Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

5 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вертеп. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

Опрос людей на тему: «Что такое вертеп?»

– Это место, где родился младенец Иисус.

– Это там, где Его родила Матерь Божия.

– В Иерусалиме есть гора, и в ней вертеп, где родился Иисус Христос в яслях.

– Честно говоря, я не знаю. Слышала, конечно.

– Это пещера, в которой Иисус Христос родился  и пребывал первое время.

– Я не знаю.

– Вертеп, это место, где Он родился. Я плохо это знаю, потому что нам надо было все это узнать с детства, а тогда нельзя было посещать церкви. Конечно, я очень об этом сожалею.

– Вертеп – это шалаш, в котором родился Христос.

– Вертеп – это  то место, где Он родился, видимо, уголок пещеры, куда они вынуждены были приткнуться, чтобы переночевать. По-моему, там была, говоря современным языком, перепись населения, и они передвигались в то место, где должны были быть, чтобы их переписали. Чтобы заночевать, они остановились в этом месте, и Богоматерь родила там Иисуса Христа.

– Вертеп – это какое-то сборище чего-то. Не помню.

– Здравствуйте, друзья. Как видите, из десяти опрошенных нами людей, на вопрос, что такое вертеп, двое затруднились с ответом, семеро связали слово «вертеп» с историей рождения Христа Спасителя, и один человек придал ему негативный оттенок – «сборище», может быть, имелся в виду разбойничий вертеп. Я в свою очередь вспомнила третье значение: вертеп – народный кукольный театр, представляющий собой деревянный ящик, который является и сценической площадкой и может состоять из двух или трех этажей.

Изначально постановки такого театра рассказывали вифлеемскую часть евангельской истории. Говорят, что само слово «вертеп», как ни удивительно, происходит от названия Вифлеем. В русском звучании как я ни стараюсь, уловить эту связь не могу. А по-белорусски вертепный театр звучит как «батлейка», и это действительно созвучно Вифлеему.

Мы продолжаем цикл программ, в которых ищем библейские смыслы привычных слов и выражений вместе с Анной Мусан-Леви, нашим постоянным проводником по Святой Земле, гидом паломнической службы «Радонеж».

Анечка, здравствуй!

– Здравствуй!

– Все-таки в изначальном, библейском значении вертеп – это приют разбойников или пещера, ставшая местом рождения Спасителя мира? Про вертеп как театр я не спрашиваю, понятно, что это уже более позднее определение, родившееся в традиции празднования Рождества Христова.

– На самом деле, вертеп – это все это вместе взятое. По-церковнославянски вертеп – это, собственно говоря, пещера, а у нас в пещерах делали все, что угодно. Вообще, чтобы понять, что такое пещера и как ее использовать, нужно, наверное, приехать на Святую Землю. У нас везде есть природные пещеры. Их очень много, потому что у нас известняковые горы, а известняк – мягкий камень. Соответственно, естественная эрозия почвы, частые мелкие землетрясения, которые идут от Мертвого моря по всей стране, плюс вода, солнце, ветер и т.д. образовывают эти замечательные пещеры, которые люди с глубокой древности использовали в самых различных случаях для самых различных вещей.

Начнем с того, что в пещерах просто-напросто жили, и необязательно святые подвижники. Там устраивали просто жилые дома, причем таким образом, что часть комнат или вырубались в скале, или использовались уже существующие на этом месте природные пещеры, а остальное пристраивалось снаружи. Поэтому мы с паломниками посещаем пещерные комнаты дома Пресвятой Богородицы, где Она, по преданию, родилась, – это то, что осталось от некогда великолепного богатого дома. Там остались только внутренние помещения, устроенные в самих пещерах, может быть, это могла быть кладовка. Как в России существуют погреба, так у нас в пещерах могли быть устроены кладовые помещения, склады и т.д.

Кроме того, в пещерах, конечно,  ночевали пастухи. Это было жизненно важно и необходимо. Они не только ночевали, но и пережидали дневной зной. У нас в полдень летом такая жара, что просто тени дерева иногда не достаточно. А в пустыне деревьев нет, но там очень много пещер. В таких случаях пастухи загоняли в пещеру скот и сами заходили в нее, пережидали там час-два, пока жара немного не уменьшится, и тогда опять выходили.

И, конечно, в пещерах хоронили. Наши главные святые места: Гроб Господень, гробница Пресвятой Богородицы – это как раз погребальные пещеры. Естественно, такой гроб не выкопаешь за пару часов. Нужно было готовить его заранее, и любой порядочный, домовитый человек имел заранее подготовленную погребальную пещеру за городом, а иногда и семейную, то есть для всех своих родственников. В такой погребальной пещере Иосифа Аримафейского, как мы знаем, был погребен Спаситель. Матерь Божия тоже была погребена в природной пещере в потоке Кедрон.

Если мы говорим о негативном значении, то разбойники тоже использовали пещеры, и нередко погребальные, потому что у них нечего святого не было. Соответственно, они могли прятаться и укрываться где угодно и для этого использовать любые пещеры. Это было очень удобно: пещеры иногда расположены так, что до них очень трудно добраться.

В этом году у нас была передача про Иоанна Румына Нового, и пещера, где он жил, так называемый скит святой Анны, была очень труднодоступна. То есть она находилась на большой высоте от земли и поэтому, когда встал вопрос о том, чтобы отслужить панихиду (об этом стали просить греки паломники), игумен сказал: «Я не благословляю, потому что вы туда не доберетесь, не подниметесь». Но они все-таки настаивали.

Я вижу эти пещеры каждую неделю. Иногда паломники ставят меня в тупик вопросом: «Как подвижники технически туда поднимались?» Как технически, не знаю, потому что я сама иногда смотрю на эти кручи и не знаю, как они туда поднимались. Конечно, можно предположить веревочные лестницы или то, что по карнизам этих скал есть проходы, которые издалека нам не видны, но все равно это выглядит страшно. В таких пещерах разбойники были недоступны, никакая армия их бы там не нашла. Они могли спокойно выходить на дороги, заниматься своим делом и потом укрываться в этих пещерах. Об этом тоже есть свидетельства в Священном Писании и житиях святых.

Например, житие Харитона Исповедника (первый наш святой IV века) рассказывает, что после того как он не умер во время казни мучеников, он попал под декрет Константина Великого. То есть, так как христиан стали выпускать на волю, он не умер за Христа, а только пострадал. Он очень огорчался этим и решил пойти подвижником в пустыню. По дороге его схватили разбойники и утащили в свою пещеру, как раз в такой вертеп. Господь спас его от разбойников, и эта пещера стала местом, где он подвизался, а впоследствии там появилась лавра. Таким образом, упоминание о том, что разбойники жили в пещерах, есть даже в древней житийной литературе.

Что касается Рождества Христова, лично у меня слово «вертеп» всегда ассоциируется даже не с самой пещерой Рождества, где мы с паломниками часто бываем на литургии, а именно с этими очаровательными деревянными домками из оливкового дерева, которые продают в Вифлееме. Они необыкновенно изображают сцену Рождества Христова: по-детски трогательно, наивно, но исторически не совсем верно, потому что это деревянный домик. Но именно он называется у нас вертепом, и для меня это первая ассоциация.

Вообще, я тоже не слышу в слове «вертеп» слова «Вифлеем», однако, если заглянуть в хорошие этимологические словари русского языка, то мы найдем, что здесь есть связь со словом «вертеть». Как считают филологи, корень «верт» в старославянском языке означает что-то извилистое, кривое, петляющее, скрытое. Они приводят множество примеров, что в разных славянских языках, даже, по-моему, в украинском, слово «вертеть» произносится очень близко к нашему «вертеп». Я согласна с этим значением, потому что наши пещеры действительно находятся в извилистых местах, и нередко внутри пещера тоже не прямая (как мы себе ее представляем: полукруг или просто норка), а имеет какие-то входы, переходы, ответвления и закоулки. То есть для меня это очень созвучно и похоже.

Вообще, когда мы употребляем слово «вертеп» в русском языке, то, к сожалению, чаще имеем в виду вертеп разбойников. Потому что в Евангелие Господь, выгоняя торговцев из храма, говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется, вы же сотворили вертеп разбойников», то есть пещеру разбойников, потому что саддукеями в храме велась совершенно неумеренная торговля, совершались всякие «бизнес-сделки». Именно в этом смысле мы часто употребляем слово «вертеп».

Конечно, было бы лучше, если бы мы ассоциировали вертеп, наоборот, с чем-то теплым, уютным, родным. Так, наверное, будут думать люди, уже побывавшие в настоящем месте Рождества Христа, потому что этот вертеп, эта пещера… Наверное, нельзя найти точных слов найти, нужно в ней побывать и почувствовать, что она особенная, в ней особая детская благодать, детская радость. У меня такое ощущение, что пока я нахожусь в этом месте, вообще не может случить ничего плохого в мире. Это совершенно удивительное ощущение мира, покоя, тепла, вечности.

Конечно, чтобы это почувствовать, лучше всего прийти на литургию, потому что тогда здесь нет туристов, очень тихо и благодатно. Мы приходим с паломниками в половине шестого утра, и это совершенно неповторимо. Как раз об этой пещере я бы хотела еще немного рассказать телезрителям, потому что про вертеп разбойников, думаю, и так все понятно и неинтересно, а с этой пещерой все очень интересно.

В Евангелие нигде не написано, что Христос родился в пещере. Откуда же мы это выводим? Например, протестанты и католики считают, что это было в жилом доме, и поэтому на открытках иногда изображают жилой дом. А классическое мнение (и у католиков тоже), что Господь родился все-таки в пещере.

Откуда это известно? Дело в том, что первое упоминание Вифлеемской пещеры мы находим примерно в 140–150 году. Был такой мученик Иустин Философ, который как раз упоминает о том, что Христос родился в пещере. До этого нигде нет таких упоминаний, и в Евангелие просто сказано, что Христос родился в Вифлееме. Да, сказано, что не было места в гостинице, но то, что это была именно пещера, этого не сказано, скорее, это был хлев. Можно пойти логически: в то время хлев чаще всего устраивали именно в пещере, находившейся под жилым домом. В пещере устраивался хлев, а сверху строились комнаты, но об этом нам сейчас рассказывают историки, а в Священном Писании нет таких сведений.

Иустин Философ считается первым, кто говорит о том, что это была пещера. Немного позже, в начале III века, Ориген тоже говорит, что христиане молятся и поклоняются Господу в пещере в Вифлееме, где Он родился. То есть он уже указывает на то, что христиане молились там еще до строительства храма. Ориген так и пишет: указывают в Вифлееме пещеру, где родился Христос. Значит, там уже была молитва.

Надо сказать, что это место, как и место Воскресения Господня (Гроб Господень) во II веке было осквернено язычниками. Император Адриан построил около пещеры храм богу Адонису и насадил священную рощу – специально, чтобы христиане не молились там. Но, видимо, все-таки христиане тайно приходили и молились там, потому что мы находим упоминание об этом.

В IV веке равноапостольная царица Елена, придя на Святую Землю, узнает, скорее всего, от местных христиан об этой пещере, повелевает разрушить капище Адонису и построить храм непосредственно над самой пещерой. То есть пещера фактически станет нижним храмом,  а под центральным пределом будет находиться, как и сейчас, спуск в пещеру Рождества Христова.

Традиционно, для краткости мы говорим паломникам, что храм никогда не разрушался. Это так, но, однако, он был значительно разрушен самаритянами, хотя не до основания, но довольно сильно. В начале VI века было самаритянское восстание, и самаритяне сильно повредили храм. Поэтому Юстиниан решил не только отремонтировать, но и укрепить и расширить храм, что он и сделал. Это тот самый Юстиниан, которого часто посещал Савва Освященный. Юстиниан очень слушался святого Савву и построил у нас много храмов, в том числе и храм Рождества. Тот храм, который мы видим сейчас, построен уже в VI веке, но все осталось по-прежнему: спуск в пещеру и та самая пещера, о которой упоминали Иустин Философ, Ориген и позднее писали паломники.

Поэтому можно с уверенность сказать, что молитва на этом святом месте не прекращается уже почти две тысячи лет. Молиться там стали, видимо, почти сразу. Поэтому в светлые дни Рождества Христова, которые ожидают нас в скорое время, не хочется думать о разбойниках, а хочется, говоря слово «вертеп», представлять себе нашу Вифлеемскую пещеру или хотя бы эти домики из оливкового дерева, которые повсюду продаются сейчас в Вифлееме.

– Анечка, еще я хочу сказать зрителям о фильме «Дом хлеба или один день с абуной Спиридоном», который милостью Божьей мы сняли этим летом. Было счастьем снимать именно в пещере Рождества Христова Божественную литургию. Дорогие друзья, фильм Анны Мусан-Леви вы можете посмотреть в нашем эфире, пожалуйста, не пропустите. Также вы можете посмотреть его на нашем сайте http://tv-soyuz.ru/.

Это потрясающее свидетельство о жизни христиан в Вифлееме, история удивительного арабского священника абуны Спиридона («абуна» – это «батюшка» по-арабски). Это возможность пожить полчаса в Вифлееме, побыть в том самом месте Рождества Христова. И если не физически – устами, то душой приложиться к Вифлеемской иконе Божией Матери, дивному образу, стоя возле которого, становишься совершеннейшим ребенком. Напомню, что это единственный образ Пресвятой Богородицы, где Дева Мария ясно улыбается, а не скорбит. Иконописцы чудесно запечатлели момент материнства, счастья, чистоты, юности и, конечно, Божьей благодати. Даже списки этой иконы и ее самодельные копии при определенном настрое души производят ровно то же впечатление, что и икона, нахощаяся в храме Рождества Христова.

Анечка, сердечно благодарю тебя, просто низкий поклон. Мы всегда очень рады, когда у нас есть возможность увидеться с тобой и записать очередную программу для зрителей. Дай Бог всего самого хорошего тебе, деткам, всей вашей семье.

– Спаси Господи!

– Дорогие друзья, прошу ваших молитв за Анну, Рафаила и их чад и за то, чтобы наши встречи на Святой Земле продолжались.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы