраста, просто привык писать каждое воскресенье домой маме. И потом, когда он окончил школу и уехал работать в Восточную Африку, а затем попал на фронт и несколько десятков лет не видел свой родной дом, он общался с мамой посредством писем, которые, сохраняя верность школьной привычке, исправно писал каждое воскресенье. Он пишет, что это было тем, что очень сблизило его с мамой.

Мама была очень героического нрава и характера, и, умирая от рака, она не сообщила своим детям о том, что очень сильно страдает, только позвонила сыну и сказала: «Роальд, я послала тебе в подарок небольшую посылку, там все-все мои объяснения. Я была рада тебя слышать. До встречи, до следующего звонка». Через несколько часов, как потом узнал Роальд Даль, мама умерла, оставаясь мужественной, веселой, бодрой женщиной. Она хотела, чтобы сын запомнил ее именно такой. Воспитание не позволяло ей раскисать, воспитание и учтивость не позволяли ей мучить своего сына страхами, тревогой и так далее. А через несколько дней Роальд Даль получил посылку, в которой в нескольких стопках, аккуратно перевязанных зеленой ленточкой, лежали все его письма с девятилетнего возраста. Абсолютно все письма с девятилетнего возраста! Мама берегла эти нехитрые школьные листочки, написанные с ошибками, и все это благодаря навыку, который был поставлен учителями в английской школе, – навыку учтивости.

Если бы мы с вами говорили, что все это лицемерие, обязаловка: зачем писать маме, когда можно позвонить, послать эсэмэску или через кого-то передать? Но вот эта систематичность, верность, постоянство учтивости, которая не знала выходных дней, не знала каких-то сезонов и не обращала внимания на то, что там действительно может быть лицемерие, обязаловка, которую мы все не очень любим, тем не менее навык был поставлен и любовь и верность не только были сохранены в этой семье, но и приумножились, благодаря этому маленькому навыку, одному из многих навыков, которые нам, людям духовным, следует воспитывать с малых лет.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать