«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. О последовании Господу нашему Иисусу Христу

15 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем вместе с вами создавать программу «Страсти и борьба с ними». Предварительно (как я говорю почти в каждой передаче) мы говорим о смысле христианской жизни, о правильном настрое, правильном отношении к борьбе с грехами, страстями. Сначала мы исследуем творение святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Зачем мы это делаем? Без Бога, без Христа, без понимания правильного пути никакой борьбы с грехами не будет. Есть твердое святоотеческое убеждение, что правильная борьба рождается от правильной веры. А правильная вера – это прежде всего правильное представление об отношении христианина к Богу, миру, к спасению, к своей жизни, к окружающему. Разбирая все это, мы касаемся важных духовных вопросов, законов духовной жизни.

В прошлый раз мы обсуждали, как нам относиться к ближним и ко всему, что нас окружает и что бывает очень заманчивым и интересным для нас. Как относиться к этому миру? Святитель Игнатий, цитируя Священное Писание, говорит о том, что мы должны относиться ко всему как странники на земле. Давайте продолжим эту тему.

Убедимся, что мы – странники на земле, – пишет святитель Игнатий. А перед этим он писал, что очень легко понять, что мы странники, ведь никто на земле навеки не остался (мы здесь рождаемся, проживаем свой срок и потом умираем); что смерть – важный этап жизни, окончание земной суеты и переход к Богу, ко Христу (или, наоборот, в ад, если мы этого заслуживаем по своим грехам).

Только из этого убеждения (что мы – странники) мы можем сделать расчет и распоряжение, безошибочные для земной жизни нашей; только из этого убеждения можем дать ей направление верное, употребить ее на приобретение блаженной вечности, не на пустое и суетное, не на погубление себя.

И правда. Например, человек путешествует. У него есть определенные возможности (билеты, деньги и т.д.), и он понимает, что их не очень много, что время (срок прибытия в пункт назначения) достаточно ограниченное. Понятно, что, путешествуя из Екатеринбурга в Москву, он не полетит во Владивосток и не будет тратиться на то, что ему вообще не нужно. Мы знаем, что есть ограничения по весу багажа. Зачем брать большой багаж, если, например, есть ограничение в 10 кг? Зачем везти весь свой гардероб? Человек берет самое необходимое. То есть он как-то рассчитывает свои возможности и свои потребности.

Так же и христианин: если он правильно настроен, если понимает, что наша жизнь конечна, что смерть может наступить в любое время, он тоже должен правильно рассчитать, на что тратить силы, которых у нас не так много. С возрастом их становится все меньше; у человека все меньше возможности сосредоточиться на том, что необходимо, меньше сил вообще что-то сделать. Человеку в возрасте тяжелее бороться с грехами, потому что набирают силу греховные привычки, порой переходящие в страсти. Это в юности кажется, что ты все быстренько сделаешь, все быстренько победишь. Да ничего подобного! Все очень непросто. Тем расчетливее должен быть христианин, чтобы не потратить время на пустое и суетное, на погубление себя.

Ослепило и ослепляет нас падение наше! Да, правильные слова, братья и сестры: о-сле-пи-ло. Казалось бы, все мы зрячие. Но ведь из Евангелия мы знаем, что духовные предводители иудеев тоже считали себя зрячими, но не увидели Христа, не увидели в Богочеловеке Спасителя, а увидели только врага, которого и убили на Кресте. Это ослепление гордыней, страстями – очень распространенное явление, от него необычайно трудно избавиться! Человек вроде бы настроился, был на богослужении, молился, каялся в грехах... Выходит из храма, и все: снова ослеп, забыл, вновь повторяет те же грехи. Это страшное состояние нашей немощи.

Нам постоянно необходимо исправлять, лечить свое духовное зрение! Это достигается регулярным изучением Евангелия, святоотеческой литературы и наблюдением за собой. Это необходимо делать постоянно. Так, как постоянно настраивается специалистом какой-нибудь тонкий, дорогой инструмент, потому что игра на этом инструменте расстраивает его. И чем дороже и древнее инструмент, тем тщательнее хозяин бережет его от резких перепадов температуры, следит за влажностью, заботясь о его сохранности.

А сколько условий влияет на нас, отчего мы «расстраиваемся»? Наше физическое состояние очень даже влияет: изменилось атмосферное давление, и метеозависимый человек сразу чувствует себя хуже; от этого он становится более раздражительным, сильнее может поддаться унынию, хуже молится в этот момент. Всякие болезни, да и просто старение тоже влияют. Солнца давно нет – мы поникли, настроение у нас портится. Близкие нас не похвалили, что-то не то мы съели – и от этого расстраиваемся. А влияние бесов, страстей, разных обстоятельств? Бедная наша душа настолько ко всему этому восприимчива, что ослепление может прийти в любое время. Насколько же важно помнить о том, что мы такие изменчивые, «быстрорастворимые», и следить за собой!

И принуждены мы насильно, в течение долгого времени убеждать себя в яснейших истинах, не нуждающихся, по ясности своей, в убеждении. Вот правда жизни: все истины нам открыты Богом, нам только воспринять их остается! Но, оказывается, в состоянии повреждения ума, в ослеплении мы не можем этого сделать! Нам долго нужно убеждать самих себя в очевиднейших вещах. Поэтому и нужно регулярно вспоминать основы веры, постоянно обращаясь к Евангелию и святым отцам.

Я говорю «регулярно», но это не означает, что человек должен оставить работу, заботу о близких, жены – перестать готовить своим мужьям, только читать святых отцов. Близкие нас не поймут, потому что слишком много времени тратить на чтение непросто. Это нужно не залпом читать (это не роман, не детектив). Было бы, наверное, полезнее (тут, конечно, каждый сам решает, но хочу дать, что называется, братский совет) выбирать особое время для чтения и читать по нескольку страниц – хотя бы по одной-две в день, если нет времени. Бессмысленно быстро проглотить книжку, другую, третью и т.д., а потом сказать: «Я всех святых отцов прочитал». Надо именно изучать, вникать в смысл, который хотели донести до нас святые отцы, докапываться до истины.

Святитель Игнатий, когда говорит обо всем этом, описывает законы духовной жизни. Он это делает не для того, чтобы нас огорчить, лишить радости. Он говорит: «Для чего ты живешь, дорогой брат? Для удовольствий? Тогда и перспектива у тебя соответствующая». Кто, кроме Церкви и ее святых, напомнит нам о духовных истинах? Предупрежден – значит вооружен. Как врачи говорят: знание своей болезни, признание того, что ты болен, – уже начало лечения. Так что мы постоянно должны помнить о нашей склонности к духовному ослеплению.

Почему еще это важно? Потому что когда вы будете анализировать свои страсти (я думаю, многие из вас уже это делают, потому что наша передача все-таки, наверное, не совсем для новоначальных людей, а для тех, кто уже походил в церковь и понимает, что надо что-то делать с собой;), вам будет понятно, почему иной раз вы настроены вроде бы правильно, а иной раз не очень. Случается что-то, и ты, как в схватке боксеров, пропускаешь пару ударов и уже лежишь в нокауте. Почему так? У человека, не знающего духовных законов, не знающего, как опасно духовное расслабление, приводящее к ослеплению (человек перестает молиться, читать Евангелие), ум начинает деградировать, человек духовно слепнет и получает от лукавого нокаут на ринге духовной жизни. Это поражение наступает как результат духовной слепоты.

Посмотрим, что пишет святитель дальше. Странник, когда остановится на пути, в странноприимном доме (путешественник, который остановится в гостинице), не обращает на этот дом особенного внимания. К чему внимание, когда он приютился в доме на кратчайшее время? Он довольствуется одним необходимым; старается не истратить денег, которые ему нужны на продолжение пути и на содержание в том великом городе, в который он шествует; недостатки и неудобства претерпевает великодушно, зная, что они – случайность, которой подвергаются все путешественники, что ненарушимое спокойствие ожидает его на том месте, куда он стремится.

Давайте разберем это очень интересное место. Действительно, когда вы куда-то едете (например, торопитесь домой из дальнего путешествия и вам не терпится поскорее завершить свой путь) и приходится несколько ночей переночевать в какой-то гостинице, (причем гостиница, скажем так, не очень комфортная), вы же не будете говорить: «Ребята, покрасьте стены в другой цвет». Или: «У вас кровать неудобная, несвежая». Потерпим, потому что впереди дом – привычное нам, любимое место! Людям, с которыми вы познакомились в этой гостинице, вы ничем не обязаны, завтра встанете и поедете дальше. Такое поведение вполне естественно.

Так же спокойно надо относиться к тому, чем мы пользуемся в своей жизни (к вещам, работе, каким-то делам и заботам). Мы исполняем в жизни все, что нужно, но не претендуем на то, чтобы кардинально переделать окружающий мир, нам это не по силам. А сколько людей пытаются это сделать! Далее. Правильное отношение к скорбям (а ведь они так или иначе бывают у каждого) основано на том, что рано или поздно любые скорби проходят. Понятно, что терпеть их в данный момент (когда они нападают) очень непросто: душа болит, страсти восстают... Но это же все пройдет! Будет очень правильно, если мы научимся относиться к ним как к случайностям в путешествии, будем понимать, что впереди нас ждет дом – рай (если Бог нас помилует и пустит туда).

Не привязывается он (путешественник) сердцем ни к какому предмету в гостинице. Это же не его, да? Например, выдали нам полотенце, мы использовали его, но поскольку это не его собственная, а выданная на время вещь, то человек вполне равнодушен, не привязывается к ней. Но подобное отношение и к своим собственным вещам полезно. Будь это даже такие важные вещи, как квартира, машина и прочее. Пользуйся, но не привязывайся, не тщеславься тем, что у тебя это есть! Это не означает, конечно, что не надо машину чинить, если сломается. Не привязываться – не значит не заботиться. В идеале надо к своей собственности относиться тоже как к тому, что дано нам во временное пользование. Для души это очень хорошее упражнение.

Не теряет он (странник) времени для посторонних занятий: ему нужно оно (время) для совершения многотрудного путешествия. Постоянно углублен он в размышление о великолепной царской столице (о цели своего путешествия), в которую направился, о тех значительных препятствиях, которые должно преодолеть, о средствах, могущих облегчить путешествие, о разбойничьих засадах, наветующих путь (встречающихся на пути), о несчастной участи тех, которым не удалось совершить этот путь благополучно, о счастливейшем положении совершивших его с желанным успехом.

Что имеется в виду в этом перечислении? Когда мы куда-то едем, то порой беспокоимся: вдруг этот полет на самолете – последний? Мы вспоминаем, как у кого-то багаж потерялся, или, не дай Бог, какая-то авария случилась, или человек заболел в пути (таких случаев много). Главная цель путешественника – добраться до цели. Как хорошо молиться в самолете во время полета! Если христианин правильно понимает главную цель – спасение, то многое из того, что раньше привлекало его внимание и желалось ему, становится неинтересным.

Пробыв нужное время в гостинице, он благодарит хозяина ее за оказанное ему гостеприимство, и, ушедши, забывает о гостинице или помнит о ней поверхностно, потому что холодно было к ней сердце его. Таким же должно быть и отношение к миру: пользуешься, но не привязываешься. Понимаю, что это непросто, но всем нам надо этому учиться. Проверить себя очень легко: если кто-нибудь просит попользоваться тем, что нам дорого (имеется в виду – из вещей), легко ли мы это отдаем? Есть у тебя любимая машина, и товарищ попросил ею попользоваться. С легким ли сердцем даешь ее или нет?

Стяжем и мы такое отношение к земле, – пишет святитель Игнатий. – Не растратим безумно способностей души и тела; не принесем их в жертву суете и тлению. Охранимся от привязанности к временному и вещественному, чтоб она (эта привязанность) не воспрепятствовала нам приобрести вечное, небесное. В этих словах святитель Игнатий говорит нам: если уж мы захотели быть странниками, идущими в вечность, то следует помнить, что сказано об этом в Священном Писании: путь в Царство Божие полон терний, препятствий, на нем много острых камней и колючих кустов, а широкая и веселая дорога, по которой идет разудалая толпа людей, заканчивается обрывом в ад. Святитель Игнатий призывает нас – странников, тех христиан, кто услышит этот призыв. К сожалению, многие христиане не желают об этом помнить, не хотят слушать такие вещи, называя их унылыми, скучными, бесполезными, устаревшими...

Те, кто хочет услышать это, понимают, что надо сохранять наши немощные физические силы, этот дарованный Богом временной ресурс, что надо учиться бороться со страстями уже сейчас, в молодости, а не ждать, чтобы когда-то потом приступить к этому. Если же человек пришел к вере уже в солидном возрасте, то не унывать, а делать что можешь, правильно учиться вере и жизни по вере. Всем нужно охраняться от того, о чем пишет святитель Игнатий, – от привязанности к временному, вещественному, от удовлетворения наших неудовлетворимых и ненасытных прихотей. Почему он их так называет, мы поговорим подробнее, когда будем говорить о страстях. Сейчас вводим лишь основные понятия.

Страсти никогда не будут удовлетворены – это закон. Почему? Потому что раньше страсти были добродетелями. Бог сотворил Адама в хорошем смысле ненасытным, стремящимся все выше и выше, все ближе и ближе к Богу. Совершенству в добродетели нет предела. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Мы не можем достичь божественного совершенства, но стремление к нему – наша цель, основа жизненного пути. Один Бог – Абсолютное Совершенство всех добродетелей и благ. В человека заложена Богом эта неудовлетворенность в добродетели, христианин никогда не скажет: «Да, все, я уже на пике своего развития, меня в этом плане все удовлетворяет». Если человек так говорит, это признак крайней гордыни. Человек, развивающийся правильно, такого никогда не произнесет, потому что со смирением, которое он в себе развил, больше видит свои недостатки, чем достоинства, приобретения и подвиги или какие-то благие результаты этих подвигов. Однако и страсти, которые когда-то были добродетелями, никогда не бывают вполне удовлетворены; идя по пути греха, человек никогда не будет удовлетворен.

Например, вспомним наркомана, который начинает с пива, а заканчивает со временем страшными и разрушающими видами наркотических средств. Почему это происходит? Потому что, начиная с таких наркотиков, которые продаются легально, да и наркотиками-то не считаются, впадая в зависимость от них, он может в итоге прийти к полному разрушению себя. Слабые, легкие наркотики скоро перестают удовлетворять, хочется более сильных. И человек становится рабом всего этого.

А ведь и с другими страстями так же. Чревоугодие разве не такое? Оно просто не так разрушительно; чревоугодник не выглядит как наркоман в состоянии ломки, но для спасения-то тоже потерян! То же самое блудник, или гордец, или тщеславный... Нет предела для удовлетворения страсти.

Так вот, дорогие мои, нам, как странникам, предлагается охранять себя от удовлетворения неудовлетворимых и ненасытных прихотей. Тут имеется в виду, что если человеку нужно что-то необходимое по хозяйству, то это, конечно, надо приобрести. Вполне можно и даже нужно купить диван, когда предыдущий развалился. Мы же ведем речь не о необходимости, а о прихотях.

От удовлетворения… этих прихотей развивается наше падение и достигает страшных размеров. Охранимся от излишеств, довольствуясь только существенно-нужным. Это тоже очень важный принцип и очень несовременный (о чем я давно и часто говорю в нашей передаче), потому что сегодняшнее общество потребления будет против такого отношения со стороны христиан. Представьте, что христиане начнут выпадать из него: вот, к примеру, человек купил телефон и пользуется им, пока тот не перестанет работать. А ведь нужно же гоняться за новинками, стоять в очереди, копить деньги (это все явно не дешево). А если он скажет: «Мне достаточно старого телефона, он работает вполне хорошо», – все, он уже частично выпал из этого общества потребления, избавился от этой зависимости, когда человек только и думает, как бы еще по-новому удовлетворить себя.

Устремим все наше внимание к ожидающей нас загробной жизни, не имеющей уже конца. Познаем Бога, заповедавшего нам познание Его и дарующего это познание Своим словом и Своею благодатию. Это очень важные, глубокие слова. Правильное духовное устроение бывает не от однократного усилия, но от Божиего слова и Божией благодати. Если будет интересно, мы можем коснуться того, как действует благодать; наверное, надо будет это сделать, чтобы мы имели правильный ориентир... Каковы же признаки действия благодати? Это, например, память смертная, а также правильное отношение к окружающим людям, к любимым, к окружающим нас вещам (к которым часто привязывается наше сердце). Все это рождается по благодати Божией, не само по себе появляется в наших сердцах и умах. И насколько не правы те христиане, которые называют досужим и унылым весь этот разговор о борьбе со страстями, о покаянии, спасении, смерти, вечной жизни. В этом случае, дорогие мои, мы должны честно признаться, что идем против Бога и Его действий в нашем мире.

Давайте правильно настроимся и продолжим наши беседы. Завершая, мне хочется напомнить, чтобы вы, дорогие братья и сестры, если эта тема вам интересна, если есть вопросы, истории, которыми вы можете поделиться, присылали их на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. Это нужно для того, чтобы я понимал, как строить наши дальнейшие встречи; чтобы вы могли раскрасить нашу передачу конкретными примерами, сделать ее полезной, потому что страсти у нас у всех одинаковые, но бывают какие-то особенности. Может быть, кому-то будет полезен чей-то пример. Может быть, я что-то говорю непонятно. Мне, как человеку, взявшему на себя скромную роль переводчика, очень важно, чтобы наши передачи были не для того, чтобы просто занять эфир, а в первую очередь приносили бы духовную пользу; чтобы мы вместе разбирали нашу тему и настраивались на христианскую жизнь. Поэтому я жду ваших вопросов, отзывов, историй из вашей жизни. И если Бог даст, будем делать передачу и дальше.

Помоги вам Господь, братья и сестры! Пусть Бог хранит всех нас на путях нашей жизни!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать