«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О посте

13 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В рамках нашей передачи мы начали небольшой цикл, посвященный статье святителя Игнатия (Брянчанинова) «О посте». Это «Аскетические опыты», том первый. Решил так сделать и тем самым облегчить себе работу, потому что пришло много вопросов по теме поста. Вы хотите знать, для чего пост, откуда появился, что делать, как понимать Устав Церкви? Поэтому давайте будем разбираться. Итак, у нас с вами вторая передача о посте.

Мы с вами разбирали строки святителя Игнатия о посте, в которых он говорил, что одной из важных целей поста является то, чтобы человек начал быть бодрым, а его ум стал трезвым, чтобы человек мог выполнять евангельские заповеди. Итак, продолжим дальше.

Это ответ на вопрос: «Откуда появился пост? Может, его люди придумали?» Им нечем было заниматься, они придумывали, а мы теперь мучаемся? Нет, дорогие мои. Святитель Игнатий говорит следующее:

«Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте».

Это Адам. Мы с вами вспоминаем первые строки Библии – о сотворении человека. Человек был сотворен в раю. В раю было все замечательно и хорошо, но тем не менее была дана заповедь о посте. Какая это была заповедь? Это, конечно, не пост в нашем понимании: с такого-то по такое-то число ограничиваем себя в пище. Там было все благополучно. Адам был благополучен и духовен. Но там все равно не было вседозволенности.

Господь насадил древо познания добра и зла. Обсудим потом, почему насадил, а сейчас примем как данность. И повелел не вкушать плодов с древа познания добра и зла. В раю было предостаточно пищи. У Адама не было никакого соблазна от голода пойти сорвать этот плод и вкусить. Но это уже заповедь о посте. О ней говорит святитель Игнатий.

«Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности».

Вот почему она не была такой сложной (казалось бы), как наши посты и вся история учреждения постов, которые складывались в течение двух тысячелетий. Заповедь была достаточно простая. Потому что Адам сам по себе был свят и прост. Воздержаться от плодов древа познания добра и зла – это речь не о количестве, а о качестве. Не сказано: «Не ешь три плода или килограмм плодов», а сказано: «Вообще не ешь». Одного кусочка оказалось достаточно, чтобы человек предал Бога и отпал от Него.

«Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве».

Даже в его время (это середина ХIX века – время активной просветительской деятельности святителя Игнатия) у нас в России были люди, которые криво понимали пост, говорили: «Я ем немного, поэтому мне поститься не надо». Поэтому святитель Игнатий особо отмечает, что нужно еще качество. И нам надо помнить о качестве. Имеется в виду не дороговизна продуктов от элитных производителей.

«Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи».

Вот и мы давайте вместе со святителем Игнатием этой темы коснемся.

«Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди».

В Библии эта заповедь полностью звучит так: «Не вкушай от древа познания добра и зла, иначе смертью умрешь». Бог откровенен с Адамом, Он сразу предупреждает о последствиях. И эти последствия не таковы, что «я с тобой разговаривать не буду» или «в угол поставлю» – как мы часто детей наказываем. А смертью умрешь – с человеком произойдут жизненно важные изменения. Адам лучше нас понимает, что это такое: смертью умрешь. Это значит, что от Бога отпадешь, сам изменишься в худшую сторону.

«Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью».

Все было открыто Адаму. Смотрите, какое наказание за такой, казалось бы, простой проступок. Нам надо понимать, что и свои проступки не надо оценивать как нечто незначительное, особенно смертные страсти, грехи. Как бывает горько, когда христианин страшно живет. Ладно, если б он жил как обычные грешники, грешил и стыдился своей жизни. Но когда христианин что-то делает и говорит: «Ничего такого. Что я такого сделал?» – вот это страшно.

«И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста».

Суровые слова. Но мы же с вами, братья и сестры, придя к вере, должны понимать, что вопросы спасения, личного благочестия не просто некая традиция, которую мы должны механически соблюдать – и все будет благополучно. Как часто такого рода проповеди можно услышать от христиан, в том числе от духовенства, что все спасутся, все хорошо, живи как хочешь. Это неправда, ложь. У нас все так опасно, сложно, что надо быть крайне внимательными. И если мы это понимаем, то и в жизнь должны это воплощать.

«И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста».

Я хотел бы сразу пояснить: к тем из вас, кто болен и не может по болезни соблюдать тот устав, который принят в вашем приходе (или вы прихожанин монастырского храма), эти слова не относятся. Эти слова относятся к тем людям, которые заведомо не хотят поститься или к этому относятся равнодушно.

Если вы больны, то Устав Церкви говорит, что ваша болезнь является несением серьезных, тяжелых телесных ограничений и трудов. Вы тоже можете участвовать в посте. Вам никто не мешает отказаться от сладостей, вкусностей. Допустим, по медицинским показаниям вам нужно есть что-то непостное, но ограничьте себя в том, что вы любите, например. Бывает так, что врачи прописывают реально больному человеку вкушение мяса. Слова про греховную смерть не к вам относятся. Вы же не по капризу это делаете. Может быть, Бог посылает это вам, чтобы вас смирить.

Знаете, как бывает: у нас комплекс отличника, мы всё хотим сделать хорошо. До поста дошел, все выполнил, ничего не нарушил, а Господь  вдруг дает такую болезнь, что человек должен есть что-то непостное. Нам никто не мешает себя ограничить в каких-то вкусностях, сладостях или готовить непостную еду без особого фанатизма.

Бывает так, что придет человек и говорит: «Батюшка, мне бы надо на молочное». Я к этой теме очень настороженно отношусь. Но вот человеку кажется, что по его болезни нужно так поступить. И ты его жалеешь, говоришь: «Ну, давайте, умеренно, аккуратненько». – «Конечно, конечно». А потом оказывается, что человек питается глазированными сырками. Но разве это то, что ему прописал врач? Нет, не надо таким самообманом заниматься.

Или у меня был пример. Человек серьезно болен, и ему в пост надо есть мясо. Как он себя ограничил? Он стал готовить не вкусные котлеты с пельмешками, а отваривал мясо без соли, специй, которое на вкус было как подошва. Он отрезал кусочек, добавлял к постной еде и молился: «Господи, я нарушил здоровье, сам виноват, но прими это как лекарство такому немощному грешнику». И он не получал удовольствия от еды. Это хороший опыт ограничения. В этом случае человек не по капризу своему не соблюдал пост.

«Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы».

Диагнозы точнейшие, братья и сестры. Поверьте как практикующему священнику, который работает с людьми, принимает исповедь, – указано все точно.

Умеренность – мера во времени, количестве принимаемой пищи.

Должная разборчивость… Казалось бы, какая прекрасная русская кухня, но мы, современные жители больших городов, уже забыли ее простые принципы. Наши предки питались в основном овощами и в отличие от нас вели активный образ жизни. А мы сейчас готовим что вкуснее, а детишки знакомые, когда видят овощи, говорят: «Фу».

А что им вкусно? Конфеты, шоколадки, торты. То есть заранее ребенку дано неправильное понятие о качестве пищи, а потом мы удивляемся, почему у нашего ребенка аллергия, ожирение. А потому, что мы его кормим углеводами. Если наше питание состоит из вкусненьких углеводов, то и организм наш не получает ничего другого.

Мы должны с вами понимать, что человек толстеет от сладостей, углеводов, а не от жиров. Если человек отравил себя углеводами, то он будет оплывший, толстый, вялый, с одышкой. Он сам себя травит. Такой человек духовно не очень боеспособен. И в таком отравленном состоянии человек «не может сохранить ни девство, ни целомудрие». Этот человек отравлен, своим сердцем не владеет.

Мы рождаемся поврежденные первородным грехом. В нас заложены все страсти, которые есть, полный набор. И как только человек перестает быть бодрым, трезвым, умеренным, себя ограничивающим, вся нечисть, которая в сердце сидит, вылезает.

И святитель Игнатий говорит, что этот человек «не может сохранить ни девства, ни целомудрия». Например, в браке. Человек может сказать, что не изменял жене. Но мы должны понимать, что блудная страсть действует не только в физических падениях, но в  похоти глаз, сердца, когда человек может грешить на уровне мыслей, чувств.

«Не может обуздывать гнева» – потому что внутри у него нет сил, чтобы себя сдержать. Он настроен агрессивно на любое прикосновение к его самолюбию. Терпения нет, потому что организм работает на разрушение. Тело слабое, и душа тоже слабая. Как мы говорили, если ум мутный, то он уже сам себя не контролирует. Если человека что-то задело, то первая реакция – это гнев. Очень логично и очень обычно у нас это бывает.

«Предается лености, унынию и печали». Человек, который не соблюдает меры, времени приема пищи, не следит  за качеством, обязательно унылый и ленивый, потому что все процессы, которые в нем происходят, направлены на отравление. Отравленный человек слабый. Он не трезв, не бодр, не будет бороться. Поэтому он будет уныл, а унылость рождает леность. Дети просят: «Пойдем, папа, поиграем», а папе неохота, потому что он пришел, наелся, набил себя картошкой. Пока эта картошка переваривается, ему лень с детишками пообщаться.

Отчего рождается печаль? Человек понимает, что он живет не так. Вместо того чтобы взбодриться, начать бороться за себя, воздерживаться, лукавый тут же дает печаль, потому что она тесно связана с унынием.

«…делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние…»

Почему это происходит? Потому, что утучнение плоти и отравленность человека делают его приземленным. Человек вечно думает о еде, плотских развлечениях – о чем угодно, но не о небесном, не о спасении, аде и смерти, а о земном. На этой почве очень легко берут власть и тщеславие, и гордыня. Святитель Игнатий пишет: «являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы».

Мы скажем: «Да мы не роскошно живем – в хрущевках. Трапеза наша не такая, как в ресторанах». Но здесь речь не о цене и не о том, что ее приготовил шеф-повар ресторана, здесь говорится о насыщении. Можно и хлебом, и простой едой пресытиться.

Святитель Игнатий говорит о количестве и качестве. Интересно наблюдать, когда говорят: «Сейчас пост, накуплю постных печенюшек…»  Если сравнить, чем питались наши предки (прапрабабушки), то у них не было этого печенья. Кухня была другой, другое было понятие о сладостях. Наши предки не ели так часто, как мы. У простых людей не было этих сладостей. Поэтому люди питались простой и здоровой пищей, много работали и создавали нашу страну. А мы сейчас постимся постными пряниками. Поэтому, дорогие мои, это надо пересмотреть и обязательно заниматься собой.

Дальше святитель Игнатий пишет: «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием».

Мы видим в предыдущих строках, что Сам Господь установил заповедь поста как важное и нужное ограничение. Это не батюшки придумали, которым делать нечего. Это действительно установление Божие, и мы должны относиться к этому как к заповеди, которую надо посильно и разумно выполнять.

Святитель Игнатий нам говорит, что заповедь поста не только была дана в Ветхом Завете, а еще подтверждена Евангелием.

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21, 34), – завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, то есть вводят человека по душе и телу в плотское состояние».

Дебелость – дряблость, тучность, бездуховность. Человек ничего духовного уже не чувствует. 

Объедение и пьянство приводят человека к такому плотскому состоянию, когда он не способен чувствовать что-либо духовное и не может умом себя собрать. Смотрите, как это серьезно и страшно.

«Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное».

Мы много говорим о духовной жизни, духовном состоянии, духовных делах. А точно ли мы правильно это понимаем? Святитель Игнатий обозначил это строчкой. Давайте посмотрим:

«Очищенный постом смирен духом…»

Смотрите, какие интересные результаты. Не спланировал себе огромную трапезу к Пасхе, чтобы объесться, а смирен духом. Тут надо крайне внимательно перечитать, подумать.

«…целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям…»

Что такое «тонок»? Наверно, у вас бывали такие случаи, когда вы приходите в храм на богослужение и ничего не чувствуете? Вы как чурбан, холодная ледышка, кусок бетона. А иной раз приходишь, даже слышишь не все слова, которые хор поет, но начинаешь чувствовать покаяние, молитву, чувствовать, что она идет. Бывает у вас такое? Второе состояние, когда вдруг начинаешь это чувствовать, – это, конечно, не то, о чем пишет святитель Игнатий, но это путь оживления, признаки того, что человек начинает  чувствовать.

И чем дальше христианин будет собой заниматься, тем дальше это тонкое чувство духовной жизни будет приводить его к тому, что, когда его близкий предложит ему какой-нибудь грех, он сразу поймет подоплеку. Бывает, христиане начинают чувствовать приближение помыслов. Даже таким делятся. Не захватываются сразу и побеждаются, а начинают чувствовать, что это вражий помысел.  Все от того, что он умеренно постился.

«Легок по телу» – это когда не толстый. Это в нашей власти, чтобы мы такими были.

«…способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати».

Это глубочайшие слова. Действительно, в общении с людьми часто слышишь: «Благодать, благодать…» Там благодать, здесь благодать. Оказывается, надо быть готовыми ее принять. Это не просто дождь, который на всех льется, когда не важно, какое у тебя нравственное состояние. Важно понимать, что Господь дает Свои духовные дары только тому человеку, который себя подготовил. Важной подготовкой является пост и ограничение себя. Очень глубокие слова, над ними надо еще серьезно думать.

Я уже не говорю про умозрения. Это высокие ступени духовной жизни. Давайте начнем с простого, чтобы понимать, какое правильное духовное состояние, к чему стремиться. И как раз святитель Игнатий здесь и обозначил те правильные признаки, когда пост приносит результат. Если у нас происходит что-то противоположное, тогда надо понять, что мы делаем не так.

Как правило, что происходит? Когда мы продолжаем заниматься сладострастием во время поста и постимся теми продуктами, которые в пост вредные, когда мы объедаемся, не соблюдаем меры, когда человек не задумывается о покаянии, не изучает тему веры и верит криво, когда неправильно готовится к таинствам – вот эти признаки. Может, еще что-то, надо разбираться, но все это в комплексе дает то, что человек вроде бы и в Церкви находится, но результаты таковы, что показывают неправильный путь, которым прошел этот человек.

Братья и сестры, нам надо обратиться к этому и отследить, какие у нас результаты в посте. Не хвастаться, что смирен сердцем. Понятно, что тот, кто так говорит, глубоко не так смирен сердцем. Надо следить, с чем я прихожу к Пасхе, Рождеству, Петрову дню, Успению Пресвятой Богородицы (я перечисляю окончания длинных постов).

Братья и сестры, давайте будем внимательными, потому что дело, которое мы пытаемся делать (я имею в виду пост), – не просто про еду, тарелку и сковородку. Речь идет о душе, ее состоянии, а душа является для нас главным. Если человек будет способен к принятию Божественной благодати – слава Богу. Но видите, какие признаки? Поэтому давайте задумаемся, раскаемся и попытаемся все-таки выяснить, что не так в наших духовных делах; таких,  как пост и молитва.

Спасибо, братья и сестры, за ваше внимание. Бог даст, мы продолжим нашу с вами передачу и будем дальше разбирать статью святителя Игнатия «О посте». Спасибо за ваши вопросы. Если что-то непонятно, я приглашаю вас писать ваши вопросы, отзывы на электронный адрес нашей передачи: kanev@tv-soyuz.ru. Помоги вам Господь, братья и сестры. До новых встреч на телеканале «Союз».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать