Семья и пост

3 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Симонов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 3 апреля 2014 г.

 - Здравствуйте. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла,  настоятель строящегося храма в честь Покрова Божией Матери в Ясенево архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Благословите, батюшка.

 

 - Бог всех благословит на сегодняшнюю нашу встречу.

 

 - Уважаемые телезрители, обращаю ваше внимание, что мы работаем в прямом эфире. В течение часа вы можете позвонить к нам в студию и задать свой вопрос по телефону в Москве 8(495) 781-49-54. Тема передачи «Великий Пост».

 

 - Батюшка, уже началась вторая седмица Великого поста. Вроде только что мы готовились к посту, а уже идет  пост, скоро будет и третья, и четвертая, и пятая седмицы. Время скоротечно: не успели оглянуться, а уже неделя прошла. Вроде все уже в ритм вошли. Как Вы думаете, телесный пост все же должен соблюдаться, как и сейчас, или духовный пост должен быть в первую очередь?

 

 - Дело в том, что мы начинаем с внешнего, но должны им не ограничиваться, должны переходить на внутреннее. Как сказал кто-то из великих святых: «Дай телу твоему по силе». Все же силы подвига давайте обратим на внутреннего человека, чтобы за внешним соблюдением поста не подумали, что только это для Бога и важно: картошка, огурцы и капуста. Оказывается, это не так сложно. Мы все боялись начала Великого поста - как  это без белковой  пищи будем, как все это будет, такая широкая Масленица... Кстати, с Масленицей связан один случай в Оптиной пустыни. Есть пословица «Не все цыгану Масленица», интерпретация одной из русских поговорок.  И вот однажды  попал цыган в Оптину пустынь, а там Масленица, большой выбор молочных продуктов. Холодильников и морозильников тогда не было, до революции,  все это в ледниках хранилось, так чтобы все выставлять на пост, паломникам все это давалось. И вот цыган такой довольный - сметана, яйца, масло, есть целую неделю. Потом наступает Великий пост. Первый день Великого поста  - он в трапезную, она закрыта, второй день - он в трапезную, она закрыта. По Афонскому уставу первые два дня самый строгий пост. Я слышал, что на Афоне не едят и не пьют первые два дня, потом Литургия Преждеосвященных Даров, и тогда вкушают. И он давай оттуда деру, из монастыря, из Оптиной пустыни. Навстречу крестьянин идет, собаку на аркане тащит, утопить в Жиздре. А Жиздра находится в Оптиной пустыни. И цыган его спрашивает: «Мужик, куда ты собаку тащишь?» А тот ему отвечает: «Да хочу в речке утопить, а то она щенят все приносит и приносит». «Экий ты болван. Да ты ее в монастырь отведи, она сама с голоду сдохнет». Он подумал, что монастырская жизнь складывается из одной Масленицы.

Оказывается, не из одной Масленицы складывается вся наша христианская жизнь. Она складывается из Масленицы и из первой недели Великого поста, и этим не ограничивается. Наша жизнь и во время Масленицы, и во время первой недели Великого поста должна быть посвящена самому главному: исполнению заповедей, ради которых мы и постимся.

Однажды епископ Игнатий сказал: «Что такое пост? Это вспахивать землю. Вспахали землю, дальше надо засевать, чтобы ты, засеяв эту землю, что-то пожал. Если ты ничего не посеешь, то ничего и не пожнешь». Какой смысл без конца только пахать? Вот мы соблюдаем пост. Прекрасно. Какие зерна мы бросили? Апостол Павел нам говорит: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание, а таковых нет закона». И буквально сегодня начинается рабочий день, мне звонит помощник по стройке (а пост иногда влияет  в другую сторону, когда не хватает белковой пищи и сладкого, у людей начинает что-то переклинивать) и начинает на меня наезжать, сначала повышенный тон, а потом орет. Я ему по телефону говорю: «Ты на кого орешь-то? Единственный, кто может орать, это я, потому что я начальник». И потом, когда мы с ним встретились, я ему говорю: «Слушай, хватило только одну первую неделю поста? Все потихонечку в молитве, каком-то постном воздержании, каком-то душевном напряжении. Потом первая неделя прошла, расслабились и забыли, для чего вообще-то пост. И ешь хоть мясо, но ты только не ори». Иначе какой смысл - огурцы, помидоры с постной картошкой? И если он меня, на начальника, так орет, тогда как же в семье, с равными, тогда как с подчиненными, которые у него есть и за которых он отвечает?

И вот здесь возможно извращение самого поста, когда человек обращает внимание только на стол, а не на сердце. Мало того, я заметил: в первую неделю поста не хотелось заниматься какими-то разбирательствами, на  повышенных тонах, я говорю: «Ладно, первая неделя поста, не будем, потом». Многие люди так поступают, я заметил правильное отношение внутри моего собственного сердца. Епископ Игнатий нам тоже говорит: «Мы начинаем с листьев, но должны закончить плодами». Вот что такое внешнее делание - пост, молитва: это листья. Но кроме листьев должны еще появиться плоды, и если мы не приносим плодов, это уже фарисейство, а не пост. Поэтому во время Великого поста надо главное внимание уделить вот чему: кому и чем я могу послужить. И есть нужно столько, чтобы иметь возможность и силы совершать добрые дела. Святитель Василий Великий говорил: «Иногда люди так постятся, что еле ноги таскают». Было такое рассуждение: это нормально или нет? Духоносные и мудрейшие Оптинские старцы говорили: «Крайности бесовские -  чрезмерное воздержание и чрезмерное объедение. Истина где-то посередине». Епископ Игнатий говорит: «За чрезмерным постом  и большим правилом следует оставление всякого правила и всякого поста». Сначала человек напрягается, а потом по принципу пружины или маятника: сколько сжал, столько в обратную сторону и отыграется. Поэтому надо все ровно: мы не телоубийцы, мы - страстоубийцы. Пост нам дан, чтобы наш язык не столько имел сил, сколько он имеет, когда мы налопались и наелись, для того, чтобы нас хоть чуть-чуть подвигнуть к молитве: сытое брюхо к молитве глухо.

 Для чего дан нам пост -  внешнее делание и инструмент, с помощью которого мы можем делать добрые дела? Да хотя бы для того, чтобы мы приучились хоть чуть-чуть во  время Великого поста быть потише, потому что говорить - серебро, а молчание - золото. Обратите внимание, на такую вещь: младенец рождается, не имея зубов, но он ест. Проходит месяц - ест, проходит еще несколько месяцев - ест. Потом появляются зубы - он опять ест. Потом вырастает - опять ест. И так всю жизнь. А потом наступает такой период времени, когда зубы начинают выпадать, он опять ест. Зубов все меньше - он опять ест. Когда они все выпали, он не перестает есть. Для чего нужны зубы? Не для того, чтобы есть. Зубы у ребенка появляются тогда, когда он начинает говорить, чтобы его язык был за барьером, за зубами и за губами. Когда человек не держит язык за зубами, они начинают  у него потихоньку вываливаться. Кто-то сказал: молчание - золото. Действительно, если начнешь лечить зубы - сколько это будет стоить?! Псалмопевец Давид говорит, что  «Господь сокрушит зубы грешников». Поэтому чтобы зубы не сокрушались, а потом деньги на вставные челюсти не тратить, нужно приучиться к молчанию и лишнего не болтать. У нас был один брат в Оптиной пустыни, по образованию врач-стоматолог, и без конца масса послушаний. Он уже на службу не успевает ходить, Священное Писание читать, правило исполнять, потому что такой нагрузки он не ожидал. И когда он уже совсем изнемог, на дверях стоматологического кабинета написал: «Господь сокрушит зубы грешников». Приходила братия, смотрела на эту надпись, каялась, и с покаянием уползала. Это уже отступление, так как на самом деле больше надо думать о внутреннем, но и внешнего не забывать. Обращайте внимание на то, что мы говорим, как мы говорим, кому мы говорим и, самое главное, с каким внутренним настроением. Очень важна сама тональность. Старец Амвросий Оптинский говорил: «От ласки у людей бывают иные, другие глазки». Поэтому криком, приказным тоном, недовольным тоном ничего не решишь. Как говорил то же Амвросий Оптинский: «И не хочешь, а хохочешь». И не хочешь, а 250 раз надо сказать: «Это надо сделать, это надо сделать...» Начальник порой как попугай - напоминай, напоминай: начнешь прикрикивать, и дело закончится неизвестно чем. Вот на меня сегодня наорали, и все настроение испортили. Здесь, на «Союзе» немножко в себя приходишь.

 

Вопрос телезрительницы: Как часто можно ходить причащаться? Мне нравится состояние после причастия, но не является ли это самолюбованием?

 

 - Дело в том, что это милость Божья, что Господь посещает Вас такими чувствами. Мы причащаться должны ради того, чтобы быть другими. У кого-то минуты, у кого-то часы, у кого-то несколько дней - Господь дает благодатность в составе тишины, мира и доброжелательности, и не заметить этого нельзя. Почему мы полюбили причастие? Потому что поняли, что хотим быть другими. Человек как барон Мюнхаузен сам себя вытащить не может и начинает пробовать. Евангелие у всех одно, все читаем, все понимаем, какими должны быть. На деле начинаем говорить, и прет раздражительность, гнев, самолюбие, недовольство, нетерпеливость, эгоизм, обидчивость. И почему мы в Церковь пришли? А потому, что мы начали искать эти лекарства. Молитва есть, икона есть, а мы совсем другие. Господь говорит: «Придите и научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем». Опыт первого причастия показал нам: вот эта сила, которая внутри нас, Христос внутри нас. Пусть даже какое-то мгновение, но я могу быть другим. Причастие дает нам возможность быть другими, все ради этого и во имя этого. Опыт духовной жизни  показал нам, что в эти благодатные моменты Господь дает нам Свою неоскудевающую силу. Поэтому с благодарностью Богу причащайтесь Святых Христовых Таин, и в то же время перед тем, как идете в храм на исповедь, принесите священнику и внутри своей совести раскаяние, от чего бы хотелось избавиться в своей жизни, и наоборот, чего мы ждем от Святого Причащения. Мы можем и должны сначала показать свою рану, свою язву, свои недостатки, и не только молиться об избавлении от грехов, но и просить, чтобы возрастала в нашей душе добродетель. Псалмопевец Давид нам говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо». Если ты будешь думать о том, как бы чего бы не сделать, то доброго и хорошего тоже никогда не сделаешь. Ты думай о том, как бы и чтобы хорошее сделать, а плохое само от тебя отлетит. Если ты будешь думать о доброжелательности, то твои раздражительность и эгоизм будут отходить на второй план. Если ты будешь понимать, что Христос - истина, ты будешь жить по правде и говорить правду. Надо больше всего обращать внимание на то, какими нас хочет видеть Христос.

Причастие - это благодатный опыт Церкви, благодатная жизнь Церкви, когда Господь дал нам Самого Себя, чтобы мы менялись и были другими. Поэтому мы в Церкви, поэтому мы любим Причастие, поэтому молитва и пост. Пост только ради этого: чтобы мы менялись и были другими.

 

 - Чем отличается исповедь от покаяния в Великий пост и вообще?

 

- Исповедь - это завершение покаяния, покаяние наступает задолго до исповеди, это ее кульминация, апофеоз внутреннего покаяния человека. Каяться перед Богом и исповедоваться Ему мы можем каждый день, а исповедь подразумевает исповедь перед священником. Священник - это только свидетель. Кто-то из опытных духовников сказал, что на Страшном Суде Бог поставит душу человека и священника и спросит: «Он в этом грехе каялся?» «Да». «А в этом?...»  В чем он каялся, о чем была прочитана разрешительная молитва - в том был оставлен грех, а в чем не было покаяния, грех тот остается на человеке, он несет за него ответственность. Покаяние - это постоянная внутренняя работа души, когда мы находимся в трезвении, когда мы трезвимся от всякой дурной мысли, слова и поступка. Как вы мыслите, такова ваша жизнь. Проклинай свою жизнь, и она будет проклятая. Будь доволен своей жизнью, и она будет таковой. Мы не можем изменить обстоятельства нашей жизни, но можем изменить отношение к этим обстоятельствам. Христианину дана великая мудрость: иметь оптимистическое отношение к жизни. О христианине и нехристианине, об оптимисте и пессимисте есть замечательное стихотворение:

 

В одно окно смотрели двое,

Один увидел дождь и грязь,

Другой - листвы зеленой вязь, цветы и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

 

Обстоятельства одни и те же, а взгляд на жизнь совершенно противоположный. Господь дает такую благодать, что человек может стать выше жизненных обстоятельств. Златоуст по этому поводу однажды сказал: «Больной человек не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек не тот, у кого нет болезней, а тот, кто при болезнях мало ноет. Бедный человек не тот, у кого мало денег, а тот, кто не может довольствоваться необходимым. Богатый человек не тот, у кого много денег, это тот, кто умеет довольствоваться необходимым». Оказывается, и болезнь, и здоровье, и бедность, и богатство - понятия относительные. Приведу  разговор двух мудрых бабушек в нашем храме. Одна говорит: «Как дела?» Вторая отвечает: «Да, слава Богу. А у тебя как?» «Да вот, что-то с сердце болит, ноги болят, поясница болит, голова болит, давление, здоровье никакое, жизни никакой». «А ты в паспорт давно заглядывала? Тебе лет-то сколько?» «81» «Господи, дай терпения, дай терпения». Вот это мудрая вещь: 81 год - где же тут не быть болезням? Дотопала до храма - уже слава Богу. Мы в 30 лет не такие как в 20, в 40 не такие как в 30, в 50 не такие как в 40. 60 - хороший возраст, но об этом, к сожалению, узнаешь только в 70. Сколько тебе есть, что в тебе есть - за это надо благодарить Бога.

 

Звонок телезрительницы: Добрый вечер, батюшка! С Великим Вас постом! Как правильно читать Евангелие в те дни, когда не совершается Литургия Преждеосвященных  Даров? Можно ли келейно читать акафист в Великий пост? Можно ли читать Псалтирь сначала за здравие, потом за упокоение на одной и той же Славе? Или нужно читать каждый псалом отдельно - сначала о здравии, а потом тот же самый псалом об упокоении?

 

- Начнем с последнего. Мы - счастливые люди. У нас не бухгалтерия, не математика. У Святых Отцов есть такое выражение: «Молись, люби Бога и делай, что хочешь». Обычно принято после первой и второй части кафизмы  молиться о здравии родных и близких, а на третьей части читать об упокоении. Если Вы что-то перепутали, для Бога это никакого значения не имеет. Молитесь и поминайте своих родных и близких как Вам удобно. Правило Церкви таково: сначала мы поминаем о здравии, а потом  - об упокоении. Относительно акафиста бытует  мнение, что Великим постом акафисты не читаются, потому что они якобы несут в своем содержании оттенки радости, поскольку мы очень часто произносим во время чтения акафиста «Радуйся, радуйся, радуйся». Дело в том, что нам никто и ни в чем не запрещает радоваться и Великим постом, и невеликим постом. Апостол Петр так и говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Неразумно оставлять акафисты Великим постом тем, кто их любит, это потребность нашей души. Чем отличается акафист от кафизмы? Слово «кафизма» произошло  от греческого глагола «кафизо» (сижу), а «акафизо» - не сижу. Поэтому во время кафизмы у греков разрешается сидеть в храме, а мы по нашему русскому благочестию Псалтирь читаем стоя. Акафисты мы, конечно, читаем стоя. У нас будет Похвала Пресвятой Богородицы, когда торжественно поется акафист Пресвятой Богородице, именно Великим постом, что подтверждает истинность этого рассуждения: акафисты постом читать и можно, и нужно. При этом не заменяя акафистом чтение Псалтири, Псалтирь мы продолжаем читать.

Теперь относительно чтения Евангелия. Дело в том, что Евангелие читается по потребности души. Мы думаем не только о питании своего тела, надо больше думать о питании нашей души. Пища души - Слово Божие. Когда Христос беседовал с самарянкой, у него спросили: «Кто принес Тебе пищу?» «Пища Моя есть воля Божия». Также Он говорил: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Вот о чем будет жив человек: о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. Во время Великого поста мы усугубляем чтение Священного Писания, чтобы мы понимали, какие мы должны быть. Мы - христиане, мы - образ и подобие Божие. Мы должны найти в Евангелии образ, какими хочет нас видеть Господь. «Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут; блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят; будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный; всякому просящему у тебя дай; хотящему взять у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю; по тому все узнают, что вы - ученики Мои, если будете иметь любовь между собою». Все эти внутренние нюансы христианской жизни должны стать нашим достоянием: достоянием ума и только тогда достоянием нашего сердца. Если ты ничего не помнишь, как ты будешь это исполнять? В своей профессиональной деятельности человек должен что-то читать, помнить, вникать, соображать. Евангелие для нас должно стать ориентиром, на который нужно равняться. Я знаю несколько благочестивых семей, в которых все собираются на ужин, отец берет в руки Евангелие, и произносит такие слова: «Сказал Господь своим учеником: не о хлебе едином будет жив человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». Читает главу Евангелия, кладет на полочку, и ужинают. Сначала напитали душу, потом тело. Читать одну короткую главу Евангелия - 5 минут, из моего личного опыта, чуть подлиннее - 7 минут. За столом сколько мы сидим? Вообще, на время никто не смотрит, уйму времени тратим. Надо питать и тело, и душу, тогда будет все гармонично в нашей христианской жизни.

 

Вопрос телезрительницы: Я редко бываю в храме. Пришла недавно и никакой торжественности, красивого пения не услышала. Такое скучное богослужение... Почему так?

 

 - Она, наверное, попала на первую неделю поста, когда очень много чтения Псалтири, мало пения, одни поклоны... Неподготовленному человеку это непривычно, у человека могло сложиться такое впечатление. Если на буднях она приходила, там сначала часы, а потом Литургия. Литургия - сплошное торжественное пение. Или Всенощное бдение. Важно не быть тем цыганом, о котором мы говорили, важно попадать все вовремя. Богослужение в воскресный день и на буднях отличается. В храме надо искать не торжественности, не эстетики, мы не за этим приходим. Не фимиам и красивые облачения дают нам благодатный воздух вечности, а его дает молитва и возможность человека через личную молитву, через молитву всей Церкви ощутить присутствие невидимого Бога. Господь везде, но в храмах Его особое присутствие. Когда человек ищет Бога, он Его обязательно найдет. Когда человек заходит в храм, и в пустом храме, когда не совершается Литургия, он может спокойно помолиться и выйти на связь с Богом. Связь эта беспроводная, безлимитная. Господь готов принимать и слышать нас даже с отрицательным балансом, когда мы как последние грешники, как последние грязные поросята приходим в храм. Господь и таких готов нас принять, и таких готов услышать, и таким готов пойти навстречу и помочь подняться. Священное Писание так об этом говорит: «Радость бывает на Небе об одном грешнике кающемся  более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

 Господь как милостивый Отец ждет нас и готов нас услышать и во время богослужения, и не во время богослужения, и когда читают Псалтирь, и когда не читают Псалтирь, и когда поют торжественно, и когда поют неторжественно. Когда ты сам молишься и когда ты сам на связи, когда ты с Ним разговариваешь, твоя молитва будет услышана, даже если эта молитва произнесена не твоим языком, а твоим сердцем. Старец Паисий Афонский однажды сказал: «Бог очень любит, когда Его дети говорят не только между собой, а говорят с Ним». Надо почаще говорить с Ним, в любом месте - дома, на работе, в храме. В храме совершенно иная благодатная обстановка, о которой Серафим Саровский когда-то однажды сказал: «Одно «Господи, помилуй», произнесенное в храме от лица всей общины, больше, чем целая Псалтирь, прочитанная дома, в келии, наедине». В Священном Писании Сам Господь нам говорит: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них. Где двое или трое согласятся просить о  чем-нибудь Имени Моего ради, Я то сделаю». Очень важна не только домашняя молитва, но молитва в храме. Особенно мы почитаем воскресный день, который начинается с вечера субботы, всенощного бдения, и заканчивается Божественной Литургией в воскресный день.

 

Звонок телезрительницы: Добрый вечер! У меня сын. Он взрослый, но умственно отсталый, аутист. Обязательно ли ему причащаться? Он не может осознанно принимать Дары.

 

 - Такой человек приравнивается к детям. Как известно, детей мы причащаем, крестим  по вере родителей. Благодать святого Причастия от меры осознанности  и меры понимания Того, с Чем мы соединяемся, не всегда зависит. Мало того, само Священное Писание показало нам невозможность в полноте осознания этого величайшего дара Божия. Вспомним 6-ю главу Евангелия от Иоанна: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Отцы ваши в пустыне ели манну и умерли. Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его, смерти не увидит вовек. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Ученики говорят: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою? Жестоко это слово, и многие отошли и не веровали в Него». Как это может быть?  - задали вопрос ученики. Господь не дает ответа на этот вопрос, Он только дальше продолжает: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Я - лоза, а вы - ветки. Кто не пребудет на лозе, извергнется вон». Мы до конца, во всей полноте - математически, философски, богословски - не можем осознать, каким образом мы существенно соединяемся с Живым Богом,как вдруг простой хлеб и простое вино во время богослужения наитием Святого Духа непостижимым образом становятся Телом и Кровью нашего Господа. Это Таинство. Оно действует независимо от того, в какой мере находится наше понимание того или иного таинства.

 «Не возбраняйте детям приходить ко Мне», - сказал Господь. И мы видим, как крестят и причащают детей по вере их родителей и воспреемников; видим благодатное их возрастание в духовной и даже физической жизни. Поэтому Ваш ребенок, и мы Вам в этом сочувствуем,- это крест, данный для Вас и для него. Иоанн Златоуст сказал: «У Бога пользы больше, чем наказания». Помните, мы празднуем память Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных? И Златоуст задает очень жесткий вопрос: «Приходит в мир жизнь, и из-за этой жизни многие тысячи младенцев Вифлеемских вкушают смерть. Какая же это жизнь, если из-за нее, Ирод из-за Христа, убивает 14 000 Вифлеемских младенцев? У Бога ничего не бывает без пользы. Если бы это не произошло, и невинные не лишились бы жизни, кто знает, где бы они оказались и на какой площади, среди тех людей, которые кричали «Распни, распни Его». Он в младенчестве забрал их из этого мира скорби, болезни и неверия. Они как безвинные находятся у Него, на Его руках. А если бы они выросли и сделали выбор в сторону зла, потому что большинство делает выбор в сторону зла? 12 учеников, 70 апостолов, ближайшее окружение Господа - только они признали Его Богом, а все остальные кричали: «Распни, распни Его, кровь Его на нас и на чадах наших». Мы не знаем почему, зачем и как. Мы только знаем: претерпевший до конца спасен будет.

 

Вопрос телезрителя: Добрый вечер! Я считаю себя верующим человеком, хожу в храм. Но в храме неловко себя чувствую, потому что не знаю культуру, историю,  тяжело воспринимаю службу. Подскажите, с чего начать знакомство с историей, обычаями, культурой Православия. Какую литературу читать? Может быть, в школу какую-то пойти?

 

 - Для таких наших соотечественников, как Вы, Николай Васильевич Гоголь написал замечательную книгу «Размышления о Божественной Литургии». Он понимал, что наполняет Россию крестьянство и рабочие, которые не до конца все понимали в силу своей необразованности. Для них он и написал эту замечательную книгу. Я ее читал, очень высокого о ней мнения. В этой книге объясняется Божественная Литургия, ее символика, ее значение, что происходит в храме, что за этим стоит. Еще есть замечательная книга Симеона Солунского «Новая скрижаль». Кстати, Вы можете пользоваться Интернетом. Наберите в поисковой системе «толкование богослужения». Я благодарен Вам за это звонок. Когда я первый раз переступил порог храма, вообще ничего не понимал: иконостас, Царские врата, дьяконские врата, не мог отличить священника от дьякона. Но я в храме молился. Молился, чтобы стать другим. У меня была дурная привычка. И я приходил в храм и Богу говорил, что я вот такой, я вот этого не хочу, потому что я попробовал, как от этого избавиться вне Церкви, но одного моего ума было недостаточно. Я понимал, что так делать нельзя, и начал судорожно искать выход из этой ситуации. И я его нашел в Церкви. Церковь - врачебница. Есть врач - священник. Есть средства. Ищите в храме самого главного. Я благодарен сегодня за звонок относительно Причастия: я хочу быть другой и чувствую, что Церковь и Причастие помогают мне быть другой или другим - вот это надо больше всего искать. А параллельно, конечно, вникать в тонкости: кто дьякон, кто чтец, Евхаристический канон, когда будет момент Причастия, когда нельзя ходить по храму.  А вообще храм - для нашей личной молитвы. В эти моменты, когда сугубо открыто небо, постарайтесь выйти на связь с Богом, расскажите о своих немощах, грехах, несовершенствах, о том, каким Вы хотите стать перед людьми, перед Церковью и Богом и как воплотить Евангелие в свою жизнь.

 Вспоминается одна история: собрались богословы и обсуждают, какой лучше перевод. Одни говорят, что септуагинта, другие - вульгата. И вдруг домохозяйка, подавая кофе, говорит: «Самый лучший перевод сделала моя мама». Они сразу достают айпад: «Как ее фамилия, какой теологический университет она закончила?» «Она простая домработница». Они ничего не понимают. «И какой же она перевод сделала?» «Моя мама перевела Святое Евангелие в жизнь». Вот это самый главный перевод, к чему мы должны стремиться. Поэтому нужна не одна теория, надо начинать жить в Церкви по Евангелию. От теории без практики толку мало. Церковь есть настоящая практика, Причастие - настоящая практика, богослужение - настоящая практика.

 

  - К сожалению, время нашей программы подошло к концу. В завершение прошу благословить наших телезрителей.

 

 - Премудрый Исаак Отшельник сказал: «Дай телу твоему по силе его, все же твои силы и ум обрати на твое сердце, как оно живет и как оно поступает по заповедям Евангельским». Мира вам, долготерпения и предельной внимательности друг к другу. Хотелось бы, чтобы то, что  мы думаем, как мы говорим и как мы поступаем, чтобы все было хотя бы по-человечески. Когда это будет по-человечески, тогда когда-нибудь это может стать и по-Божьему. Мира вам и Божьего благословения.

 

 - Я напоминаю вам, что у нас в гостях был настоятель храма Петра и Павла, а также настоятель строящегося храма в честь Покрова Божией Матери в Ясенево архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Всего вам доброго. До свидания. 

 

Расшифровка теста: Наталья Локтева.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать