«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

6 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем разбирать ваши письма, которые вы присылаете на адрес электронной почты.

В разговоре с близкими возникла такая тема: правильно ли, что мы предлагаем вам только электронную почту? Может быть, нужно дать почтовый адрес телеканала «Союз», чтобы желающие могли написать письмо на бумаге? Бывает, приходят и такие письма, потому что не все пользуются электронной почтой, не у всех она есть. Поэтому подумайте, дорогие братья и сестры, если нужно, мы добавим еще и почтовый адрес, куда можно будет написать обычное письмо.

Сейчас давайте разберем письмо, которое пришло по электронной почте. Письмо от сестры очень длинное, все я читать не буду, попробую выбрать главные мысли, которые помогут нам поговорить о важных вещах в духовной жизни. Возможно, они касаются не только этой сестры, но и многих из нас.

Сестра пишет, что смотрела одну из наших передач от 1 февраля, где мы читали святителя Игнатия (Брянчанинова) и изучали, как действуют помыслы. Сестра согласна, что в единый миг человек может, понаблюдав за деятельностью своей души, то есть за мыслями, помыслами, чувствами, понять, что он уже пал. И это, конечно, очень сильно огорчает человека.

Давайте разберемся с терминами. В любом деле, в любой науке, в любом занятии важно разобраться с терминологией. Слово «пал» в духовной жизни означает очень тяжелое согрешение. Сравним это со смертным грехом. Допустим, человек впал в блуд – получается, он пал. А если он только подумал об этом, то это еще не глубокое падение, которое отрывает человека от Бога,  а только начало, запинка. Не будешь это начало останавливать – упадешь. Если же человек заметил в себе это, тем более раскаялся, то Бог не дает этому помыслу дальше развиваться в человеке. Помысел может снова вернуться, долго надоедать человеку, но если снова и снова замечать его, раз от разу каяться с надеждой на помилование, то человек обязательно снова и снова будет получать помощь.

Сестра задает вопрос. Вот мы замечаем, что падаем. Есть ли в Церкви учение о добродетелях, некий план? Сестра – человек явно начитанный и собирается к духовной жизни приступить по плану, что, наверное, неплохо. Потому что на самом деле духовная жизнь – это же не хаос какой-то, когда кому что захотелось, тот то и делает. Хотя, может быть, так часто и происходит. На самом деле у Бога все по плану, по заповедям.

Сестра читала святителя Феофана Затворника, цитирует его. Этот великий подвижник пишет, что во всем нужно полагаться на волю Божию, полагать волю Божию перед собой. Заранее утром продумать, с кем вы будете встречаться, как говорить, как держать себя, а вечером анализировать, как прошел день, и жить как перед лицом Божиим. И при анализе, пишет сестра, я постоянно нахожу падения. Но, наверное, здесь не падения имеются в виду, как мы разобрались выше, а запинания, спотыкания: принятие помыслов, появление помыслов или греховных чувств в душе.

Вот этот совет святителя, с одной стороны, полезный, с другой стороны – трудновыполнимый для того человека, который живет в очень суетливой обстановке. Например, на работе приходится общаться со многими людьми, ездить куда-то – там не спрогнозируешь, как ты будешь к кому-то относиться. Тем не менее можно этот принцип применять, заранее с утра настроившись на то, чтобы день провести правильно, и попросив Божьего благословения.

Если на работе есть человек явно неприятный (а такое нередко бывает), с которым приходится находиться чуть ли не в одном кабинете, конечно, лучше настроиться, как советует святитель Феофан, чтобы терпеть этого человека. Понятно, что в монастыре, где ограниченное количество лиц, наверняка проще спланировать, как, с кем и что говорить. Нам в миру сложнее в этом плане. Но все равно из этого совета можно взять полезное. В первую очередь, как я уже сказал, должна быть некая настройка на выполнение своих обязанностей. И самый хороший совет, который можно применить, – проводить анализ, как прошел день.

В одной из своих статей святитель Игнатий пишет, что было бы очень полезно перед вечерним правилом выделить небольшое время и мысленно прокрутить прошедший день, проверить, все ли было нормально, где мы согрешили делом, неосторожными словами, мыслями, а потом уже помолиться. Тем самым вечерняя молитва будет у человека окрашена настоящим, правильным чувством раскаяния в грехах, а не просто формальностью, выполнением каких-то скучных обязанностей. Поэтому, конечно, этот совет хорош.

Сестра пишет, что при анализе своего дня она постоянно находит падения и начинает все это разбирать, думать, когда это началось, как можно было этого избежать. Но ведь падения уже совершены, и это человека очень сильно огорчает. Во-первых, мы должны понимать, что совсем тонкие разборы, откуда все началось, не всем пока нужны; это дело более опытных людей.

Допустим, человек на работе принял какую-то осуждающую мысль (по отношению к начальнику или подчиненному, например), заметил эту мысль и начал анализировать. «Почему я осуждаю начальника? Потому, что он жестокий (или зарплату задерживает, или обидел меня)». К чему приведет такой анализ? В итоге из небольшого греха помысла, который при раскаянии прошел, обнулился, можно сказать, аннулировался, все перерастает в более тяжелые формы страсти печали, в обиду, в реальное осуждение, и это уже будет не в виде мысли, помысла, а в виде горячих чувств.

Поэтому надо быть очень осторожными с помыслами, лучше с ними не бороться, а отвергать их. Есть в святоотеческом наследии советы бороться с помыслами, но это совет для опытных, не для нас. Наша задача – отвергать помыслы. Увидел врага – выгнал. Увидел таракана в своей душе – с помощью раскаяния и Иисусовой молитвы (или другой молитвы, обращенной к Богу, о покаянии) выгнал.

Поэтому хочется посоветовать этой сестре и всем нам, братья и сестры, с помыслами не бороться. Тем более не заниматься таким глубоким анализом, потому что это пока нам вредно. Даже по письму видно, что сестру это зацепляет – и она впадает в печаль. Хотя мы с вами говорили, что когда помыслы надоедали человеку, он раскаивался в них – и они прекращались: это небольшая победа с помощью Христа. Это же не просто психологическая самонастройка происходит; это происходит потому, что Бог помогает, это действие благодати на душу кающегося христианина. Поэтому надо понимать, что это помощь Божия. А мы, получается, неблагодарные, то есть помощь получили, но не говорим: «Слава Богу за помощь», а еще больше грешим тем, что начинаем изъедать себя, хотя это совершенно не покаяние.

Сестра пишет в письме, что она видит, что мысленно уже согрешила, что падения уже совершены (то есть мысли приняты). Тут я снова хочу напомнить простые вещи, которые у нас часто в одно ухо влетают, а в другое вылетают по действию лукавого. Если христианин в обычной жизни (на работе, дома, в магазине, в трамвае, в машине) принял греховные помыслы и мысленно от них отрекся, тут же покаялся, то это победа, потому что грех дальше не развивается. А мы начинаем снова и снова себя изъедать: «Да как я мог такое подумать!» Да это лукавый тебе в голову бросил.

Приведу совсем детский пример. Вы выращиваете на клумбе прекрасные и дорогие цветы. А мальчишки играли в футбол и закинули на клумбу мячик. Вы же не будете говорить: «Как же я мог допустить, что мячик залетел в мою клумбу?» Вы понимаете, что мяч пнули из-за забора не специально, он прилетел и ваши розы помял. Такое бывает. Вы же не говорите в этом случае: «Как я мог это допустить?!»

Так и с помыслами: ты не хотел, но к тебе прилетело. Это же духовная борьба, невидимая брань. Мы выходим как на войну, и к нам в голову прилетают не только мячи, но и ядра, пули в виде помыслов. То есть надо относиться к этому по-другому: это было, есть и будет до конца нашей жизни; пока мы здесь, на земле, живем, дышим, эти помыслы будут нас бомбить – это условие духовной борьбы; так проявляются страсти, так лукавый нас пытается соблазнить. И так мы, каясь, все больше и больше нуждаемся во Христе, понимая, что без Него мы не спасемся. Надеюсь, это понятно.

Еще один момент – по поводу огорчения, что мы заметили грехи. Есть два периода, так скажем, когда грехи могут быть прощены. Первый – когда мы это заметили. Но мы не всегда настроены так, чтобы их замечать, – мы рассеянны. Бывает так, что ты наговорил чего-то, что-то натворил и только потом за ум взялся. Поздно каяться или нет? Конечно, не поздно! Надо снова каяться, и снова получишь прощение – так хочет Бог, Он так установил. А Он в отличие от нас, людей, когда дает слово, всегда его выполняет. Он сказал, что прощаются кающемуся грехи. Поэтому мы должны каяться в грехах, даже мысленных, и получим прощение; это обещание.

Дальше сестра пишет такие вещи, которые можно зачитать и обсудить их. Она пишет: «Молюсь о том, чтобы как-то Господь обратил их ко благу (хотя непонятно, как можно злые помыслы обратить ко благу) и сильно не наказывал. Но все равно я чувствую, что ошиблась, и теперь нужно время для переживания богооставленности». Тут я хочу подчеркнуть: видно, что это не богооставленность, а страсть печали. Это действие страсти печали, когда вы хотите быть лучше, а сразу быть лучше не получается. Неудовлетворенность от этого вы называете богооставленностью. Богооставленность – термин непростой, очень глубокий.

Если говорить о богооставленности, то Бог ведь нас не оставляет, это мы Его оставляем, когда забываем о Нем, забываем о вере, молитве, покаянии, начинаем заниматься чем-то мнимо хорошим, но грешим и не каемся. Это мы в этом случае отступаем от Бога, а не Он от нас. Когда человек чувствует, что Бога оставил, у него в душе пустота; тогда так и надо это называть: это я Бога предал, я отошел, отступил от Него. Это если коротко по поводу богооставленности. Сейчас мы не будем это разбирать, потому что это вещи весьма серьезные, глубокие и требующие подготовки, чтобы вести такую беседу.

Чувство богооставленности мы видим у Господа Иисуса Христа, умирающего на кресте. В последние моменты земной жизни Христа из Его человеческого естества вырывается молитва: «Господи, почему Ты Меня оставил?» Это очень глубокие вещи. Это выражение именно того человеческого вопля, что человек без Бога спастись не может. Если кому-то интересно, почитайте об этом.

Что касается нас, то у нас бывает недовольство собой, что мы согрешили. Это больше относится к страсти печали, а из этого чувства печали на самом деле говорит гордость: я не признаю себя грешником на самом деле, и, когда меня ткнут в мой грех, я огорчаюсь. Но это не богооставленность.

Дальше сестра пишет о надежде, «что Господь предоставит возможность на исправление ошибки в схожей ситуации, чтобы вновь соединиться с Богом». Чтобы соединиться с Ним, не надо снова повторять какую-то историю; все гораздо проще: надо раскаяться в грехе – и желательно его не повторять. В чем ошибка сестры? Ты что-то делал, делал и совершил ошибку. По логике сестры, нужно попасть в такую же ситуацию, сделать правильно – и тогда ты как бы закрыл эту историю. Может быть, это где-то на работе и применимо. Например, токарь точил какую-то деталь, испортил ее, тогда он должен выточить другую, чтобы возместить ущерб. Но в духовной жизни не требуется именно делом что-то закрыть. У нас нет такой системы «плюсиков», когда ты ошибся, потом плюсиков наделал и как бы говоришь: «Господи, давай сведем бухгалтерию: у меня плюсы превышают минусы, поэтому я буду считать себя прощенным». Не в этом же суть.

Для того чтобы быть прощенным, не надо повторять специально ту ситуацию, где ты согрешил, потому что нет гарантии, что ты снова не впадешь в то же самое. Потому что разные истории бывают, необязательно легкие. Бывают такие истории, что волосы дыбом встают, когда слушаешь, и сказать человеку, чтобы он повторил этот ад, в котором жил, и потом поступил по-другому? Нет, это страшно, и нет гарантии, что человек вновь не впадет в те же грехи или еще худшие.

Да, для покаяния нужны дела покаяния, но это не повтор тех ситуаций. Надеюсь, я доступно объяснил. Чтобы соединиться с Богом, нужно помолиться и сказать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

Сестра пишет: «надеюсь, что не живу иллюзиями, хотя и не очень верю в православность своего мировоззрения». Чтобы проверить мировоззрение, надо проверить свою веру, дорогая сестра. Взять катехизис святителя Филарета (Дроздова) или «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, или огласительные беседы и проверить себя. Это что касается православности мировоззрения. Что касается видения борьбы с помыслами, то могу подтвердить, что наверняка у сестры есть ошибки; по крайней мере, сейчас они видны.

Дальше сестра пишет: «когда молюсь, то понимаю, что это совсем другой мир (имеется в виду духовный мир, где пребывает христианин) в отличие от того, в котором я нахожусь на работе. До опыта ежедневной исповеди...» Здесь имеется в виду ее домашняя исповедь в виде молитвы или рассуждения о том, как прошел день, ее покаяние. Кстати, это очень хороший опыт и хорошо помогает подготовиться к таинству Исповеди, потому что не надо потом сидеть и мучительно вспоминать, в чем ты нагрешил. Человек уже реально будет знать, что он сделал, просто подведет итог. Бывают христиане, которые ведут дневничок, где ежедневно записывают прегрешения, которые у них были, раскаиваются. Потом, подведя некий итог, идут с этим на таинство Исповеди. И не надо перед аналоем, волнуясь, вспоминать грехи. Иногда бывает, человек забудет сказать какой-то грех на исповеди и мучается: идти на причастие или не идти? Казалось бы, простые вещи в плане организации, но они вызывают очень много практических вопросов или недоумений, которых можно избежать.

Так вот, сестра пишет, что до опыта ежедневного наблюдения за собой контраст между жизнью в Церкви и жизнью на работе не давал ей жить спокойно. Она пишет: «можно сказать, я как-то проживала неделю с закрытыми глазами, думая, чтобы она быстрее прошла. Думала, как я пойду в храм и постараюсь там быть хорошей, приветливой, радостной, увижу подруг, а потом опять на галеры, в море страстей. По субботам я все время плакала, переживая эту двойственность... Пыталась найти в своей жизни период, когда я была не такой».

Давайте разберем этот момент, потому что многих может касаться такая тема раздвоенности, когда в церкви мы хотим быть хорошими, а в обычной жизни живем с закрытыми глазами. Я думаю, это неправильно. Почему?

Господь в Евангелии дает нам заповеди, как относиться к близким, и эти заповеди надо выполнять. Это не просто какая-то рекомендация хорошего человека. Какие это заповеди? Любить врагов, прощать, не показывать перед людьми свое благочестие. Много разных заповедей для христианина, который находится в миру. Не надо церковь превращать в некую резервацию, куда мы пришли, поулыбались – и нам хорошо. Пусть это и так, и это замечательно – где-то надо передохнуть. Но мы уходим для того, чтобы бороться, чтобы жить в этом море страстей, на галерах. Поэтому мы не должны ждать комфортного времени в церкви, но должны в жизни, где наши галеры, вести себя по-христиански – это как раз и есть опыт борьбы духовной.

У сестры замечается что-то психологическое, душевное: тут подруги, я тут хорошая, я себе нравлюсь, у меня платье красивое, платочек замечательный, я вся такая благочестивая. А там – галеры, неприятности. А где вылезут наши страсти? В Церкви тоже, конечно, вылазят и душевность, и тщеславие, и более тонкие вещи. Но в миру, в грубом проявлении страстей, мы эти страсти и замечаем, в этом смысл. В этом и ценность: Бог так устраивает, что мы, соприкасаясь с какими-то людьми или обстоятельствами, видим свои страсти. Это хорошо! На это надо смотреть не как на чернуху какую-то, не как на помойку, в которую я ныряю, а как на духовную жизнь, которая, собственно, там и есть. Духовная жизнь не тогда, когда мы наслаждаемся, какие мы замечательные, а когда видим, какие в нас страсти. Если мы видим, какие мы замечательные, если нас никто не трогает, нас жалеют, веселят, развлекают, то это как раз не духовная жизнь, а душевная. Духовная жизнь появляется тогда, когда мы начинаем нуждаться в Боге. А когда мы начинаем нуждаться в Боге? Когда видим, что без Него мы никто, просто земляные червяки, можно сказать.

Чтобы такого не было, надо правильно настроиться. Сестра сомневается в правильности своих понятий и правильно делает, потому что действительно понятия здесь нарушены. Если мы понимаем, что попали на землю в область страданий и должны эти страдания пройти, то как можно думать по-другому? Понятно, что раз это область борьбы, то будет борьба, и Бог будет давать видение твоих грехов. Страсти будут в нас проявляться, мы должны с ними бороться, каяться в них, и желательно их не повторять. Только так – и никак по-другому. Иначе получается раздвоенность: там плохой мир, а тут хорошая Церковь. А ведь Церковь – это мы; и сестра, и каждый из нас – часть Церкви, собственно. И там, на галерах, где кипят страсти, мы и должны сохранять себя, быть христианами. А не так, что там быть одними, а в церкви другими.

Давайте подведем итог. Если мы увидели себя согрешающими мыслями, чувствами, словами, делами и поняли, что согрешили, тут же мысленно начинаем молиться Господу Христу о прощении. Для этого не надо читать акафист, для этого не нужны иконы, для этого не надо сестрам надевать платок (если они на работе), не надо креститься, просто надо мысленно позвать Христа и сказать: «Господи, прости меня, грешника». Неблагоприятная обстановка, наоборот, позволит нам видеть себя, раскаиваться и нуждаться во Христе, что для христианина самое главное. А то мы часто говорим о любви ко Христу, но нуждаемся ли в Нем? Как бы не оказалось, что добренький Господь (такой дедушка на облачках, как смеялись над христианами в советское время) – Тот, к Кому мы прибегаем по субботам  в гости в церковь, где нам хорошо, а потом снова убегаем, оставляя Его там. Бог Всемогущ, Он везде присутствует, и Ему вовсе не трудно нас помиловать и облегчить нам какую-то душевную борьбу.

Поэтому сестре и нам всем надо выправить наши понятия. Это выправляется и чтением святоотеческих трудов. Поскольку письмо длинное, сегодня мы его не закончим, поэтому на этой логической ноте остановимся и продолжим разбирать это письмо в следующей программе.

Я благодарю сестру за такое искреннее письмо; это позволяет нам увидеть ошибки, в которые часто попадают наши близкие, увидев себя согрешающими. То есть они не каются, а впадают в печаль; это действительно очень распространенная ошибка. И потом начинают говорить о покаянии как о каком-то негативном явлении, хотя это средство оживляет нас.

Помоги вам Господь! До новых встреч на телеканале «Союз».

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать