«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

27 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем с вами вместе создавать передачу «Страсти и борьба с ними». Я говорю так уверенно, что мы с вами вместе ее создаем, потому, что уже далеко не одна передача появилась благодаря вашим письмам. И это очень ценно и важно для меня, чтобы не работать, скажем, в пустоту – когда это никому не нужно, а по вашим письмам видно, что вы переживаете, вам есть что сказать, чем поделиться.

Вы присылаете очень интересные, глубокие вопросы, поэтому на основе ваших писем мы будем продолжать нашу передачу. Я надеюсь, что мы приступим к разбору основ веры, разбору страстей. Но как Бог даст, если у нас будет на это время, силы и здоровье.

Давайте рассмотрим следующее письмо, которое пишет сестра. Ей 56 лет, осознанно в Церкви она недавно, три года. Раньше была только религиозная атрибутика: свечи и записки.

Есть такая категория людей: околоцерковных, только приходящих в Церковь, которые уже в Бога верят, но еще не так, как верит Церковь. И они приходят, ставят свечи, подают записочки в церковной лавке. Это тоже некий путь. Очень надеюсь, что эти люди дальше пойдут. Я не хочу над ними смеяться или как-то их укорять. Путь у всех разный, и так бывает: человек и через это потихонечку может прийти к вере. Но важно, чтобы он на этом не остановился. Для спасения недостаточно свечей в храме в виде жертвы.

Что свеча символизирует? Нашу молитву. Воск символизирует (так описано в толкованиях) человеческое сердце, податливое воле Божией, а огонь символизирует горячую молитву. Если ты сам не молишься, а только символами обходишься, конечно, этого недостаточно: надо самому молиться тоже, самому гореть, быть как эта свеча. И подавать записки нужно обдуманно, потому что сама по себе подача записок не спасает человека. Более того, может быть даже в осуждение человеку.

В каком случае? На все надо глубже смотреть. То, что в Церкви происходит, может быть, нам кажется это обыденным, простым, незначительным, привычным. Это не означает, что это теряет свою глубину.

Допустим, мы можем к правилам дорожного движения относиться как к чему-то привычному, равнодушно относиться к самому процессу езды, ездить на автомате, не анализируя свои действия, но это не означает, что эти правила не действуют. Если ты равнодушно относишься к светофору, поедешь на красный свет, попадешь в аварию.

Так же и в духовной жизни: если мы чего-то не знаем, это не означает, что нет духовного действия от наших попыток что-то религиозное делать. Поэтому любое таинство, любой обряд христианский, какое-то священнодействие (богослужения или частные молитвы, милостыни, пожертвования или постановка свечей в храме) – все должно быть с правильным духовным настроением. Если нет правильной подготовки, такое действие может принести не пользу, но осуждение, то есть человек может получить духовный удар. Об этом мы не должны забывать.

Какие бывают записки? Когда человек приходит в церковную лавку, он видит разнообразие возможностей, как Церковь молится о человеке. И действительно, это так, Церковь предоставляет возможность молитвенно помянуть человека. Но эти записки очень разные. Есть у нас литургия, молебны, читаются акафисты. Читается Псалтирь с поминанием имен. Во всех храмах бывает по-разному. Есть поминания на литургии, и это разные поминания.

Я подробнее расскажу. Если мы служим молебен, то это церковное обращение за какого-то человека, здесь нет соприкосновения со святыней, таинством, это молитва. А молиться мы можем о всяком члене Православной Церкви. Если человек некрещеный, мы его не поминаем в Церкви, потому что он не член Церкви. Мы можем дома о нем молитвенно вспоминать, но не в храме – это закон. Мы должны понимать это: если он не крестился, он не является членом Церкви.

На литургии поминаются не просто все, кто крещен, а должны поминаться только люди, которые являются реальными членами Церкви, реально исповедуются и сами причащаются. Почему так?

Возможно, кого-то это удивит или огорчит. Но давайте я раскрою, в чем суть этого церковного поминовения. Когда мы приходим в храм на литургию, мы слышим, что читаются молитвы. Это читаются часы – две небольшие службы, которые по современному нашему уставу, уже сложившейся традиции прикрепляются к литургии и являются ее началом. И в это время, когда читаются третий и шестой час – две небольшие службы, те, кому интересно, могут взять книгу «Божественная литургия и всенощное бдение», прийти в храм, открыть ее и следить по тексту. Это не секретное что-то, там нет тайного, можно даже на русском языке читать. Бывают такие издания, в которых два текста: церковнославянский и русский. Тоже очень хорошо, можно церковнославянский язык подучить.

Что делает священник в это время? Я упрощенно сейчас говорю об этом, потому что нет времени подробно разбирать. Он приготавливает вещества к литургии. Он в чашу наливает вино, смешанное с водой. Берет церковный хлеб – просфору – в виде булочки со шляпкой, на которой изображен крест и слово «НИКА» («Победитель»). Вырезает из него агнец – кубик.

Этот святой хлеб через некоторое время на богослужении Господь претворяет в Тело Свое, чем мы потом и будем причащаться. Поминается Пресвятая Богородица, вынимается за Нее частица. Вынимаются девять чинов святых. Укладываются на церковной тарелочке – дискосе.

Поминается  Святейший Патриарх, правящий архиерей, наши живые и усопшие родственники. И все эти частицы, вынутые из просфор, оставляются на дискосе. Когда мы подаем записки на литургии, священник в период литургии как раз вынимает частицу из просфоры – маленький кусочек – кладет на дискос и поминает этого человека.

Эта частица, если так образно говорить, символизирует этого человека: что он в Церкви вместе со всеми – Господом, Пресвятой Богородицей, святыми. А по окончании литургии, когда причастились священники, миряне, священник заносит Чашу с Кровью и Телом Христовым, ссыпает эти частицы с дискоса – это можно увидеть, царские врата открыты. И священник говорит: «Омой, Господи, поминавшихся здесь (на литургии) Кровью Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Священник молится об очищении этих людей, которых помянули, и идет соприкосновение с Кровью Христовой. Это не просто молебен перед иконой, распятием, а идет соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми.

В одной из книг преподобного Паисия Величковского на этот вопрос указан такой ответ: это заочное причастие. Бывает причастие, когда мы сами подготовились и причастились, а бывает заочное причастие. Когда мы подаем записочки на литургию, мы хотим, чтобы этот человек, который сам не может причаститься (допустим, он путешествует или на больничной койке находится, работает или в армии), был со Христом.

Если человек готов к этому, согласен, если он христианин, верующий, воцерковленный человек, сам исповедуется и причащается, то происходит соединение этих частичек, которые символизируют этого человека, с Господом. Не случайно же такие слова говорятся: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною».

И преподобный Паисий Величковский говорит, что как раз это форма заочного соприкосновения с Господом. Так вот, если наш близкий человек не является верующим человеком, хотя и крещен формально, живет такой жизнью, что она вообще не похожа на христианскую, и даже думать об этом не хочет или отрицает это, то о каком соприкосновении может идти речь? Мы должны с вами понимать, что сам по себе факт причастия человека, когда он не хочет причащаться, не будет соединением со Христом.

Это будет причастие в осуждение. Это же мы понимаем. Если бы было иначе, то можно было бы всех бандитов ловить и насильно их причащать. Вот приходят сотрудники УФСИН, приводят бандитов, насильников, открывают им рот – и мы даем им Причастие. И они уходят уже спасенные, очищенные и исправленные. Ведь такого нет. Потому что есть у человека свобода, и об этом нельзя забывать. Свобода – это очень интересное и опасное качество. И если я по свободе своей не хочу со Христом соединяться, то насильно это сделать не получится. Христос насильно никого спасать не будет, если человек сам к Нему не идет. Поэтому эта тема с поминанием на литургии требует от нас особого внимания. Если мы подаем записку за человека, который не хочет со Христом соединяться, мы толкаем его на это соединение с Богом, которое его обжигает.

Почему обжигает? Почему Адам не смог находиться в раю после грехопадения? Господь его обвиняет не потому, что Он на него обиделся, а потому, что Адам не смог бы вынести действие благодати на свою душу, потому что состояние греха противоположно Богу, нахождению в раю, действию благодати, и оно действует мучительно. Почему бесы пищали и кричали, когда Господь к ним подходил? Они говорили: «Не мучай нас прежде времени». Они чувствовали приближение Божьей благодати.

И человек живет, по сути, бесовской жизнью. Я это говорю не с превозношением каким-то, а с сочувствием. Он живет так, что это противоречит вере Христовой. Как его можно соединить с Богом через эту форму заочного причастия? Ему хуже будет, эта благодать каждый раз будет его обжигать. Надо ли ему это, просил ли он об этом? Большой вопрос.

У вас по ту сторону экрана должен быть вопрос: «Где это почитать?» Можно почитать книгу о преподобном Паисии Величковском, толкование на литургию святителя Симеона Солунского, толкование на литургию Николая Кавасилы. Эти книги доступны, они есть, то есть эти темы (что происходит во время поминания и что такое поминание на литургии)  в Церкви давно известны.

Но мы должны с вами сейчас озаботиться таким вопросом: что же теперь делать, как поминать? Если человек не является членом Церкви, не участвует в таинствах, то Церковь не бросает молитвенную заботу об этом человеке. Приходя в Церковь, мы понимаем, чего мы хотим: сотворить благо или навредить нашим близким? Если хотим блага, но человек пока еще не пришел к вере (ведь все впереди, Господь его, возможно, еще приведет к Себе), мы его поминаем на молебнах. Да, он член Церкви, но еще пока не в Церкви. Как бы формальный еще член Церкви, которых у нас, к сожалению, очень много – они крестились и не живут церковной жизнью, не живут по вере, не думают о спасении, не знают об этом.

А если наш близкий человек воцерковлен, тогда мы его поминаем в записочках на литургии. Я думаю, я обозначил общие черты этой темы. Эта тема очень интересная и глубокая, поэтому если мы не хотим недостойного заочного причастия наших близких, то давайте будем очень осторожны. Можно милостыню подавать о них, можно самим молиться, есть разнообразные молебны, акафисты, Псалтирь. Если человек скончался – панихиды. Тоже милостыня, да? Родительские субботы установлены специально в Церкви для того, чтобы мы поминали всех православных христиан, но не на литургии. Мы должны понимать: это серьезный вопрос.

Бывают такие вопросы: «Вот моя бабушка жила в советское время. Как же о ней молиться?» В этом случае мы должны понимать, были ли признаки наличия веры у бабушки, дедушки, тети, крестной? Если человек тайно наносил крест, у него были иконы, он молился; как-то тайно, но праздновал Пасху, то есть во время гонений какие-то признаки веры были, – значит, это верующий человек. Не было бы гонений, он бы полноценно участвовал в богослужении, причащался. Храмов нет, священников расстреляли – как человек будет проявлять свою веру? В неких тайных действиях.

Поэтому даже если мы не знаем, как жили наши предки, и будем понимать, что панихида – тоже молитва об усопших, тоже важная забота Церкви, то тут не надо ею пренебрегать, думать, что раз на литургию нельзя подавать, то мы от этого отречемся. Наоборот, это благо – если мы поосторожничаем, но не принесем вреда нашему близкому человеку.

Так получается, что люди, которые еще не знают этой глубины, заказывают записки. Но лишь бы на этом они не остановились. Хотелось бы, чтобы дальше было движение ко Христу.

Эта сестра пишет: «Крещена была в младенчестве, воспитание советское, в Церковь привели скорби. В моем случае: одиночество, непонимание близких, искание смысла жизни». Действительно, если мы сами не идем к Господу, то Он дает нам скорби, страдания для того, чтобы мы в этих страданиях, скорбях ожили. Душа наша ожила.

Можно услышать такие современные высказывания, что вот надо только радоваться, веселиться, везде счастье, безоблачное небо. Но жизнь другая на самом деле. Так обычно рассуждают люди благополучные, у кого все хорошо. Но большинство людей не такие, они приходят к вере от скорбей, от того, что привычное благополучие, самолюбие разрушаются; начинаются скорби.

Видно, что Господь давно эту сестру к Себе призывал, потому что не все ищут смысл жизни. Обычно в Церковь приходят и говорят: «У меня болит, давайте решим этот вопрос». А когда у человека болит, он ищет смысл, это очень хорошо. И вот она в поиске смысла жизни, думая о смерти и понимая, что смерть – это конец земной жизни, что не стоит только ради удовольствий здесь жить, пришла к вере. Это очень хорошо.

Она не описывает, как начала изучать веру. Пишет, что наш телеканал «Союз» стал для нее таким учителем. Слава Богу, что есть люди, которые при помощи телеканала «Союз» начинают приходить к вере.

Она пишет интересные слова: «Познаю себя по святым отцам нашей Церкви. И познала свою „хорошесть“, знаю свою застарелую страсть: несдержанность, раздражение, гневливость с явным выражением всех этих чувств на лице».

Так бывает. Знаете, от избытка сердца глаголют уста. Что это означает? Когда какая-то страсть переполняет сердце, то человек не может сдержаться, и он это выражает в мимике, словах неудовольствия, движениях, взгляде – во всем это, конечно, видно. Необязательно в словах. Переполнилось и через край перелилось.

«Борюсь, стараюсь бодрствовать над своим сердцем и эмоциями, потом злюсь на себя. Доходило до уныния».

Помогло сестре понимание того, что на телеканале «Союз» в одной из передач она услышала, что эта борьба длительная. Действительно, длительная. Мы все с вами должны настроиться на то, чтобы победить страсти или хотя бы как-то привести себя в порядок. Это дело очень долгое. Поэтому надо настроиться на терпеливую и долгую борьбу. Мы с вами об этом постоянно говорим – и давайте снова будем повторять. Может, кто-то тоже услышит и не будет унывать от того, что страсти эти есть.

Еще раз напомню, что Господь от нас ждет не хрустальной чистоты, которой мы достигнем сами по себе. Вот сходил в душ, помылся – и теперь духовно чистый. Такого не будет. Господь ждет от нас борьбы. «Хорошесть» – это когда человек видит себя хорошим, благополучным, благочестивым, а на самом деле, если копнуть свое сердце, можно увидеть, что ты на самом деле нехороший человек. То, что ты о себе думал, – это все самообман гордыней. Поэтому настраиваемся на долгую  и терпеливую борьбу.

Сестра пишет: «От чего идут эти страсти: несдержанность, раздражение и гневливость?» Они как раз идут от гордыни, когда наше самолюбие начинает реагировать на какой-то внешний раздражитель. Но тут надо разбираться. Посмотрите, записывайте, какие случаи Вас вывели из себя, и проанализируйте, что задело Вас. Это даст Вам четкое понимание, какая страсть задевается в этом случае.

Раздражаемся ли мы, когда на нас кто-то давит: начальник или муж в Вашем случае? Вы не описываете этого, но я так предполагаю. Или Вы раздражаетесь, что дети не выполняют Ваших распоряжений? Вы раздражаетесь, что погода не такая, трамвай ушел не вовремя? То есть надо смотреть, потому что случаи разные, они могут говорить о разных страстях, которые в данном случае толкают Вас на раздражение. Наверняка это с близкими связано, обратите внимание.

И сестра делится  очень хорошим опытом, о чем я тоже хотел бы прочитать. Она сначала унывала, видя, что снова грешит. Но напомню, что уныние от видения страстей – это неправильно. Это больше не уныние, а печаль скорее всего. Некая вилка получается: человек увидел свои грехи – и у него два пути. Один путь гордыни, когда он начинает печалиться, что не такой идеал, не такой, как о себе мечтает. А другой путь – это путь покаяния, когда человек говорит: «Господи, я согрешил, дай мне сил, я буду бороться со своими страстями с Твоей помощью. Без Тебя я не могу, без Тебя я погибну». И с надеждой на Бога действовать дальше. «Да, я хронически больной, но я хочу быть здоровым и буду лечиться». Это тоже важно.

Так вот, сестра говорит, что она со временем это осознала, поняла, что борьба длительная, увидела реально себя, что качество и степень страстей меняются. Это тоже очень важное замечание и наблюдение. Вот так искренне человек поделился, братья и сестры. Раздражение одно и то же, но раздражают теперь другие вещи. Вот если родился человек с таким качеством (как он пишет, что он гневливый, самолюбивый) – начинает бороться, и то, что раньше легко раздражало, уже не раздражает.

Потом замечает, что страсть осталась, но действие ее уже меньше. Это как раз признак того, что человек терпеливо трудится, изучил основы веры, изучает святоотеческие творения, регулярно бывает на исповеди, наблюдает за собой и видит, что страсти потихонечку начинают усыхать. Важно здесь, конечно, не загордиться, понимать, что это не ты сделал, а тебе дали. Вот это важно: это дар, который тебе дал Бог, потому что Он этого хочет. Не то что ты заслужил или заработал. Поэтому, сестра дорогая, спасибо за письмо. Оно действительно хорошее, оно показывает, что человек трудится.

Она, правда, написала, что хотела бы в наших передачах услышать советы по борьбе и разъяснения о страстях раздражения, несдержанности, гневливости, самолюбия и самомнения. Но понятно, что нужно много разбирать эти страсти, и я думаю, если Бог даст, мы к этому придем. Будем брать святоотеческие творения, примеры и разбирать их с вами.

По крайней мере, это письмо дало нам возможность увидеть, что есть живые люди, христиане, которые искренне трудятся, не унывают, борются и на практике видят, что страсти имеют свойство уменьшаться: уже не так сильно владеют человеком, не так захватывают сердце, люди наблюдают за собой. Смотрите, как эта сестра пишет: «Наблюдать за своим сердцем и эмоциями». То есть все внимание не вовне, кто и как поступает, а внутрь: что во мне? Вот это очень важное, хорошее качество, которое в этой передаче мне хотелось бы подчеркнуть.

Спасибо вам, братья и сестры. Мы сегодня затронули тему церковного поминовения. Обычно тема очень живая и проблемная. Если нужно, чтобы мы что-то разобрали более подробно, если не все понятно, пишите на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru Будем с вами дальше разбираться в этих очень важных, нужных вопросах, потому что в духовной и церковной жизни мелочей нет. Все очень глубоко, серьезно: или ведет к погибели, или ведет к спасению. Надо быть тут очень внимательным. «Ведет к погибели» – это когда человек неправильно что-то делает, относится к чему-то или неправильно верит.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать