Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

30 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Валаамова ослица. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– Здравствуйте, друзья. Очередной выпуск «Встреч на Святой Земле» начнем с фрагмента из книги Надежды Николаюк «Библейское слово в нашей речи»:

«Итак, выражение “валаамова ослица”, оно применимо к человеку неприметному, молчаливому, слывущему недалеким, не имеющим обыкновения высказывать свое мнение и вдруг произносящему суждение о каком-либо важном предмете. То обстоятельство, что осел олицетворяет собой глупость, развело современный смысл фразеологизма с тем, какой содержится в тексте Библии».

Ну что ж, мы с Анной Мусан-Леви затем и придумали новый цикл программ, чтобы возвращать библейским крылатым выражениям их изначальный смысл. Постараемся сделать это и в данном случае.

– Анечка, здравствуй! На этот раз нам с тобой встретилась «валаамова ослица».

– Да, ослица примечательная. И ослик – совершенно замечательное животное, потому что сочетает в себе две совершенно противоположные черты характера: он необыкновенно смиренный, молчаливый и трудолюбивый – и также необыкновенно упрямый в определенных ситуациях. Наверное, не случайно вся эта история произошла именно с ослицей, а не с верблюдом, конем или кем-то еще.

Начать историю надо, как всегда, с самого начала: кто же такой был Валаам? Валаам был древнеязыческим жрецом. Жил он в Месопотамии, на родине Авраама, то есть проживал где-то недалеко от реки Евфрат и был служителем языческого культа, был жрецом, язычником, но знал и Бога Единого. Пусть это не удивляет, потому что в те далекие времена знания о Боге Едином открывались не только народу израильскому. Как мы все знаем, через Авраама и его потомков, в том числе Моисея, народ осмысленно поклонялся Богу Единому. Что касается других народов, у них были предания, какие-то знания о Боге Едином гадательного свойства, то есть они поклонялись и другим богам, но знали, что есть и Бог Единый.

– Аня, то, что ты говоришь, перекликается с тем, что встретил апостол Павел, когда сказал: «Я вижу, что вы особо благочестивы, потому что у вас я увидел нечто, посвященное неведомому Богу, так вот о Нем я вам как раз и расскажу». По-моему, афинянам он это говорит? Не помню точно кому, в каком городе, но он обращался явно к язычникам.

Кроме того, это гадательное знание о Боге раскрывает наш с тобой любимый Клайв Льюис в книге «Кружной путь, или Блуждания паломника». Всем, кто любит аллегорические сказки, очень рекомендую.

– И в Библии мы тоже встречаем, как Бог являлся фараону в Египте, во снах царю Навуходоносору. Мелхиседек – самая загадочная фигура в Библии: еще до того, как священство было дано народу израильскому, он уже был первосвященником Бога Живого и благословил Авраама. То есть тут есть много тайн, очень интересных моментов. И к таким загадочным фигурам принадлежит в принципе и Валаам, который был языческим жрецом.

Церковь Святая называет Валаама учителем волхвов. В одной из стихир, по-моему, перед Рождеством, поется, что волхвы были учениками Валаама-звездочета. Видимо, они были продолжателями той же жреческой школы, к которой тот принадлежал.

И к этому самому Валааму приходят посланные от царя Моавитянского. Моав находится по ту сторону Мертвого моря, там, где сейчас государство Иордания. Это был очень большой народ, который воевал с израильтянами. Те из нас, кто хорошо знают Ветхий Завет, могут сразу вспомнить, что впоследствии из Моава была Руфь, которая станет прабабушкой царя Давида. Это все та же самая область. Кстати, высокопоставленным чиновником в Моаве был отец Ирода Великого, только уже много веков спустя. Так что эта область не раз упоминается в Библии.

Царь моавитян Валак очень испугался народа израильского, который умножался, все больше и больше распространял по земле свои шатры. Царь боялся, что очень скоро они «всё сожрут», как он выразился, то есть все займут и моавитянам негде будет жить. И послал он людей к Валааму и стал просить его: «Приди и прокляни этот народ». И вот посланные пришли к Валааму, стали обещать ему большие подарки от царя. Сначала Валаам отказался идти проклинать, потому что слышал о народе израильском и боялся Бога Израиля. Но все-таки подарки, а Валаам, как известно, был очень жадным и продавал свой дар за большие деньги, и он сказал: «Подождите ночь, я пойду спрошу, не скажет ли мне чего Господь на эту тему?» И Господь говорит ему: «Ты пойдешь с ними, но будешь говорить то, что я тебе скажу».

Валаам соглашается. Утром он оседлал свою ослицу и поехал. Но ехал он, естественно, за богатыми дарами, которые все-таки надеялся каким-то образом от этого царя получить. И вот по дороге ангел преградил ему путь. Господь, вероятно, хотел еще раз напомнить Валааму, что он идет туда не по своей воле, а по воле Божьей, и значит, в данном случае должен выступать как пророк, говорящий только слово Божие, а не какое другое. И Валаам этого ангела не видел, а ослица увидела и остановилась в узком месте, побежала куда-то вбок, а Валаам стал ее бить, чтобы вернуть на путь. Затем они зашли в еще более узкое место, она прижала ногу Валаама к стене, остановилась – и ни с места. Он стал лупить ее еще сильнее. А она видела ангела с мечом, преграждающего путь, и боялась идти. И наконец, когда они в третий раз зашли в совсем узкое ущелье и ангел встал так, что ослице идти уже было некуда, она легла под Валаамом. И он стал так лупить ее, что Господь отверз уста ослицы, и она человеческим голосом сказала: «За что ты бьешь меня уже в третий раз? Не я ли твоя ослица, которая столько лет служит тебе и никогда ничего подобного не делала?» А Валаам говорит: «Зачем ты меня так опозорила перед всеми? При всех ты меня не слушаешься?» Он ехал не один, его сопровождали какие-то люди, слуги или другие жрецы. И тут Господь отверз его глаза – и он видит ангела и, пав, кланяется ему. Когда мы встречаем в Библии подобные явления ангелов и человек кланяется, как в случае с Авраамом у дуба Мамврийского, это значит, что в образе ангела является Господь – то, что называется «теофания», то есть богоявление. Это был Сам Господь. Как мы знаем, является всегда второе Лицо Пресвятой Троицы, в Ветхом Завете это всегда явление Сына, еще до Его воплощения. И Ангел говорит Валааму: «Зачем ты бил ослицу? Если бы она сейчас не легла под тобой, то Я бы мечом поразил тебя, а ее оставил бы жить. Господь говорит тебе: “Ты идешь, чтобы говорить только Его слова, только то, что я тебе скажу”». Валаам говорит: «Если хочешь, я вернусь обратно». – «Нет, ты пойдешь, но будешь говорить то, что прикажу тебе Я».

Когда Валаам приходит, его возводят на высокую гору. Все это происходило на территории нынешней Иордании, территориально недалеко от горы Нево, которую обычно всегда посещают паломники, бывающие в Иордании. И это где-то между Нево и Мадабой, примерно в этом радиусе указывается место Бемод – вершины Валаама, где он трижды пытался проклинать Израиль. Но он открывал рот и вместо проклятий начинал благословлять, говоря: «Как прокляну того, которого Бог благословляет? О Иаков, как пространны шатры твои, как прекрасны они!» И когда царь возвел его уже на третью гору, надеясь, что, может быть, там он наконец проклянет, Валаам говорит удивительные пророческие слова о Спасителе: «Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстанет жезл от Израиля». То есть он уже предвидит, что из этого народа произойдет Спаситель мира. Вот этот языческий жрец Валаам.

Вот такая удивительная история. Поэтому, конечно, выражение «валаамова ослица», в общем-то, употребляется правильно, но смысл здесь, конечно, очень глубокий. Потому что одно дело – человек, который молчит, молчит и вдруг решился что-то высказать. А другое дело, если этот человек говорит от Бога. В данном случае ослица говорит от Бога, она говорит Духом. Наверное, в народе это выражение редко употребляется в таком значении. Но тем не менее это существо, обычно не привыкшее говорить, молчаливое, послушное, смиренное, но когда говорит, оказывается, что говорит нечто жизненно важное.

– Анечка, не удержусь и снова сверну разговор в сторону книг Клайва Льюиса, потому что в диалоге ослицы с Валаамом есть совершенно замечательное место, которое перекликается с эпизодом из «Хроник Нарнии». Итак, ослица говорит: «Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с начала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобой?» Валаам сказал: «Нет». То есть ему поясняется: открой глаза, она раньше так никогда себя не вела. Может быть, в этот раз происходит что-то особенное? Не стала же она ни с того ни с сего глупой, вредной и непослушной?

Помнишь, в «Хрониках Нарнии», «Льве, колдунье и платяном шкафу» старшие дети Питер и Сьюзен разговаривают с профессором по поводу того, что их сестра Люси все время врет про какую-то Нарнию и они не знают, что с этим делать. Профессор, который, мы знаем, бывший мальчик Диггери, уже бывавший в Нарнии, задает вопрос: «А раньше ваша сестра когда-нибудь врала? Если сравнивать ее и другого вашего брата, Эдмунда (который ведет себя в данной ситуации подло, но это раскроется позже), кто из них более склонен к вранью, а кто к правде?» Этот вопрос мы можем периодически задавать себе, когда нам говорят что-то нехорошее о людях, которых мы знаем с доброй стороны: «А раньше он как себя вел? Он был таким же?» Мне кажется, что посмотреть на валаамову ослицу с этой точки зрения тоже было бы полезно.

– Бесспорно. Очень.

– Если у нас про валаамову ослицу все, тогда я тебя снова сердечно благодарю и очень надеюсь, что наши встречи продолжатся. Дорогие друзья, спасибо вам за внимание. Я всегда, и этот раз не исключение, прошу ваших молитв за Анну и ее близких и за то, чтобы наша программа долго-долго жила в эфире.

Ведущая Светлана Ладина
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать