Аудио |
|
Скачать .mp3 |
И один из таких вопросов связан, например, с курением: православные люди курят или не курят? Можно им курить? Можно ли православному человеку после курения подходить к Причастию? Что это такое? Как аттестовать сам опыт курения?
В 90-е годы, когда я только-только начинал свое священническое служение, печаталось множество брошюр нравственного, нравоучительного содержания, где в категорической форме перечислялись грехи или же давалась оценка тем или иным явлениям нашей нравственной жизни. Одна из брошюр называлась «Курить – бесам кадить», где с последней очевидностью доказывалось, что курево – это изобретение демонов и когда ты куришь, то привлекаешь нечистую силу, которая вьется вокруг тебя. Давались описания их количества (сколько слетается на этот дух), то, какие сигареты больше привлекают бесов и какие именно типы, и так далее. Хотя среди этих брошюр были и вполне глубокомысленные размышления, связанные, например, с культурой стыда, потому что действительно есть некоторые наблюдения, доказывающие, что курение, особенно в молодом возрасте, бывает, способствует более тяжким преступлениям. Но наши люди, начитавшись этих брошюр, в развитии не остановились, они стали углубляться в историю Церкви, путешествовать, открылись пути паломничества в Грецию, Грузию, на Афон, в другие Православные Церкви.
Я вспоминаю свою первую поездку за границу, когда мы с другим священником оказались в Болгарии, и местные болгарские священники повели нас в кафе и на радостях угостили кофе и сигаретами – так у них было принято, потому что болгарские священники курят и этого не стесняются. Курят и греческие священники и не стесняются этого. И потом мы стали вдруг узнавать, что курили некоторые священники до революции, и православные русские священники за границей тоже курили, курят некоторые грузинские священники и епископы и совершенно не воспринимают это как «каждение демонам».
Говорить такие вещи очень опасно, потому что тут же найдется человек, который скажет: «После Ваших безответственных слов, отец Савва, народ потянется к папиросам! Сколько Вам, батюшка, заплатили табачные компании, чтобы Вы пропагандировали здесь курение?!» В действительности дело вовсе не в этом. Если кто-то потянулся за сигаретами, то прошу вас остановиться, потому что курение вредит вашему здоровью! Единственное, о чем я хочу сказать, что нет никакой богословской санкции на то, чтобы аттестовать курение как некое сатанинское предприятие.
Нам очень полезно путешествовать, бывать в других странах с древней христианской культурой, чтобы понять, что типы благочестия очень разные. Почему греческие христиане не воспринимают курение как нечто зловещее, а священника, у которого есть проблемы с выпивкой, наоборот, воспринимают как нечто совершенно жуткое. У нас, на Руси, пьющий батюшка – это добродушный образ, почти фольклорный. Мы воспринимаем его спокойно, но курящего священника тут же верстаем в списки масонов, разрушителей, предателей веры и так далее. Видите, в Болгарии и Греции все по-другому. О чем это говорит? О том, что типы благочестия очень разные. С течением времени все меняется. Когда мы говорим о курении, то должны сказать, что это очень вредная привычка, которая разрушает здоровье. Но не нужно впутывать в борьбу с этой дурной привычкой церковную этику или церковное богословие.
Дело в том, что для простецов, людей несведущих, долгое время Церковь действительно была «объяснительной конструкцией», которая объясняла все, давая ответы на вопросы в области политики, культуры, благочестия, этики и так далее. Я встречал простецов (простецами называют тех людей, которые не умеют читать и писать), но сейчас таких людей не встречаю. Это говорит о том, что есть такие сферы жизни, которые мы не должны впутывать в церковное сознание.
Политика может быть очень разной. Христианин, ответственный церковный человек может разделять разные политические взгляды. Он может позволить себе разные пристрастия в области культуры и искусства, может занимать различного рода должности, по-разному относиться к спорту, позволить себе разные профессии. Нет единого типажа христианского поведения, как нет единого типажа христианской прически или дресс-кода христианской одежды. Нет единого свода политических взглядов, которые позволены христианину, то же самое касается и привычек.
Конечно, любая привычка делает нас объектом манипуляции, пусть даже очень мелкой, и тем она опасна. Курение относится как раз к таким привычкам, то есть ты становишься рабом курения. У меня есть приятель, который пытается бросить курить уже многие годы и не может этого сделать, потому что находится в зависимости. Христианство призывает человека к свободе, поэтому, конечно, лучше всего избавиться от зависимостей. Но курение не хуже и не лучше зависимости от сплетен, различных нечистых удовольствий или зависимостей от шопинга, игровых автоматов и тому подобного. Ведь таких зависимостей очень много и, чтобы преодолеть их, требуется действительно очень большое аскетическое усилие.
Я не призывают вас курить! Ни в коем случае! Курение вредит вашему здоровью! Но не нужно сюда впутывать Церковь. Не нужно впутывать в объяснение явлений совершенно другого порядка богословие, Священное Писание и т.д. потому что те вещи не стоят того внимания, которое мы к ним привлекаем. А потом возникают разного рода недоразумения, как например, в ХХ веке, когда православие, отождествив себя с монархическим строем, едва не покончило жизнь самоубийством, когда монархический строй вдруг исчез. Но это, конечно, уже совсем другая история…
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!