Страстная седмица

11 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Будников, настоятель храма святого пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 11 апреля 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма святого пророка Илии на Пороховых протоиерей Александр Будников.

Здравствуйте, батюшка.

 

- Здравствуйте, Михаил. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Всех поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим. После этого праздника наступят особые дни Страстной седмицы.

 

- Наша сегодняшняя тема «Страстная седмица». Звоните и задавайте ваши вопросы.

 

- Дни Страстной седмицы для христиан всех времен – особые дни. Каждый день – день воспоминания последних дней Господа Иисуса Христа: Его страданий, Креста и, наконец, Воскресения. В эти дни требуется сохранять особое духовное внимание, поэтому необходимы и воздержание в пище, и удаление от всего, что нас может отвлекать, насколько это возможно в нашем суетном мире. Для многих работающих людей немалой проблемой является посещение службы выноса Плащаницы, совершаемой днем в пятницу. До революции была традиция, согласно которой, большинство предприятий (за исключением безостановочных производств) прекращали работу начиная с Великого Четверга, в учебных заведениях прекращались занятия, для того, чтобы люди могли посещать богослужения Страстной седмицы. К сожалению, в наши дни это невозможно, что наносит духовный урон верующим людям.

Начиная с вечера праздника Входа Господня в Иерусалим церковный устав меняется, меняются облачения священства, поются особые песнопения Страстной седмицы. Мы вступаем в особый период: в духовное состояние сопереживания последним дням земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Это не историческое воспоминание некогда бывших событий, но внутреннее, духовное, мистическое участие. Если мы проникнемся этими чувствами, будем переживать и сопереживать происходящему, тогда праздник Светлого Воскресения Христова будет для нас самым важным и самым радостным днем.

 

- В храме мы уже слышим «совершивши Святую Четыредесятницу». Почему Страстная седмица стоит как бы особняком?

 

- Сегодня за Литургией Преждеосвященных Даров пелась стихира «душеполезно совершивши Четыредесятницу». Когда-то в древности еще не было сложившейся традиции Четередесятницы, или, как мы ее именуем, Великого поста. Был только недельный пост Страстной седмицы. Примерно к V веку сформировалась традиция сорокадневного Великого поста.

Великопостные богослужения, как мы их слышим с первой седмицы, завершаются, Великий пост в духовном смысле уже завершился. Этой стихирой Церковь напоминает нам, что мы вступаем в особый период.

В день Входа в Иерусалим Господь уже являет себя миру как Мессия. Но въезжает Он в город не как римский полководец и триумфатор на белом коне, но на маленьком ослике, показывая тем самым, что царство Его не от мира сего.

К этому времени для многих стало очевидно, что те чудеса и исцеления, которые совершал Христос, в том числе воскрешение Лазаря, не мог совершать человек обычный. И, тем не менее, отвергли Его, не уверовали как в Спасителя. Только что кричали Ему «Осанна!», ожидая, что  сейчас Он объявит себя царем, но ждали, что царем земным, освободив Израиль от оккупантов-римлян. Христос  не раз уже говорил «Царство Мое не от мира сего», но они понимали царя, мессию в чисто земном плане, потому и отвергли Его, обозлились, стали Его врагами, крича на дворе Пилата «Распни его!»

И поныне «Царство Божие внутрь вас есть», не от мира сего, потому Христос по сей день камень преткновения: одни принимают, другие отвергают Его, и так будет до скончания века.

 

- Почему каждый из дней Страстной седмицы называется Великим?

 

- В каждый из дней Страстной седмицы мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, сошествие во ад, силы которого Он растерзал и, наконец, Его воскресение из мертвых. Великой является вся Страстная седмица, и каждый из ее дней в отдельности. Великими они называются для того, чтобы отличить их от всех прочих дней недели в году.

 

- Не у всех работающих людей есть возможность посещать богослужения всей Страстной седмицы. Какие дни Вы бы могли выделить как исключительные для посещения, чтобы освободиться от рабочих дел и прийти в храм?

 

- Если нет возможности посещать храм утром, то по возможности надо походить хотя бы вечером. В большинстве храмов совершаются вечерние богослужения, которые наполнены содержанием всей Страстной седмицы: умилительные песнопения и каноны, читаются евангельские отрывки. Весь строй этих богослужений настраивает нас на сопереживание этих событий. Если нет даже и такой возможности, тогда дома надо читать последние главы всех четырех Евангелий, повествующих об этих Священных событиях. Но надо всячески постараться побывать в эти дни в храме, это будет большим духовным приобретением. Напомню, что в эти дни надо всячески воздерживаться от суеты и различных дел, которые можно перенести на другое время, чтобы все время посвящать богомыслию, молитве и посещению храма Божия. Воздерживаться от празднословия, ненужных бесед, отменить встречи, которые могут как-то отвлечь от этого. Соблюдать строгий пост. Делать только то, без чего невозможно обойтись.

 

- Расскажите, пожалуйста, о литургическом строе Страстной седмицы.

 

- Первые три дня по утрам совершаются Часы, пока еще великопостным чином, и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. В монастырях и некоторых храмах есть традиция в первые три дня прочитывать все четыре Евангелия, но это сложно, поскольку очень удлиняет богослужение, и невозможно для приходских храмов.

В Великую Среду в конце Литургии Преждеосвященных Даров мы завершаем покаянную и коленопреклоненную молитву прп. Ефрема Сирина. После заамвонной молитвы священник в последний раз громогласно произносит эту молитву, совершает три поклона, и с этого момента коленопреклонения завершаются до Праздника Святой Троицы. Только в Страстную Пятницу будут коленопреклонения с молитвами во время выноса и прикладывания ко Святой Плащанице.

В Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду совершается утреня, на которой поются умилительные песнопения «Чертог Твой вижу украшенный» и «Се Жених грядет в полунощи». В Великую Среду в большинстве храмов после вечернего богослужения совершается исповедь для тех, кто готовится ко Святому причащению в Великий Четверг.

В Великий Четверг мы вспоминаем первую Тайную Вечерю, совершенную самим Господом Иисусом Христом. Те, кто имеют возможность, причащаются в этот Великий день, но будет неправильно думать, что это «особое» Причастие: каждый раз в течение года, причащаясь Святых и Страшных Таин Христовых, мы тем самым участвуем в Тайной Вечере.

 

- Вопрос телезрителя: Христос неоднократно при жизни говорил слова о необходимости «взять на себя крест». Крест как символ спасения стал понятен после распятия на нем Господа, но как понимали его те, к кому Христос обращался с такими словами до Своей крестной смерти?

 

- Здесь Господь Иисус Христос имел в виду не тот крест, на котором претерпел страдания и который стал орудием нашего спасения, но крест духовный, который каждый из нас несет в своей жизни: всю сумму испытаний, страданий, болезней. Возьми всю ту сумму испытаний, которая положена тебе, не ропщи, но возложи всю надежду на Господа, молись Ему и уповай. Надо помнить, что непосильного креста Бог не дает никому, с Божией помощью все можно преодолеть. Ведь каждый из нас несет крест определенных испытаний.

 

- Мы с Вами остановились на рассмотрении богослужений Великого Четверга.

 

- В нашей современной практике в этот день совершается Божественная литургия святителя Василия Великого. Вместо Херувимской на ней поется «Вечери Твоея тайныя, Сыне Божий, причастника мя приими…» Этим же песнопением сопровождается и причастие всех прихожан.

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы или, как ее называют в просторечии, служба Двенадцати Евангелий. Это очень содержательное, очень умилительное богослужение, во время которого читаются двенадцать отрывков из Евангелий всех четырех евангелистов, посвященных страданиям Господа Иисуса Христа, вплоть до крестной смерти и погребения.

 

- Вопрос телезрительницы из Тюменской области: Я настраивалась проводить Страстную седмицу в храме, а сегодня мне позвонили и сообщили, что именно на этой неделе приезжают гости. Как мне теперь быть?

 

- Если гости приезжают, Вы, естественно, не можете их не принять. Если это верующие или сочувствующие люди, они разделят с Вами Ваше настроение и поймут необходимость посещения храма. Если это люди, далекие от веры, уделите им самое необходимое время и внимание, и деликатно постарайтесь убедить их, что Вам необходимо утром или вечером побывать в храме. Если полностью оторваться от богослужений в храме, Вы сами неминуемо почувствуете большую духовную потерю.

 

- В Великий Четверг вспоминается об омовении Господом ног своих учеников. Как это применимо к ситуации с гостями?

 

- Если люди культурные, уважающие убеждения других, они должны понять. Какое-то внимание уделить надо, но можно хоть частично предоставить их самим себе, а самой побывать в храме. Иначе Вы будете чувствовать себя духовно обделенной. Конечно, обижать людей не надо, мы должны быть гостеприимны. Хотя будет трудно, в том числе с трапезой, если они не постятся, приготовьте им скоромную пищу, а сами не вкушайте. Надо искать компромисс.

Когда я в далеком 1977 году служил в Свято-Троицком соборе, как тогда говорили, бывшей Александро-Невской Лавры правящим митрополитом был Никодим (Ротов), в Великий Четверг после Божественной литургии совершал обряд омовения ног. Это было очень красивое последование, в котором обязательно участвовало двенадцать священников.  Протодиакон читал соответствующий отрывок из Евангелия, владыка Никодим оставался в подсакоснике, его оборачивали длинным полотенцем. Поочередно подходя к священникам, он умывал и отирал ногу каждому из них в воспоминание о великом смирении Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас, насколько я знаю, это омовение совершается редко, но насколько знаю, совершает Святейший Патриарх Кирилл, и некоторые архиереи на местах. В нашей епархии после смерти владыки Никодима это последование не совершалось.

 

- Вопрос телезрительницы: Когда в ближайшее время можно крестить ребеночка?

 

- В разных храмах по-разному. В нашем храме пророка Илии можно во все дни вплоть до Великого Четверга. Но начиная с Великой Пятницы все очень наполнено специальными богослужениями, поэтому здесь уже трудно выделить время, ведь крещение не может совершаться поспешно, кроме того, сейчас требуется и катехизация крестных родителей. Все требы в полном объеме и составе совершаются начиная со Светлого Понедельника.

 

- В Древней Церкви была практика крестить многих на Пасху?

 

- Да, в Великую Субботу. Весь строй великопостного богослужения складывался как приготовление к совершению Таинства крещения. Поэтому все паремии, читаемые Великим постом: отрывки из книг Бытия, Притчей и книги пророка Исайи – все имело определенный смысл приготовления к Таинству крещения. Оглашенными были взрослые люди, сознательно принимающие крещение. В Великую Субботу в специально назначенное время торжественно совершалось крещение, чтобы эти люди вошли в радость Пасхи, будучи уже крещеными людьми. Сейчас в немногих приходах, но пытаются восстановить эту древнюю практику, думаю, что это хорошо. Может быть, с какого-то времени и мы попробуем таким образом готовить часть людей к принятию святого крещения.

 

- Расскажите, пожалуйста, о дне Великой Пятницы.

 

- Самый великий день в году, самый строгий пост, кто постится более строго, не вкушает пищу весь день, кто-то после выноса Плащаницы. Но здесь не надо подходить ко всем одинаково, нельзя на всех накладывать одинаково строгую дисциплину, я всегда подходил к этому вопросу индивидуально, имея в виду снисхождение к человеку.

Утром Великой Пятницы совершается служба Великих или Царских Часов. Это нечитаемые в продолжение всего года третий, шестой и девятый часы. Здесь читаются так называемые мессианские псалмы, которые пророчествуют о воскресении Господа Иисуса Христа. Обязательно читаются паремии – отрывки из книг Ветхого завета. Также отрывок из Апостола и Святого Евангелия.

В два часа пополудни совершается Великая вечерня, тоже очень содержательное, умилительное богослужение, в конце которого из алтаря выносят Святую Плащаницу с изображением Господа Иисуса Христа и полагают ее на приготовленный посреди храма постамент. Это символизирует, как иногда говорят, снятие с креста Господа Иисуса Христа. Потом поется канон, именуемый «Плач Богоматери», очень содержательный и умилительный. После этого верующие прикладываются ко святой Плащанице.

Через два-три часа, в разных храмах по-разному совершается Утреня Великой Субботы, или, как еще называют, чин погребения Господа Иисуса Христа. Поются и читаются нараспев «статии», специальные отрывки из 118 псалма и маленькие тропари, которые отражают содержание последования погребения Господа Иисуса Христа. Завершается оно траурным крестным ходом, под траурный колокольный звон и с пением одного лишь песнопения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» Святая Плащаница обносится вокруг храма. Завершается же чин погребения песнопениями, в которых уже ощущаются праздничные мотивы, понимаешь, что еще совсем немного и наступит великий праздник Воскресения Христова.

 

- Вопрос телезрительницы: Расскажите, пожалуйста, о четверговой соли, сегодня я услышала об этом первый раз и ничего не знаю.

 

- Существует такая традиция, правда, мало распространенная, освящать в Великий Четверг соли, чтобы употреблять в течение года в пищу, тем самым благословляя и освящая ее. Существует молитва на освящение соли, но сейчас редко, где специально освящают соль. Особое значение придавать ей не стоит, но традиция такая есть.

Так же, как существует традиция, которая выполняется в зависимости от условий, когда во время чтения Двенадцати Евангелий, зажигается свеча. По окончании богослужения я видел, как пожилые люди стараются отнести оставшуюся свечу домой. Так как на улице ветер может загасить свечу, у них были специальные фонари, куда они вставляли свечу, и везли огонек домой, зажигая от него дома лампадку и поддерживая его, сколько это было возможно. Такая красивая традиция была, и некоторые люди по сей день стараются поддерживать ее. Этой свечой зажигают лампадку в тяжелую минуту. Эта традиция, в отличие от освящения соли, более распространена, чем освящение соли.

В Великую Субботу в последний раз в году по церковному уставу совершается Литургия Василия Великого. Весь ее смысл выражен в словах «Да молчит всякая плоть человечья», мы считаем, что после Своей крестной смерти Господь духом спустился во ад, чтобы вывести оттуда всех праведников от Адама и до момента крестной смерти Спасителя. Этот день надо проводить, насколько это возможно, меньше суетиться, говорить, избегать смеха, пустых разговоров, пребывая в более молитвенном состоянии.

С другой стороны, существует традиция в Великую Субботу освящать яйца, куличи, пасхи, мясные продукты. Столы для освящаемой пищи устанавливают в храмах или около них, священник читает специальные молитвы, после чего кропит все приносимое святой водой, освящение происходит в течение всего дня в зависимости от необходимости.

Затем кто-то из грамотных прихожан начинает читать книгу Деяний святых апостолов, пока люди стекаются в храм. Поскольку людей приходит всегда очень много, некоторые стремятся прийти заранее, занять место, чтобы провести это время с пользой и не рассеиваться читается Апостол, чаще всего, на русском языке до начала святой Полунощницы.

На девятой песне канона Полунощницы святая Плащаница уносится в алтарь, полагается на святой престол, врата закрываются, свет гасят, и все ожидают уже начала крестного хода. После крестного хода, ровно в полночь мы начинаем Светлую Пасхальную Утреню и далее Божественную литургию.

 

- Когда же заниматься подготовкой к празднику, чтобы не нарушить молитвенного настроения?

 

- Здесь по-разному. Подарки можно подкупать во время Великого поста, приберегая до момента вручения. Если речь идет о праздничной трапезе: куличи, пасхи, какая-то скоромная пища, чтобы разговеться в пасхальную ночь, насколько я знаю, хозяйки стараются делать это между богослужениями, хотя это и непросто. Какие-то заготовки делают заранее, что-то и ночью готовят. Все же надо так располагать своим временем, чтобы, заботясь о земных угощениях, не отрываться от духовного.

 

- Стремительно пролетело время нашей передачи. Скажите, пожалуйста, на прощание напутствие нашим телезрителям.

 

- Дорогие братья и сестры, дай Бог всем нам достойно, духовно и молитвенно – насколько это возможно в наших условиях – провести эти святые дни Страстной седмицы, когда каждый день – это воспоминание о последних днях жизни нашего Спасителя, Его страданий, крестной смерти, чтобы духовно подготовленными встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

Непременно постарайтесь на этой неделе причаститься Светлых Христовых Таин. Дай Бог нам всем с Божией помощи свято и духовно провести эти дни, и тогда мы со всей полнотой ощутим радость Воскресения Христова. Господь да благословит вас на святое и богоугодное делание. С наступающей Страстной седмицей.

 

      Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать