Страсти и борьба с ними с протоиереем Андреем Каневым

7 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Выпуск 1. Вводная беседа.

– Сегодня мы начинаем новую передачу, которая будет называться «Страсти и борьба с ними». Для чего мы создаем эту передачу? Давайте обсудим. У всякого дела должна быть цель, и у нашей передачи цель – показать и рассказать о том, как действуют страсти и как с ними бороться. Для чего эта передача создается? В первую очередь – это отзыв на ваши просьбы, на ваши такие письма: «Да, телеканал “Союз” призывает нас в Церковь; вот мы пришли в храм, а что дальше?» Как раз мы и попробуем вместе с вами разобраться в том, что дальше. Что дальше делать христианину, когда он уже освоился в церкви, уже считает себя христианином; может быть, даже несколько лет ходит в храм? Это очень закономерный и правильный вопрос. Если мы будем изучать Евангелие, то увидим, как юноша подходит ко Христу и спрашивает: «Как спастись?» Этот вопрос «Как спастись и что делать?» на самом деле очень важный и далеко не праздный.

Отвечу на вопрос, почему именно я пока веду эту передачу. С одной стороны – это долг перед вами, дорогие наши телезрители. Много лет с Ольгой Валентиновной Баталовой мы вели передачу «Уроки православия» и обещали, что этой темы коснемся. Но так получилось, что только сейчас дошли руки до того, чтобы начать об этом говорить.

Действительно, этот разговор очень важный. Если мы говорим о христианской жизни именно как о пути к спасению, то не говорить о страстях, не говорить о принципах духовной жизни, о законах духовной жизни просто невозможно. Это все равно что обучать водителя на какую-либо категорию, но не обучать правилам. Что будет с этим водителем, когда он выедет на улицу? Можно представить, какие несчастья его ждут. Так же и здесь: если христианин не знает основных принципов духовной жизни, не знает борьбы с грехами, вообще не знает этой темы, то очень трудно представить, как он живет и куда его приведет эта жизнь.

В наше время очень часто можно встретить и в храмах, и в Интернете, и в каких-то публикациях, в публичной среде высказывания людей, что они попытались жить духовной жизнью, пришли в церковь, не увидели там того, чего искали, и разочаровались. Интернет просто пестрит такими публикациями этих людей, которые говорят: «Мы разочаровались в вере. Мы ходили в храм, исповедовались и причащались. Потом потихонечку это все сошло на нет». Почему такое происходит? Почему происходит такое охлаждение? Оно происходит по той причине, что человек, приходя в церковь, не изучает  правила духовной жизни. И, не соблюдая их, он легко оказывается в таком состоянии опустошения, когда даже теряет веру, а  образ его жизни порой становится не только непохожим на христианский, но даже антихристианским.

Так вот, вернусь к вопросу: почему именно я это делаю? Я сразу хочу сказать вам, дорогие мои: то, о чем мы с вами будем говорить, это не прославление отца Андрея и его жизни, это не мой личный опыт побед над страстями. Я бы сам с удовольствием еще поучился у кого-нибудь и побывал бы в роли не говорящего, а слушающего. Но послушание есть послушание, а обещание есть обещание. Я вам обещал об этом говорить. И мы будем говорить о святоотеческом опыте борьбы со страстями, опыте отцов, их реальном опыте, об опыте Церкви. И только так.

Что бы мне еще хотелось предложить в нашей предварительной беседе? Мне бы хотелось, чтобы мы с вами общались не в одностороннем порядке: вот я – «говорящая голова», сижу тут и вещаю вам какие-то важные и полезные вещи, но не слышу вашего голоса. Я думаю, что мы технически сделаем так: в каждой передаче у нас будет проходить адрес электронной почты, на который вы можете написать свои вопросы и недоумения. Может быть, будет что-то непонятно. Потому что цель нашей передачи – не просто занять эфир, а попытаться передать этот самый опыт, пересказать его, адаптировать к современному языку. И в этом случае моя роль – это роль переводчика со святоотеческого языка на простой, так скажем, доступный язык. Мне бы очень хотелось услышать тоже и ваш голос, потому что проблем-то много. И когда мы говорим о страстях, это все равно некий схематический разговор, схема. А жизнь-то – она сложная. И допустим, если вам что-то непонятно (например, как применить святоотеческий совет конкретно к своей жизни), вы пишите. Мы эти истории будем озвучивать (конечно, без имен, каких-то обстоятельств, которые могли бы каким-то образом сделать публичной вашу проблему). Мы могли бы такие примеры обсуждать, и это было бы очень интересно.

На практическом уровне приходской работы я очень хорошо знаю, что таких вопросов должно быть очень-очень много, потому что если человек задает вопрос «Как спастись и что делать?», то конца и края нет этим вопросам. А найти ответы самому человеку очень трудно. Так что давайте попробуем это сделать вместе.

Чему еще может поспособствовать наша передача и весь этот разговор о страстях? Это может поспособствовать вашей подготовке к исповеди, потому что если человек подходит к исповеди формально, то это как раз и приводит к тому, что он охлаждается в вере, становится равнодушным, он не оживает.  Вот представьте такую картину: по пустыне ползет человек; он уже идти не может, у него нет сил; жара, он вот-вот погибнет. И вот он видит источник воды. Он из последних сил подполз к этому источнику, пьет из него. Вопрос: он от этого источника куда-то поползет дальше? Я очень сомневаюсь. Он уже почувствовал запах смерти...

А что происходит с христианином, который пытается участвовать в церковных таинствах и потом от них отпадает? Разве источник не живой или вода не настоящая? Проблема-то другая. Мы оказываемся не очень способными принять эту воду, ожить. То есть проблема в нас. И как священник-практик (я уже 20 лет служу на приходе) я замечаю причину этого явления. А причина в том, что мы подходим к церковным таинствам не совсем готовыми. И как раз знание о страстях, знание о том, как они действуют вообще и в нас конкретно, может помочь нам в подготовке к таинствам, в применении этого опыта в своей жизни, в борьбе со страстями, с грехами, которых великое множество.

Поэтому, дорогие мои, когда человек, приходящий на исповедь, говорит, допустим: «Грешен во всем», – это на самом деле не глубина покаяния. Это, наоборот, незнание своих грехов. А когда человек приходит на исповедь и знает, в чем кается, реально переживает об этом, сокрушается, хочет исправить свою жизнь, то это уже очень похоже на настоящую исповедь.

Поэтому будем трудиться. А таких примеров очень-очень много. Когда меня послали служить на приход, на котором я служу, и стало появляться определенное количество прихожан (я долгое время был один священник в храме), я помню, как исповедовал людей. И порой исповеди затягивались надолго. Мне было понятно, что надо очень много сил вложить конкретно в человека, чтобы он начал хорошо готовиться, потому что это явление нашего мира – человек не понимает, в чем его грех. А это легко объясняется. Почему? Потому что мы – современные люди – живем в современной культуре. Хотим мы или не хотим признавать, но этот дух времени всех нас захватывает и захлестывает. И когда мы приходим в церковь, мы приходим с тем багажом, который имеем. Соответственно, так пытаемся жить и по-своему представлять, что такое христианская жизнь, что такое христианство вообще. И если мы в своей жизни, до прихода в церковь, не знали, что такое грех, а придя в церковь, не изучаем этот вопрос, то неудивительно, что мы и на исповеди не можем сказать, в чем грешны. Хотя если внимательно пожить с нами денек-другой, то, думаю, большой список грехов можно увидеть и написать.

Почему это происходит? К сожалению, потому, что у нас в храмах нет оглашения. Это беда, и я очень хочу, чтобы вы восприняли мои слова не как какую-то попытку обличать всех, а просто как диагностику причины: почему так происходит.

Прежде чем человек крестится, он должен изучить веру, должен понять: для чего и почему он сюда пришел. Если он этого не делает, то тогда и получается: с каким багажом он приходит, с таким потом и уходит. У нас по статистике крещеных, кажется, 80 процентов. А реально воцерковленных людей, тех, кто причащается? Это же на самом деле малый процент от всего населения России. Мы можем себя убеждать, что те, крещеные, – наша паства, но правда ли это? Паства ли наша именно: паства Церкви, паства Христа?

Простой пример: если мы говорим о том, что это христиане,  почему у нас огромный процент абортов? почему у нас коррупция процветает? почему преступления? Ведь дела показывают, верующий это человек или нет. Если это были бы действительно воцерковленные люди, верующие во Христа и живущие ради Христа, то я сомневаюсь, что эти негативные явления нашего общества были бы настолько распространенными, как сейчас.

Дорогие мои, отсутствие оглашения как раз и приводит к тому, что человек называет себя христианином, становится членом Церкви, но внутренне он не Христов. Я знаю множество примеров, когда люди без оглашения, приходя ко крещению, тут же предавали Христа. Это звучит грубо, но это правда. Чтобы разобраться, для чего люди приходят ко Христу, я провел у себя в храме небольшой эксперимент. Я и мои сотрудники-катехизаторы спрашивали у каждого человека, который хотел принять крещение, о цели прихода в храм. Спрашивали: «Для чего ты хочешь креститься?»

 Например, бывает, спрашивают: «Для чего ты пришел в медицинский институт?» – «Учиться. Хочу быть врачом». Нормальная цель. «Для чего ты пришел в пединститут?» – «Хочу стать педагогом». Замечательно. «Для чего ты пришел в “Ашан”?» – « Продукты закончились». Нормально. «Для чего ты пришел в церковь?» – «Креститься».

Этот эксперимент я проводил в течение двух лет. Сами понимаете – не маленький срок. Что получилось в итоге? Получились интересные данные. В итоге 60 процентов людей, которые в течение двух лет приходили креститься (вернее, заявляли о своем желании креститься, и я предлагал им огласительные беседы), – это люди, пришедшие потому, что их послали это сделать экстрасенсы. Дорогие мои, это очень страшно. То есть 60 процентов людей – это люди, которые пришли потому, что обратились к знахарям, экстрасенсам. Им нужно было решить  свои проблемы, а экстрасенсы и бабки говорят: «Вы сначала идите креститесь».

Но давайте кратенько разберем, что это за истории. Экстрасенсы, колдуны, знахари и разного рода такие товарищи – это люди, являющиеся противниками Христу, противниками Богу. За обращение к ним в Ветхом Завете вообще полагалась смертная казнь. И если это такие люди, то почему они посылают человека креститься? Да потому, что лукавый, который является путеводителем этих людей (они, может быть, искренне заблуждаются, а кто-то и знает причину этих своих действий), еще больше хочет посмеяться над Христом. Лукавому некрещеный человек неинтересен, потому что он и так его, он и так ему принадлежит, это и так его законная жертва. Ему хочется погубить христианина. Ведь он не может напрямую Богу навредить, а может осквернить образ Христа в человеке. Поэтому все знахари, экстрасенсы посылают человека креститься только для того, чтобы посмеяться над Христом. И этот человек, если он так просто получил крещение, уходит. Я предлагал таким людям оглашаться. Они после первой беседы не возвращаются, потому что понимают, что Христос-то им не нужен. Им нужно достичь своей цели: кто-то хочет здоровье поправить, кто-то хочет кого-то приворожить, отворожить, снять венец безбрачия и так далее...

Пятнадцать процентов – это люди, которые хотели поправить здоровье, как бы это странно ни звучало. Человек думает, что он придет ко Христу, крестится – и у него решатся вопросы со здоровьем, что совершенно не так. Если мы с вами будем изучать жития святых, то увидим, что почти у каждого святого были болячки. Он, с одной стороны, чудотворит, по его молитве исцеляются другие, но он сам – очень больной человек. Посмотрите житие преподобного Амвросия Оптинского, преподобного Серафима Саровского. Я думаю, нетрудно найти такие примеры. Крещение не дает человеку здоровье. Цель не та, неправильная.

Еще 15 процентов – это люди, которые пришли принять крещение, потому что у них в жизни что-то не складывается. Как говорится, «крокодил не ловится, не растет кокос», проблемы с работой. Крещение не решает эти вопросы.

Десять процентов – это люди, которые пришли креститься по причине того, что крещение – это старая русская традиция; когда говорят, креститься – это модно. Особенно в нулевых годах так говорили, сейчас я не слышу такого. Может, я не слышу; может, так же продолжают говорить. Так вот, получается, что «по моде» (скажем так) крестятся-то всего лишь 10 процентов. А люди, которые попадают во все остальные проценты, имеют очень конкретную, практическую, земную цель.

И, представляете, ни один человек не сказал: «Я хочу креститься ради Христа или ради вечной жизни». Ни один! Это катастрофа. Поэтому я стал заниматься тем, что стал развивать огласительную систему в храме. Сначала это были две беседы, и они не приносили никакого эффекта, потому что после двух бесед человек крестился и так же пропадал. Потом четыре беседы – результат был тот же. Шесть бесед. А что такое шесть бесед? Раз в неделю встретиться с человеком – это уже получается больше месяца, то есть ты уже с ним знакомишься, понимаешь, кто перед тобой. Тем более что к нам толпы-то не ходят. Почему не ходят? Потому что выбор, где можно покреститься без проблем, большой. И остаются те люди, которые действительно захотели изучать веру. Так вот, после шести бесед тоже эффект небольшой получался. Я не мог понять, в чем суть вопроса. Ведь я же говорю человеку о вере, мы даже экзамен придумали (он, может, звучит так – «экзамен», но это беседа по результатам услышанного). И человек его сдает-то хорошо. Он теорию знает, а на выходе опять получается косо; опять получается, что человек ко Христу – этому Источнику вечной жизни – не привился.

Тогда мне стало понятно, в чем проблема: мы даем теорию, но не даем практики. И тогда шел многолетний поиск, многолетний эксперимент: как новоначальному человеку дать возможность изучать христианскую жизнь, что такое христианская жизнь… По прошествии определенного времени была создана вторая часть огласительных бесед «О страстях и добродетелях». И на практике мне стало понятно, что это и нужно давать человеку, потому что (прежде чем он крестится) он должен понять, с чем должен расстаться – с какими своими грехами, с какими недостатками. Ведь если вспомнить даже крещение, описанное в Евангелии (крещение пророка Иоанна Крестителя), то те люди, которые приходили к пророку, тоже исповедовали свои грехи и крестились в покаянии. Сейчас то же самое должно быть: человек должен креститься во оставление грехов, в очищение от страстей. А если, допустим, человек грехи считает нормой и, более того, считает их неким своим достоянием, целью жизни, то неужели кто-то поменяет ему ум, когда он крестится, если он сам не хочет меняться? Ведь он таким же и останется. Да, таинство совершается. Да, на какую-то секунду, минуту, на день, два (у каждого по-своему; у кого-то, может, на месяц, год) очищается душа от грехов. Но любовь ко грехам остается. И потом этот человек совершенно свободно идет и грешит. Я знаю очень много таких примеров, потому что с оглашаемыми мы знакомились.

Наиболее потрясла меня одна история, я о ней как-то говорил, но давно. История такова. Пришел креститься один знакомый нашей прихожанки, у которого были проблемы в семье. Ну, какие проблемы? Он завел себе любовницу. Причем в огласительных беседах он об этом откровенно говорил, не скрывая, он даже считал это достоинством. Он говорил, что повышает рождаемость, борется за Россию («патриот»), имея две жены, что совершенно невозможно для христианина. Мы познакомились с ним, изучали веру, узнали вот эту беду, стали с ним об этом говорить. Он пообещал, что оставит любовницу, вернется к своей жене, что после крещения все будет хорошо, честно, благородно, красиво – так, как он услышал. И что происходит? Я его крещу, и он в этот же день (в этот же день, дорогие мои!) уходит к любовнице и бросает жену. Что толку, что он обещал? К чему все эти обещания?

Мне стало понятно, что надо не просто дать теорию, нужна практика. Поэтому мы исходили из необходимости обучать народ (и себя тоже в первую очередь, конечно же); под «мы» я понимаю священников и моих помощников, прихожан, которые откликнулись на мою просьбу, во-первых, изучать эту тему и этим самым помогать другим. Практика показывает, что на самом деле все очень непросто и невесело. И вот когда с человеком позанимаешься, когда  с ним поизучаешь его страсти, поможешь ему подготовиться к исповеди, человек становится другой, у него глаза другими становятся. Это правда. Он к исповеди уже начинает готовиться по-другому. Исповедь не превращается в такой «следственный эксперимент», когда священник говорит: «А делал ли ты это? А делал ли вот то?» Ведь исповедь – это не расследование, правда? И священник – это не представитель прокуратуры, не следователь, который должен тут же, стоя у аналоя, исследовать человека, а человек тут же, стоя у аналоя, у креста, начинает думать: грешил я или не грешил? Исповедь – это результат твоей работы. Ты должен это все дома сделать, а на исповедь лишь принести, покаяться. Священник является свидетелем твоего покаяния, а не следователем. Поэтому такая проблема существует. Я думаю, священники, наверное, подтвердят, что такая проблема есть.

На чем мы будем учиться? Ведь наш разговор – это учеба. Нашими учебниками будут святоотеческие писания, общедоступные. Их легко найти сейчас в книжных лавках, а у кого нет – выписать в интернет-магазинах. Эти тексты есть в Интернете, это общедоступная литература. Мы будем пользоваться трудами святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника и других святых отцов. Если нужно будет, будем давать ссылки для того, чтобы вы могли их проверить. И было бы очень неплохо, чтобы какие-то важные темы мы с вами изучали вместе, а вы, допустим, держали бы эту книгу у себя на столе.

Еще в нашей первой беседе мне бы хотелось сказать, что мы это будем проходить неспешно. Мне кажется, спешка здесь не нужна. Будем изучать постепенно, вдумчиво. И, еще раз повторюсь, было бы замечательно, если бы ваши вопросы помогали выстраивать дальнейшие занятия.

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать