Свет невечерний. Труд искупления

4 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Русская история знает такие лица и персонажи, которые заслуживают целых романов или приключенческих фильмов. В числе друзей Александра Сергеевича Пушкина был очень необычный человек – Федор Иванович Толстой, дядя Льва Николаевича Толстого, нашего выдающегося философа и мыслителя. Пушкин был близок с Федором Ивановичем, и это вызывало самую настоящую оторопь у общих друзей, знакомых и даже родственников, потому что Федор Иванович Толстой, по прозвищу «Американец», отличался свирепым нравом. Он был настолько буйным и неожиданным в своих поступках молодым человеком, что для того, чтобы как-то спасти его, родственники «упекли» Федора Ивановича в кругосветное путешествие. Потому что, несмотря на свои молодые годы, он успел очень много набедокурить в Петербурге: дрался на дуэлях, участвовал в каких-то попойках, занимался шулерством и другими проказами. И родственники решили, что только кругосветное путешествие избавит молодого человека от накала страстей, в которые он сам себя вверг.

Но они, увы, ошиблись, потому что проказничать Толстой продолжил и на корабле. Причем проказы на корабле были довольно жесткими и жестокими, и капитан корабля всякий раз сажал его в карцер, бывало что на неделю, а то и дольше. И однажды, когда Федор Иванович подучил корабельную любимицу, симпатичную, веселую обезьяну, облить чернилами корабельный журнал, в котором была запись всего кругосветного путешествия, капитан не выдержал и высадил неистового графа на Аляске. Это был первый дворянин, который покрыл себя татуировками, потому что прожил среди туземцев приличное время.

Потом Толстой-Американец три года добирался до Петербурга, где продолжил свои проказы и неистовства. Он открыл нелегальное карточное заведение, подговорил своих слуг и лакеев чуть ли не в бинокль подсматривать карты своих визави, конечно же, обыгрывал их, и все это часто кончалось дуэлями, побоями и так далее, но его все равно любили. Эта история закончилась тем, что он женился на цыганке, которая родила ему двенадцать детей.

Зачем я это все рассказываю? Дело в том, что Федор Иванович Толстой («Американец») в конце жизни, вдруг внезапно прозрел и стал благочестивым человеком. И это связано с тем, что, как он говорил, он увидел перст Божий в том, что из двенадцати его детей выжила только одна девочка. Когда умер первый ребенок, Федор Иванович составил свой первый синодик – поминальный список тех людей, которых он убил на дуэлях. Их оказалось ровно одиннадцать человек. И когда умирал очередной ребенок, напротив имени своей жертвы он писал: «квит». Двенадцатая девочка, как он был убежден, не умрет, так и вышло. Он считал что, беды, которые посылал ему Господь, есть искупление его преступлений, грехов.

Друзья мои, это очень интересная история, потому что она говорит нам о многом. Мы размышляем о покаянии как о некотором духовном упражнении, а ведь, каждый христианин именно к этому и призван, и, молясь Богу, мы называем себя грешниками, рабами Божьими. В молитве Макария Египетского, которую мы читаем каждое утро, есть такие замечательные слова: «Очисти меня грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою». «Николиже сотворих благое пред Тобою…» – то есть у каждого на совести есть грехи и прегрешения, которые мы должны оплакивать, и иногда Господь доверяет нам понести и искупления за эти грехи.

Иконой покаяния в Русской Православной Церкви считается образ Марии Египетской. Двенадцатилетней девочкой она предалась неистовству распутства и прожила в жутких, нечистых приключениях в Александрии, предаваясь всяким видам распутства, целых семнадцать лет! И ни разу ее не мучила совесть, никогда она не чувствовала ее укоров, ей не было стыдно. И только когда она совершенно случайно оказалась в Иерусалиме, примкнув к группе молодых людей, первый раз за всю свою жизнь почувствовала стыд. Жуткий, жгучий стыд из-за того, что не могла зайти в храм. Несколько раз пыталась она зайти в храм, ведь другие люди входят в него и все хорошо, нормально, обычное дело – зайти в церковь, что тут такого? А она не могла. И только после того, как она ощутила сопротивление святыни, советь ее вдруг вспыхнула огнем, у нее как будто открылись глаза на все те мерзости, которые она совершала. Даже трудно себе представить, что чувствует человек, который словно в слепоте прожил семнадцать лет своей жизни!

Мария Египетская бросилась на колени перед иконой Божьей Матери и просила, чтобы Та простила и отпустила ей этот грех. И после этой молитвы она смогла войти в церковь и почувствовала, что прощена. Здесь мы бы с вами должны были бы поставить точку и сказать: «Ну вот, хорошо: человек исправился, это замечательно, потому что Господь милосерд, Он всех прощает; какой бы грех человек ни совершил, Господь всех простит». Но Марии Египетской было мало получить прощения от Господа, она хотела искупить семнадцать лет своего распутства трудом, болью, голодом, молитвенными подвигами. И мы знаем, что она перешла через Иордан и семнадцать лет скиталась по пустыне, питаясь травами. В житии, которое нам оставил преподобный Софроний Иерусалимский, говорится о том ужасе, который она испытывала: как она мерзла по ночам и как ее опаляло солнце, как в конце концов распалась ее одежда, и как за семнадцать лет она не пробовала ни хлеба, ни какой-нибудь человеческой пищи, а питалась травами, как дикий зверь. Она хотела семнадцатью годами подвижничества искупить семнадцать лет безумств.

Друзья мои, для нас это очень серьезный урок, потому что в своем покаянии мы очень часто останавливаемся на этом шаге. Да, мы попросили прощения и остановились в своем падении, пресекли этот порочный круг, вышли из него, оставив позади себя, но если есть возможность и силы, то над искать и искупления. Поэтому есть много людей, которые жертвуют свои силы на помощь бедным детям, на строительство храмов, участвующих в благотворительных акциях, помогающих детским домам, студентам или учебным заведениям. Они отдают свои руки, силы, средства на то, чтобы хоть чуть-чуть потрудиться – искупить те падения, которые с ними, к сожалению, произошли. И сделав первый шаг – принеся покаяние, попросив у Бога прощения и остановившись в грехе, нужно сделать и следующий шаг – шаг искупления. А это очень большой труд, который иногда действительно требует большого напряжения и самоотдачи, но это благородно и очень красиво – немного потрудиться над тем, чтобы стать настоящим человеком.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать