«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

20 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Пришло письмо от телезрительницы. Оно немножко сердитое. Давайте попробуем разобраться, что ее беспокоит. Сестра пишет: «Прошу ознакомить с моим сообщением всех, кого посчитаете нужным». Я посчитал нужным всех вас ознакомить. Вопрос: «Почему священники вашей митрополии не делают замечаний прихожанам, когда они повторяют "и вас"на великом входе литургии?»

Поясню, в чем недовольство человека. Я надеюсь, нас слушают люди, которые знают, что такое великий вход на литургии. Но если вы вдруг не знаете или запутались, зрительно это происходит так. Это вторая половина литургии, когда священники под пение Херувимской песни выходят из алтаря, выносят Чашу и дискос, содержимое которых через несколько минут Господь претворит в Свои Тело и Кровь. И священники поминают Святейшего Патриарха, правящего архиерея, всех православных епископов (не по именам, имеется в виду, а в общем), священников, братию святого храма сего, и говорят: «Вас и всех православных христиан».

В нашей епархии, как сестра говорит, прихожане храмов отвечают священникам: «И вас тоже». Сестра соблазнилась этим действием, беспокоится и предполагает: «Не из-за того ли так происходит, что это льстит самолюбию, услаждает слух и взращивает самодовольство и тщеславие батюшек?» Вот так, беспокоит человека этот вопрос...

Она продолжает: «А скольких людей это выгнало из храмов! Когда я жила в своем родном городе, то пыталась исправить положение, но один в поле не воин. Через "православных невежд" и ТВ-трансляции эта "зараза" расползается по всему миру. На первом своем богослужении я произнесла слово "вас" за бабульками, а после прочла, что ответом должен быть только поклон. Я считаю, что священник должен указывать даже на единичное нарушение в ходе литургии, чтобы не было соблазна кому-то из прихожан одергивать нарушителя. Тем более если он слышит мощный хор мирян,произносящих в ответ на обращение священников слово "вас". Вы согласны со мной?»

Нет, я не согласен с сестрой. Почему? Можно было этого вопроса не касаться, конечно, потому что он не связан напрямую с нашей темой. Но давайте попробуем разобраться и посмотреть на проблему, которую ставит сестра, и на ее проблему, которую она невольно обличает в себе, с точки зрения проявления страстей.

Смысл великого входа – поминание. Святейший Патриарх поминается в каждой Православной Церкви не для того, чтобы ему польстить. Он не слышит наших обращений к Богу. И наш правящий владыка тоже их не слышит, потому что он в это время служит в каком-то храме епархии, митрополии. Это делается не с целью польстить. Это не восхваление, не лесть, а молитвенное обращение. Мы просим Бога помянуть наше священноначалие, православных священников, дьяконов, монахов, дорогих наших мирян – прихожан и братию святого храма сего. И обращение «вас» не придумано священниками, когда они говорят: «Вас и всех православных христиан». Это уставное обращение.

Если бы мы заглянули в алтарь, то увидели бы, что перед тем, как выходить с приготовленными Дарами (которые станут потом Телом и Кровью Христовыми), когда священники берут с жертвенника священные сосуды, они друг другу тоже говорят: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Они друг друга тоже молитвенно поминают, приветствуют, молятся друг за друга.

То есть идея – вовсе не польстить кому-то, не тщеславие потешить, а молитвенно их помянуть. И когда мы поминаем наших иерархов, священноначалие (Патриарха, правящего архиерея), тем самым показываем, что мы единая Церковь. Еще раз скажу, это делается не для лести, а показывает, что мы единая Церковь, не раскольники какие-то; мы не сами по себе, а часть Святой Апостольской Православной Церкви.

Да, мы имеем трудности. Это всегда было и будет. Но мы члены Святой Соборной Апостольской Церкви, в которой канонически заведен такой порядок. Мы обращаемся так к нашим прихожанам: «Да помянет Господь вас и всех православных христиан». Да, в нашей епархии, митрополии сложилась такая традиция. Может, в другом месте она другая (никто, допустим, не отвечает). Но какая суть вопроса?

Сестра пишет: «Это нарушение хода литургии». Это не нарушение хода литургии. Это местная традиция, которая отражает глубину взаимного молитвенного общения. У кого в храмах этого нет, заводить эту традицию не нужно. Если вы из Екатеринбургской епархии переехали в другую епархию и там такого нет, а вы один в храме на молитвенное приветствие будете отвечать: «И вас», то, конечно, этого делать не надо.

Надо смотреть на устав, порядок в храме. Он может быть разный, в храме может быть много своих традиций, и это хорошо. Даже если взять куда более унифицированное явление – армию, там у всех одинаковая форма, один устав, но все равно разные части отличаются, потому что командиры разные. У этих воинских частей традиции разные.

А храм – это все-таки не армия. У нас есть один устав, одна догматика, одно понимание нравственного учения Церкви, но какие-то приходские особенности могут быть разными. И это не означает, если мой батюшка служит молебен так, а в соседнем храме служат по-другому, то там плохие, а мы лучше. Эти категории вообще сюда не подходят. Просто есть разные традиции. Поэтому в нашем народе есть такая пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

То есть прихожане отвечают на молитвенное приветствие священников также желанием, чтобы и их Господь Бог помянул. Священник же не говорит: «Помяни, Господи, протоиерея Андрея». В нашей Церкви не принято называть самого себя в молитвенном обращении. А прихожане, таким образом, желают, чтобы и тебя, грешника, который дерзнул стать священником, Господь помянул. Ты стоишь на амвоне и сейчас будешь к Богу обращаться, чтобы эти Дары, которые ты держишь в руках, стали Святыми Дарами: Телом и Кровью Христовыми. Поэтому само по себе это не нарушение хода литургии, это очень теплая традиция. Она живая и поэтому держится. К этому надо относиться спокойно. Если вам не нравится, это не означает, что это плохо.

Вопрос не в том, что наши прихожане так отвечают. Хотя интересно, что в этом есть молитвенная глубина. Есть чин крещальной литургии, где на этом входе священник поминает не только Патриарха, правящего архиерея, священника и мирян, но еще поименно называет тех, кто недавно крещен. Это очень близко. Не просто какие-то холодные слова. Патриарх где-то далеко, мы его сейчас не видим. Вообще всех священников мы не видим, не ощущаем. А вот стоит человек в белой одежде, который только что крестился: «Помяни его, Господи».

Я читал воспоминание, как в одной грузинской церкви очень живо, глубоко, серьезно относятся к этому поминанию, даже немножко по-детски. Но так делать не надо, у нас это не принято. Я просто расскажу. Приход небольшой, очень крепкий, все друг друга знают. Прихожане говорят священнику: «Помяни Георгия, он заболел». И священник говорит: «Помяни, Господи, патриарха, правящего архиерея и нашего болящего брата Георгия». Вот как живо получается.

Это не формальная вычитка положенных слов, а очень живое молитвенное переживание. Поэтому я не вижу здесь никакого нарушения, просто это наша сложившаяся традиция. А то, что она в трансляциях передается, – это специфика нашего времени. В одном уголке стране что-то произошло, и моментально по всей стране разлетелось.

На счет «православных невежд» не могу согласиться с сестрой. Она прочитала в какой-то книге, которую, может быть, мирянин написал, о том, как себя вести на литургии. Он записал свою традицию. Это не означает, что она важнее, чем традиция другого прихода или другой епархии. К появлению разных традиций надо относиться снисходительно. Это очень хорошо.

Мы часто говорим о появлении приходских общин и тоже должны понимать, что они не могут и не должны быть одинаковыми, потому что условия разные. Даже в нашем городе Екатеринбурге не во всех храмах одинаково. Допустим, центральный храм или храм на окраине – это разные условия существования общин. Бывают такие общины, в которых складывается социальная работа, в других – просветительская, в третьих – свои какие-то особенности.

Как они складываются? От людей. Появляется какой-то интересный человек или священник, который понимает, что надо заниматься просвещением или социальной работой. Он настраивает приход, призывает людей, и тот или иной приход приобретает свое уникальное лицо. К этому надо относиться хорошо. Это живое дело. Приход – это семья. Мы же не удивляемся: «Почему семьи не одинаковые? Почему в одной семье чай заваривают так, а в другой иначе?» Это их семейное дело.

Я бы предложил к этому относиться хорошо – как к проявлению жизни Церкви, ее реального существования на этой земле, чтобы у нас не было узости восприятия: если кто-то делает не так, как я, значит, он плохой. Что это за отношение? Мы должны понимать, что у нас общее: вера, Символ веры, догматы веры, мы все являемся членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, у нас одинаковое понимание нравственной жизни христиан. Как это будет реализовано на приходском уровне, будут  это курсы или индивидуальное занятие со священником – это уже дело местной общины.

Например, вновь созданный приход и приход, который существует столетиями, пережил гонения, в нем была преемственность, – конечно, традиции в этих храмах будут разные. Там свои, здесь свои. Надо к этому относиться широко, хорошо, нормально.

Другой вопрос – с этой сестрой. Давайте обратим внимание на такие качества. Я не хочу ее обличать: человек волновался, переживал, писал письмо, слушает, возможно, нашу передачу. Давайте посмотрим, какое качество дает возможность человеку видеть плохое в другом человеке или видеть ошибку и пытаться во что бы то ни стало обличать?

Это, конечно, свойство гордости: она видит себя правильно знающей, а другого человека неправильно знающим. Тем более когда снисходительно говорится «невежда» на бабульку. Они же неграмотные, как мы думаем, поэтому поступают изначально неправильно. Это свойство гордости, когда мы пытаемся наших близких рассматривать как что-то мелкое, а сами прочитали одну книжку – и уже всё знаем. В этом вопросе о литургии сестра обличает свое незнание.

К сожалению, в духовной жизни такое часто бывает, когда мы на самом деле не понимаем глубины вопроса, а начинаем рассуждать: священник поступил не так, миряне поступили не так. Это не значит, что думать не надо. Анализировать и рассуждать надо, сравнивать надо. Но как сравнивать, с чем? Если Вас этот вопрос волнует, то сравниваем с учением Церкви, со святоотеческим учением. Но святые отцы об этом не писали, потому что этот вопрос даже не проблемный – чего о нем писать?

Думать и анализировать надо, осуждать сразу не надо. Надо разбираться в этих вопросах. Если бы сестра поинтересовалась, посмотрела, что священники не для своего самолюбия это делают… Она пишет: «Услаждает их слух и льстит самолюбию». Я вам как практикующий священник скажу: много чего льстит самолюбию, но точно не это.

Льстит самолюбию священника, когда прихожане начинают его обожать. Я вообще не понимаю этой культуры, когда в поздравлении священнику говорят: «Вы самый, самый, самый…» Какой он самый-самый? Он оступится, скажет грубое слово – и самый-самый превратится во врага. Зачем это делать – не понимаю. Когда мы начинаем обожать – это плохо. Вместо правильного духовного отношения к священникам как к помощникам, через которых Господь может нам помочь, мы начинаем превращать их чуть ли не в святых. Это неправильно. Льстит священникам то, когда мы с особым трепетом начинаем к ним относиться.

Я на практике замечаю, что новым прихожанам проще с мирянином поговорить (с какой-нибудь тетушкой возле свечей), чем подойти к священнику, потому что они так благоговеют перед ним. И что? К священнику не подошел и что-то не узнал. Меня это очень огорчает. Какая-то отчужденность. «Он не от мира сего, он святой» – мы к нему так относимся. Это неправильно, у нас должны быть тесные отношения: рабочие, духовные. Это мое представление. Когда мы начинаем других людей осуждать – это свойство гордости, с которой мы все призваны бороться, братья и сестры.

Вопрос исчерпан. Подытожим. Традиции в храмах разные. Это не означает, что наличие традиций, отличающихся в разных храмах, является отступлением от веры.

Следующий вопрос касается темы, которой я не знаю, но отвечу в общих чертах на примере наших прихожан. Сестра пишет: «Грущу и страдаю. Не могу найти общий язык с дочерью. Она упорствует и не видит, что делает. Сегодня шли от врача, она толкнула брата в ссоре». То есть мы видим, что речь идет не о двадцатилетней дочери, а о маленьком ребенке. Было бы хорошо, если бы в письме было написано, сколько лет дочери, потому что подходы разные должны быть. Мама попросила дочь примириться с братом. Дочь не хочет и доказывает, что мама не права.

Вот такая история, совершенно обычная для семейных людей, когда детишки потолкались и родители начинают выяснять, кто прав. И кажется, что все правы, никто не виноват. Сестра спрашивает: «Что мне делать, чтобы они не ссорились? Я хочу сама измениться и не ссориться, быть милостивой, любящей, но ничего у меня не выходит. Я легко поддаюсь на ссоры, выхожу на ругань и сама страдаю. Как помочь себе и детям? Я хочу им добра. Может, я что-то делаю не так? Подскажите по пунктам. Дочь обвиняет меня в защите брата; она, наверно, права».

Любая мать хочет добра детям – это правильно. Сразу скажу, братья и сестры, что я этого вопроса не знаю практически, я могу только теоретически порассуждать. У меня нет опыта воспитания детей, поэтому я не имею права подробно входить в этот вопрос. Я могу только общее направление дать.

Вы правы, когда говорите, что сами страдаете тем же. Понятно, что дети наследуют особенности своих родителей. Они видят, как родители ведут себя. Мы духовно связаны со своими родителями. И, естественно, какие-то качества передаются нам. То есть дочери передаются какие-то Ваши качества. А Вы говорите, что такое бывает, что сами ссоритесь. Вы пишете, что легко поддаетесь на ссоры, ругань и страдаете потом. Конечно, страдаете, потому что любой грех приносит страдание. Особенно такой грех, как гнев.

Гнев – это такая страсть, которая сопровождает все страсти. Мы потом подробно порассуждаем о ней, если Бог даст. Но давайте в общем это рассмотрим. Смотрите, что получается в Вашем случае. Мы ссоримся из-за того, что задето наше самолюбие. Давайте на примере дочки. Вот братик ее толкнул. Казалось бы, что тут такого? Потолкались и пошли, не поссорились. Бывает же такое: дети поборолись,побарахтались, но конфликта и ссоры нет.

А тут получается, что меня задели. И первая реакция на задетое самолюбие – гнев. И начинается не просто какая-то игра (потолкались, поигрались), а именно уже драка, ссора. Возможно, у Вас, сестра, как у мамы, от которой дочь наследует какие-то особенности, есть такие свойства. То есть мы должны обратить внимание на то, что задевает нас. Понятно, что до конца передачи мы не сможем подробно это рассмотреть. Но обратите внимание, что Вас задевает. Из-за чего человек гневается? Бывает, он гневается потому, что он голодный и злой. Бывает, что нас что-то задевает, и мы гневаемся, раздражаемся. Надо подумать, посмотреть: а что меня задевает здесь?

И потом, смотрите, Вас еще раздражает и задевает, что дочь, хотя Вы были свидетельницей ее проступка, не согласна, что Вы ее обвиняете. В чем суть вопроса? Какая это страсть, которая не дает человеку признаться, что он виноват, или толкает на то, чтобы обманывать? Явно, что он виноват, но он упирается, врет. Эта страсть – тщеславие.

Ребенку и взрослому хочется перед  другими казаться хорошим. Вранье и гнев, когда нас задевают, очень тесно связаны с этой страстью тщеславия. Человек врет и не признается. Потом, смотрите, сестра, Вам тоже надо обратить внимание на себя (потому что это такой закон): на самолюбие, гордыню, как она проявляется в Вас, что задевает в Вас, когда Вы начинаете ссориться. И обратить внимание на тщеславие.

Даже в этих словах, которые Вы пишете (казалось бы, хороших): «Хочу быть милостивой, хорошей – ничего не выходит, я раздражаюсь», заложено непонимание смысла борьбы. Понятно, что Вы хотите. Любой христианин хочет быть хорошим, добрым, любящим. Но чтобы этого достичь, нужно со своими страстями побороться. Настоящая христианская любовь одномоментно не появится. Почему так получается: дочь Вас обвиняет в том, что Вы сына больше любите? И Вы говорите: «Наверное, она права». Может быть, пересмотреть Ваше отношение к детям, чтобы они чувствовали, что Вы любите их одинаково?

Еще в семьях есть такая традиция, такое правило: если кто-то из детей нашалил, не выясняют, кто прав или виноват, а наказывают обоих. Все справедливо. Оба нашалили, оба получили какое-то вразумление, какую-то епитимью от родителей – разумную, конечно, соответствующую поступку. Бывают такие перекосы в семьях, когда уже взрослые дети вспоминают: «Да, мама любила брата больше, чем меня».

Как это может быть в христианских семьях? Мы должны относиться к детям одинаково. Я из многодетной семьи, и у нас между братьями такого отношения не было: к кому-то более милостивое, а к кому-то нет, кому-то конфетку, а кому-то нет. Поэтому от нас, взрослых, зависит, как мы будем работать над собой. Поэтому, смотрите, сестра, изучаем по пунктам: что такое гордыня? смотрим на практике, что она задевает? не получается ли, что мы хотим из-за тщеславия, чтобы дети и мы сами моментально стали хорошими?

Чтобы не было так, что мои дети меня раздражают, потому что они несовершенны. А откуда они будут совершенными, если они наследники моих особенностей? Это должно быть основой, как я думаю, терпеливого отношения к детям. Они же меня копируют. Поэтому еще не поздно (да и никогда не поздно)  по-настоящему покаяться в грехах. Обратите на это внимание. Хорошо, что Вас эта проблема волнует. Поэтому найти общий язык с дочерью Вы, возможно, не можете потому, что похожи.

Бывает так: когда дети очень сильно похожи на родителей и копируют их особенности, их взаимоотношения искрят. Тут должен родитель, как старший, мудрый, верующий человек, начать менять себя. И тогда дети, видя это изменение, чувствуя его в родителях, тоже начнут меняться.

Вопрос короткий, мало данных, чтобы ответить более внимательно. Если я где-то ошибусь, прошу прощения. По крайней мере, хочется пожелать сестре начинать с себя, а потом уже будет видно. Возможно, нужно обратиться к более опытному священнику или мирянам, которые имеют опыт воспитания, а их дети ходят вместе с ними в храм. У них надо спросить об этом опыте. Потому что я в этом смысле человек неопытный. Тем не менее спасибо Вам за вопрос.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать