«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

22 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Мы продолжаем разбирать вопросы, которые вы присылаете. Так получается, что порой на один вопрос отвечаем долго. Как мы с вами договаривались, именно вместе будем делать эту передачу таким образом, чтобы, отвечая на один вопрос, попробовать разобраться в нем, как бы немножко шире на него посмотреть. И тем самым начнем наше знакомство со страстями. Мы с ними, конечно, знакомы, они в нас живут, мы по ним поступаем. Но нам надо научиться их в себе различать. И, может быть, совместно поучиться на примере других, на святоотеческих примерах, как с ними бороться.

Итак, следующее наше письмо от сестры. Она пишет: «Меня очень сильно борет чревоугодие, даже начала поправляться. Бывает уныние, часто самодовольство. В храм хожу уже более десяти лет, два-три года регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Мне кажется, что я не могу правильно подобрать пост и молитвенное правило. И нет до сих пор твердой решимости бороться со страстями и изменить свою жизнь. Посоветуйте, пожалуйста, что делать».

Это очень распространенная беда, когда мы берем некий образец поста; допустим, некий написанный устав. А это легко сделать, купив какой-либо настенный календарь. Купив несколько календарей, даже можно что-то сравнить, увидеть различие в уставе поста. Так и было. Это нормально. В каждом монастыре свой устав. Не случайно есть такая пословица: со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Это не только устав каких-то богослужебных особенностей, но в том числе устав поста входит в общий устав монастыря. Поэтому один монастырь может иметь более строгий устав, касающийся пищи, а другой – менее строгий. Все это зависит от внутреннего устройства. Не потому, что те, у кого менее строгий устав, худшие христиане. Нет, это зависит совершенно от разных условий. От того, где монастырь находится; это и исторические какие-то подоплеки зарождения того или иного устава...

Так что, получается, человек берет некий монастырский устав и пытается ему следовать. Часто так бывает, что человек неопытный не соразмерил свои силы и делает это на такой решимости: во что бы то ни стало буду исполнять. И по прошествии какого-то времени человек уже начинает не любить пост, терять к нему всякий интерес, потому что это чрезмерно, через силу. Сил не хватает у человека, и он отходит от поста, или бросает чрезмерно поститься, или равнодушен к этому.

А пост – это серьезное средство для того, чтобы мы увидели в себе страсти. Правильно сестра задает такую проблему: не могу подобрать пост и молитвенное правило. Мы с вами как-то уже говорили, что и пост, и молитвенное правило нужны человеку. Не человек для правила, а правило для человека. Что это означает? Мы должны подобрать такое молитвенное правило, которое соответствовало бы силам, возможностям, положению человека.

Понятно, что, допустим,  военнослужащий и студент имеют разное свободное время, так скажем, для молитвы. Студент домашний и студент в общежитии – у них тоже разные условия для жизни. Тут надо смотреть, разбираться. Для этого священники и существуют в храмах…Кто-то так делает, кто-то так не делает. Мне ближе другой подход: чтобы разобраться и помочь человеку подобрать то, что ему сейчас по силам.

Так и относительно поста. Пост надо брать исходя из анализа: опытный человек или неопытный, какие у него болезни и так далее. Весь комплекс рассмотреть, а потом уже назначать человеку  тот или иной пост. В этом случае это не отход от православных традиций; наоборот, мне кажется, настоящая традиция в этом и заключается: чтобы не убить человека какими-то правилами, которые он не понесет, а сделать его опытнее.

Я как-то рассказывал, что у меня был личный опыт. Я регулярно это практикую. Подходит человек, который раньше не постился, и первое – у него страх: как я буду поститься? получится ли у меня? вдруг не смогу? В первый пост я предлагаю ему сделать так: что больше всего любишь, от того и откажись. Человек это делает, и к следующему посту он уже вполне  может поститься как средний христианин. Его уже не пугает этот опыт воздержания.

Что касается чревоугодия, эта страсть, конечно, очень серьезная. Святые отцы пишут, что чревоугодие является дверью в душу для других страстей. Если мы хотим бороться с любой страстью, нам надо начинать с чревоугодия. Понятно, что мы все чревоугодники, если по-честному. В чем чревоугодие проявляется? В том, что мы любим себя, любим вкусно покушать, любим сладкое. Любим изнеженность, потому что в страсть чревоугодия входит не только то, что на столе у нас, на кухне или в холодильнике; это вообще отношение к телу. Когда мы тело свое не держим в боевом состоянии, в рабочем, в работоспособном. Когда оно у нас раскормлено, изнежено, когда мы привыкли к роскоши, к мягкому, чтобы было комфортно. Собственно, современный мир нас подталкивает к этому.

И вот получается: мы, христиане, не задумываемся о том, что борьба со страстями – это не только то, что мы делаем в храме на исповеди, а вообще наша ежедневная забота о себе, духовная забота и духовная борьба. Что должна быть аскетика и для мирян. Это тоже важный  момент. Не только для монахов должна быть эта тема борьбы с грехами, тема аскетических подвигов, экспериментов и дел. Это касается и нас, живущих в миру, всех христиан. Что касается молитвы, поста, это все к нам относится. Другое дело, мера  у нас другая. Но это не значит, что все надо отменить – и живи как живешь. К чему придем, когда будем жить как живем? Придем к тому, что страсти у нас будут всё сильнее и сильнее, и мы в итоге проиграем.

Что делать с чревоугодием,  как с ним бороться? Даст Бог, мы будем конкретно страсти изучать. Еще раз, наверно, повторим и глубже поговорим, но сейчас просто для знакомства. Было бы хорошо и правильно, если бы мы взяли такое аскетическое правило, как режим питания. Как его выбрать? Выбрать очень просто. Я бы предложил попробовать так, три раза в день… Ночью мы не кушаем, ночью есть не надо, это совершенно неправильно. Бывают люди, которые встают ночью поесть, это надо считать серьезным нарушением. Завтрак утром, обед в обеденное время и ужин не в 12 часов ночи, а часов в пять, семь, восемь, когда возвращаетесь с работы.

И получается: какая беда у христианки? Она десять лет в храм ходит, но с чревоугодием как борется? Может, совсем не борется, судя по тому, как написала: нет решимости бороться. И даже больше набирает вес. Отчего это происходит? Мы невнимательны ко времени питания, а это очень важно. 

Если человек здоровый, все в порядке с организмом, сделать такой режим питания (я пример приведу условно). Допустим,  в восемь завтрак. Причем завтрак должен быть. Бывает, люди говорят: мы не завтракаем, не хотим завтракать. А потом целый день что-нибудь грызут, где-то печенье, где-то яблочко, где-то шоколадку. Это совершенно неправильно. Нужно нормально позавтракать, чтобы у тебя были силы полдня работать.

В восемь часов человек позавтракал. Причем позавтракал не кофе с булочкой, а это был нормальный, традиционный  для России, для национальной кухни завтрак, если вы происходите из какого-то народа и у вас есть кулинарные традиции. Нормально надо позавтракать, чтобы человек был сыт. И потом пообедать, допустим, в час, если позволяет рабочее время. У человека есть обеденный перерыв. И чтобы было часов пять перерыва между приемами пищи. Даже диетологи нам подсказывают, что это самое удачное время. В пятый час сжигаются как раз наши внутренние накопления, которые мы накапливаем, питаясь неправильно, занимаясь чревоугодием.

Если человек соблюдает этот пятичасовой режим, пятичасовой перерыв, он как раз должен почувствовать голод, когда уже хочется есть. Это хорошее чувство, не надо  бояться этого чувства легкого голода, оно полезное. Потом человек обедает. Обедать тоже надо не сухариками и чипсами, а поесть нормальную пищу. Что такое нормальная пища, поговорим чуть-чуть позже. И потом снова делайте пятичасовой промежуток времени, когда уже после работы приезжаете и можете спокойно поужинать.

Если человек поел  мало, понятно, что перед сном он снова захочет есть. А если поел нормально, не объелся, не пыхтит за столом и встать не может, а сыт, тогда ко сну он отойдет с ощущением легкости, потому что организм переработал пищу, которую  получил. Поэтому этот пятичасовой перерыв дает возможность тело держать в порядке.

 На пищу не надо набрасываться. А соблюдать правило: надо помолиться перед едой. И есть размеренно, пережевывая пищу нормально. Опять же по опыту известно, что насыщение приходит позже…

Если человек неспешно ест, пережевывает пищу, с молитвой это делает или в семейном общении, то можно спокойно почувствовать насыщение. Не пресыщение. Когда человек сыт, мог бы еще что-нибудь съесть, но уже как бы сыт вполне.

Что касается режима питания, кто-то делает четыре приема пищи: завтрак, обед, полдник и ужин. Тут смотрите по своим физическим возможностям. Но режим нужен. Есть еще одно правило: между этими приемами пищи ничего не хватаем, никаких кусков, конфеток, шоколадок, ничего. Это правило, если хотим бороться; если не хотим, тогда другой разговор.

Что касается объема пищи, нам тоже надо приучать себя к умеренности. Как это сделать? Можно провести эксперимент. Поставьте перед собой тарелку и то, что вы хотите съесть за обедом или ужином. Больше ничего не берите. С молитвой съели. Почувствовали: насытился, не объелся. Или почувствовали – много; значит, тарелку надо брать меньше. Понимаете, да? Или, допустим, кусков хлеба брать меньше. Или чашку чая поменьше.

То есть надо посмотреть с объемом. И когда человек выверит, что эта чашка – его объем, норма,  тогда очень легко, даже попав в гости, за праздничный стол, примерно понимать, что вот этот объем – ваш; больше есть не надо, иначе начнется как раз развитие страсти чревоугодия.

Что касается объема, понятно, что человек может захотеть пить. В эти промежутки пить можно, но не сладкие соки, газировку, современные напитки, а воду хорошую, чистую или травяной чай, что свойственно нашей культуре, или обычный чай, но ни в коем случае не сладкие напитки.

Почему у нас бывает так, что человек постится, а в конце поста набирает вес? Братья и сестры, извините, сегодня у нас такая передача о чревоугодии, и будет она немножко звучать как сухая методика, но давайте конкретно будем говорить.

У святителя Игнатия написано, как разные виды пищи влияют на состояние человека. Это ведь так и есть. Почему мы об этом забываем? Мы считаем, что это монашеские какие-то особенности. Какая разница: монах съел мясо или мирянин – у мяса-то действие одинаковое будет. Я имею в виду биохимическое воздействие на душу.

Так вот, что получается? Мы с вами сейчас живем во время, когда потерялись наши кулинарные традиции. Мы питаемся тем, что продают  в магазинах. В магазинах продают то, что рекламируют, и то, что мы обязательно купим, посыпано такими веществами, чтобы мы больше хотели все это есть.

Мы меньше едим овощей, больше едим углеводов. Что такое углеводы? Это печенье, всякие сладости, шоколадки, которыми мы, к сожалению, питаемся; это газировка. Нам столько этого сахара не надо. В том числе это и каша, макароны с хлебом. Происходит то, что мы набиваем свой организм углеводами, которые у нас не тратятся. Мы сейчас не работаем так, как наши предки. Они поели кашу и пошли целый день пахать; они это вырабатывали в силу.

Наш организм состоит из клеток. Клетка нашего организма получает питание или от сахара, или от жиров. Мы с вами, братья и сестры, северные жители. Когда углеводы попадают к нам в организм, они превращаются в сахара. Что происходит с сахарами? 

Наш  обмен веществ построен на жирах, а не на сахаре. У нас столько сахара не было в прошлые века. Даже если вспомнить, откуда человек мог получить сахар? Только мед был сладким. Яблоки (наши родные сорта) не очень сахаристые, они кисловатые, потому что у нас солнца мало, и наши овощи и фрукты мало дают сахара. Это голландские сорта яблок, которые не портятся месяцами, сладкие.

И что получается? Наши предки питались пищей, в которой присутствует белок и жир в виде масла или животных жиров. А мы с вами переходим сейчас на углеводную пищу, которая нам несвойственна. Если мы об этом не думаем, это не значит, что наш организм от этого не страдает.

Мы с вами, буквально два-три поколения, стали питаться совсем по-другому, когда сахар стал доступен, стал стоить относительно недорого. Чтобы было вкуснее, производители сахара стали класть его во что только можно.

Так вот, смотрите, братья и сестры, чтобы нам поститься и не полнеть во время поста,  надо переходить на пищу другую, более традиционную. Вспомнить, как наши предки заготавливали овощи – это квашение и различные виды заготовок, овощи, которые сейчас можно заморозить. Замороженные овощи купить и заготовить дешевле, чем купить чипсы, шоколадки...

Если вы действительно хотите по этой теме что-то узнать, узнавайте еще. Это не секретная тема. Когда избыток сахара у человека, вырабатывается гормон инсулин. Когда все в норме, он должен доставить клетке энергию – сахар, глюкозу.

А когда в избытке, клетка закрывается от этого сахара, потому что переизбыток ей не нужен. И куда это девается? Тогда это откладывается в жиры, и человек полнеет, у него отекают внутренние органы. И как написала сестра, уныние начинается.

Как не будет уныния, если мы себя отравили? Если человек отравился, у него несварение желудка, ему плохо, он подавленный, унылый. Так и получается, что мы изо дня в день себя травим чипсами, гамбургерами, сладкими напитками. А в итоге что получается? Потом мы говорим: «Почему у нас так плохо со здоровьем? Почему у нас так много диабета, онкологии?» Потому, что мы питаемся неправильно. Что мы хотим получить?

Рассказав своей семье о вреде современных продуктов, рафинированных, сладких, добавьте в рацион блюда нашей традиционной кулинарии, которые дают силы, но не дают разрушения, как современная пищевая индустрия. Это очень важно. Если мы это не будем делать, то придем к тому, что у нас диабет начнется. Так и будет; вроде бы человек десять лет в храм ходит, а, попостившись, поправляется. Это первый признак того, что он делает что-то неправильно.

Тогда надо взять пост по силам, с добавлением растительного масла, только нерафинированного (как питались наши предки). Попросить благословения и добавлять рыбу – белок, чтобы силы были у человека, и со временем вы почувствуете, что не поправляетесь и приходите в нормальную физическую форму. А если тело начинает по-другому работать, то и на душу это будет влиять: вы будете бодрее.

А если вы будете бодрее, то и в храм будете идти не как на каторгу, а целенаправленно, с желанием; более того, поскольку такие правила питания можно понимать как аскетические, то и на молитву это будет влиять. Такие ограничения физические обязательно будут на молитву влиять.

Поэтому, братья и сестры, какой выбрать вам правильный пост? Конечно, я не могу это по телевизору сделать. Но вот правила мы обсудили с вами: о режиме питания, о том, чтобы не пить сладких напитков, попробовать возрождать традиционную пищу на своем столе, чтобы исключить сахар из своего рациона, макароны, хлеб, булки.

Человек говорит: «Я пощусь булками». Ну что ты булками постишься? Какие силы могут быть? А потом человек постоянно голодный, потому что у него клетка закрылась, он тучнеет, толстеет, жиреет, а сил-то нет. Зато боится растительного масла. Я думаю, что надо бояться не растительного масла, а сахаров. Ну как бояться? Разумно понимать, что эта пища направлена на то, чтобы карманы и счета набивать производителю, а не на то, чтобы вы стали сытнее, братья и сестры.

Поэтому надо об этом задуматься. Если мы хотим действительно быть бодрыми (а христианам надо быть бодрыми), чтобы молитва была крепкой, нужно, чтобы человек держал себя в аскетических нормах и правилах и ни в коем случае не сдавался. Уныние –  это следствие чревоугодия. Поэтому, дорогая сестра, попробуйте. Если что-то непонятно, можете еще раз написать. И с вами, братья и сестры, если вам это интересно, мы можем  подробнее это разобрать.

Эта тема имеет диетически-медицинский характер. Ну а как по-другому? Тогда становится понятно, почему святитель Игнатий об этом писал. Если не обращать внимания на то, что ешь, как ешь, во сколько ешь, то никакой аскетики не будет.

Не случайно в монастырях есть порядок питания; по крайней мере, должен быть в определенное время обед, ужин. Вот к этому надо стремиться, и тогда чрево у нас будет потихонечку приходить в порядок. Поэтому я желаю вам, дорогие братья и сестры, и в пост, и не в постное время взять себе за правило питаться традиционной нашей российской пищей.

Не случайно же она у предков появилась: разные виды супов, вторых блюд. Какие овощи у нас были… Не чипсами, гамбургерами, газировкой питаться. Они просто убьют нас всех. А если мы это будем понимать, если будем аскетические правила применять, то будем здоровее и духовно сильнее. Мы не дадим унынию цеплять нас. Потому что человек такой отравленный, что уныние тут же подцепляется. Это одно из свойств уныния – нападать на больного, ослабленного, уставшего человека.

Поэтому, дорогая сестра, желаю, чтобы Вы продолжали заботиться о себе. И вам, братья и сестры, если пригодятся эти правила, которые мы назвали с вами, то слава Богу. Если что-то непонятно, пишите на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru.

Благодарю вас всех, дорогие мои, за письма. Напоминаю, что мы с вами передачу строим вместе. У меня был другой план, но вы обратились, пишете о своих проблемах, поэтому мне тоже очень приятно поделиться  с вами той информацией, о которой я прочитал. Спаси Христос вас, братья и сестры!

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать