Свет невечерний. Табакокурение

1 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Самые расхожие вопросы, которые адресуют христианам, обычно начинаются словами: «Как Церковь относится к …?» Например, к такому-то роману, такому-то фильму или политическому течению: монархии, демократии, либерализму, как Церковь относится к разного рода научным исследованиям и так далее.  И это тот самый тип вопросов, который всегда приводит меня в некоторое замешательство, потому что мы, я как священник или вы как христиане, должны дать ответ на такой вопрос, но сам по себе он является недоразумением. Самым настоящим недоразумением, потому что выдает определенный портрет Церкви, который сформировался не только у светского общества (внешнего по отношению к Церкви), но и который формируем мы, христиане, превращая христианство в одну из политических сил, одну из философий, мировоззрений или этик и так далее, хотя христианство на самом деле вовсе не об этом. В этом как раз противоречие и сложность ответа на подобные вопросы, потому что у христианства нет какого-то особого отношения, например, к монархии или роману «Мастер и Маргарита» и т.д., потому что это все совсем не о том.

И один из таких вопросов связан, например, с курением: православные люди курят или не курят? Можно им курить? Можно ли православному человеку после курения подходить к Причастию? Что это такое? Как аттестовать сам опыт курения?

В 90-е годы, когда я только-только начинал свое священническое служение, печаталось множество брошюр нравственного, нравоучительного содержания, где в категорической форме перечислялись грехи или же давалась оценка тем или иным явлениям нашей нравственной жизни. Одна из брошюр называлась «Курить – бесам кадить», где с последней очевидностью доказывалось, что курево – это изобретение демонов и когда ты куришь, то привлекаешь нечистую силу, которая вьется вокруг тебя. Давались описания их количества (сколько слетается на этот дух), то, какие сигареты больше привлекают бесов и какие именно типы, и так далее. Хотя среди этих брошюр были и вполне глубокомысленные размышления, связанные, например, с культурой стыда, потому что действительно есть некоторые наблюдения, доказывающие, что курение, особенно в молодом возрасте, бывает, способствует более тяжким преступлениям. Но наши люди, начитавшись этих брошюр, в развитии не остановились, они стали углубляться в историю Церкви, путешествовать, открылись пути паломничества в Грецию, Грузию, на Афон, в другие Православные Церкви.

Я вспоминаю свою первую поездку за границу, когда мы с другим священником оказались в Болгарии, и местные болгарские священники повели нас в кафе и на радостях угостили кофе и сигаретами – так у них было принято, потому что болгарские священники курят и этого не стесняются. Курят и греческие священники и не стесняются этого. И потом мы стали  вдруг узнавать, что курили некоторые священники до революции, и православные русские священники за границей тоже курили, курят некоторые грузинские священники и епископы и совершенно не воспринимают это как «каждение демонам».

Говорить такие вещи очень опасно, потому что тут же найдется человек, который скажет: «После Ваших безответственных слов, отец Савва, народ потянется к папиросам! Сколько Вам, батюшка, заплатили табачные компании, чтобы Вы пропагандировали здесь курение?!» В действительности дело вовсе не в этом. Если кто-то потянулся за сигаретами, то прошу вас остановиться, потому что курение вредит вашему здоровью! Единственное, о чем я хочу сказать, что нет никакой богословской санкции на то, чтобы аттестовать курение как некое сатанинское предприятие.

Нам очень полезно путешествовать, бывать в других странах с древней христианской культурой, чтобы понять, что типы благочестия очень разные. Почему греческие христиане не воспринимают курение как нечто зловещее, а священника, у которого есть проблемы с выпивкой, наоборот, воспринимают как нечто совершенно жуткое. У нас, на Руси, пьющий батюшка – это добродушный образ, почти фольклорный. Мы воспринимаем его спокойно, но курящего священника тут же верстаем в списки масонов, разрушителей, предателей веры и так далее. Видите, в Болгарии и Греции все по-другому. О чем это говорит? О том, что типы благочестия очень разные. С течением времени все меняется. Когда мы говорим о курении, то должны сказать, что это очень вредная привычка, которая разрушает здоровье. Но не нужно впутывать в борьбу с этой дурной привычкой церковную этику или церковное богословие.

Дело в том, что для простецов, людей несведущих, долгое время Церковь действительно была «объяснительной конструкцией», которая объясняла все, давая ответы на вопросы в области политики, культуры, благочестия, этики и так далее. Я встречал простецов (простецами называют тех людей, которые не умеют читать и писать), но сейчас таких людей не встречаю. Это говорит о том, что есть такие сферы жизни, которые мы не должны впутывать в церковное сознание.

Политика может быть очень разной. Христианин, ответственный церковный человек может разделять разные политические взгляды. Он может позволить себе разные пристрастия в области культуры и искусства, может занимать различного рода должности, по-разному относиться к спорту, позволить себе разные профессии. Нет единого типажа христианского поведения, как нет единого типажа христианской прически или дресс-кода христианской одежды. Нет единого свода политических взглядов, которые позволены христианину, то же самое касается и привычек.

Конечно, любая привычка делает нас объектом манипуляции, пусть даже очень мелкой, и тем она опасна. Курение относится как раз к таким привычкам, то есть ты становишься рабом курения. У меня есть приятель, который пытается бросить курить уже многие годы и не может этого сделать, потому что находится в зависимости. Христианство призывает человека к свободе, поэтому, конечно, лучше всего избавиться от зависимостей. Но курение не хуже и не лучше зависимости от сплетен, различных нечистых удовольствий или зависимостей от шопинга, игровых автоматов и тому подобного. Ведь таких зависимостей очень много и, чтобы преодолеть их, требуется действительно очень большое аскетическое усилие.

Я не призывают вас курить! Ни в коем случае! Курение вредит вашему здоровью! Но не нужно сюда впутывать Церковь. Не нужно впутывать в объяснение явлений совершенно другого порядка богословие, Священное Писание и т.д. потому что те вещи не стоят того внимания, которое мы к ним привлекаем. А потом возникают разного рода недоразумения, как например, в ХХ веке, когда православие, отождествив себя с монархическим строем, едва не покончило жизнь самоубийством, когда монархический строй вдруг исчез. Но это, конечно, уже совсем другая история…

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать