Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

26 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Не сотвори себе кумира. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– «Да, в тебе весь мир! Ты божество, ты мой кумир!» – поют друг другу герои оперетты «Сильва». Постановку я многократно видела на сцене театра и в телевизионном варианте. Может быть, и вы помните прекрасные фильмы режиссера Яна Фрида. Но, знаете, даже тогда (хоть я была ребенком из нерелигиозной семьи, хоть мне и нравились исполнители главных ролей и сами герои) мне казалось, что такое признание в любви, именно в этих формулировках «О божество, ты мой кумир», отдает напыщенностью и ложью. Хотя в чувствах Сильвы и Эдвина друг к другу я ничуть не сомневалась и надеялась, что они поженятся, будут жить долго и счастливо и умрут в один день.

А теперь, став взрослой и узнав кое-что о правилах счастья, установленных в мире его Создателем, я с уверенностью скажу, что сотворение кумира даже из любимого человека (невесты, жениха, мужа, жены, ребенка) верный путь к потере любви. Я уверена, что со мной согласится моя подруга и наш с вами верный проводник по Святой Земле Анна Мусан-Леви.

Мы продолжаем цикл программ, посвященный библейским смыслам фразеологизмов, бытующих в современной речи. Анечка, дорогая, здравствуй!

– Здравствуй!

– Предлагаю поговорить о том, кто такие кумиры в изначальном библейском значении, и о том, как они могут выглядеть сегодня.

– Кумиры, собственно говоря, и есть кумиры. Это те, кому служат. Если знать иврит, слово «кумир» открывается в своем первоначальном значении: «тот, кому служат». Потому что до сих пор на современном иврите священника называют словом «комер».

Дело в том, что в этом большая ошибка современных израильтян, потому что «комер» –  это языческий жрец, языческий священник, а для священника Бога Живого есть слово «коэн». Наверняка вы все знаете его из Библии, но этим словом они называют только иудейских священников.

Слово «комер» настолько на слуху, что «кумир» сразу с ним естественно состыковывается. Хотя я не филолог, но мне кажется, что русское слово «кумир» произошло от семитского корня «кумра», что означает «служение», «поклонение» кому-то. Древний народ Израиля очень часто начинал поклоняться чужим богам, строил капища этим богам. Надо сказать, что очень просто бросить в них камень и сказать: «Как же они не понимали и не видели, что Бог один? Он их питал в пустыне манной, и перепелов с неба сыпал, и воду из камня изводил». И все равно они обращались к другим божествам. Они начинали молиться обыкновенным каменным истуканам.

Их можно понять, если попытаться представить себе, что вкладывали люди в это поклонение. На самом деле они поклонялись, по сути дела, Богу, только в разных Его проявлениях. Это очень тонкая штука, потому что если ее осознать, то мы поймем, что и мы, сегодняшние христиане, знающие абсолютно все и правильно, подвержены тому же самому процессу. Дело в том, что Бог непостижим, бесконечен и очень часто для нас непознаваем. А Его проявления – в силах природы, в человеческих страстях. Страсть сама по себе, как сила души, как волеизъявления души, заложена Богом, только мы эту способность души используем чаще всего во зло. А само по себе волевое начало, сильное желание чего-то дано Богом и заложено в человеке. Воля может человека привести к великим подвигам ради близких, о которых мы читаем и слышим, ко спасению и т.д.

По сути дела, язычники пытались таким образом познать Бога, понять Его и, путаясь, начинали поклоняться твари вместо Творца: обожествляли силы природы, чувства, страсти, какие-то процессы, которые происходят. Еще очень важно понять: они несли этим идолам самое дорогое, что у них было. Этот момент тоже очень серьезный, потому что когда язычники совершали человеческие жертвы или приносили богам в жертву младенцев, то им было их жаль, и было страшно, но они отдавали самое дорогое, искренне веря, что тогда они получат что-то взамен.

Таким образом, с одной стороны, мы видим абсолютную их веру и убежденность в то, что этот кумир даст то, что они хотят, а с другой стороны, жертвенность: отдать самое дорогое, самое лучшее. Чтобы получить взамен что-либо.

Наш Господь Иисус Христос в Евангелии напрочь разрубает такие отношения с Богом. Господь делает нас сынами, а отношения «ты мне, я тебе» не сыновние. Хотя по Ветхому Завету действительно могут сложиться ощущения, что те отношения с Богом, которые были до Рождества Христова, были в чем-то таковыми. «Делайте так, получите благо, не сделаете, получите смерть» – все законодательство, данное евреям, именно такое.

Это был первый класс и та дисциплина, которая была нужна. А дальше Господь открывает нам, что Он – Бог Живой и доступный для нас, потому что Господь Иисус Христос принял на Себя наше тело и жил с нами на земле. И наши отношения с Богом живые, это именно Живой Бог. Для нас наш Бог, Господь Иисус Христос не кумир, это совершенно другие отношения. Неверующие люди упрекают: «Какая разница? Буддисты молятся Будде, кришнаиты молятся своим богам, а вы молитесь Иисусу Христу. Человек придумал себе божество, кумира и ему поклоняется. Кто что придумал».

А здесь очень большая разница, потому что Господь Иисус Христос – Бог Живой, с Которым у нас есть живое общение через молитву, через церковные таинства. Каждый может проследить взаимосвязь своих поступков с тем, как Господь отвечает на них теми или иными обстоятельствами. Но здесь нужно, во-первых, внимание к своей духовной жизни, во-вторых, рассуждение, а в-третьих, свержение кумиров, которых у нас на самом деле бесконечное множество.

То, что у себя в квартире не надо ставить статую богу Перуну и ему поклоняться, я думаю, наши зрители знают, и думаю, что так никто не делает. (Смеется.) Но тем не менее кумиров у нас бесконечное количество, и не только у нас, они во все времена были. Недаром святые отцы говорили, что если мы подходим к Богу с идолами в сердце, то не можем надеяться на спасение, на ответ Божий, на настоящую молитву, потому что мы продолжаем молиться богу – одному из наших идолов.

Какие же идолы у нас есть? Такие вещи, как табакокурение или винопитие, это очевидно и понятно. Человек продает последнее из дома для того, чтобы выпить водки. Мы знаем, что это плохо, что тут говорить… Есть вещи намного более тонкие. Идолом может быть любимая работа. Я, как гид, очень часто встречаюсь с такого рода людьми, на которых, честно сказать, просто больно смотреть. Человек себя съедает изнутри, разрушает, уничтожает: он не ест, не спит, не видит своей семьи. Даже в паломничестве  не отлипает от мобильного телефона, потому что в офисе без него происходят какие-то архиважные дела и ему необходимо обязательно в них участвовать. И это действительно так, охотно верю. Но это даже не считается чем-то плохим.

Трудоголик – человек, который живет работой; это же прекрасно, с точки зрения людей неверующих. Особенно это очень развито в искусстве, как мы говорим: «Служители Мельпомены, служители храма искусств. Он всю жизнь жил только своим искусством».

На самом деле это самое настоящее идолопоклонство, потому что кумир – это тот, кому ты отдаешь самое дорогое. А что у человека самое дорогое? Душа, понятно. Тут человек может поспорить и сказать: «А чем ты можешь измерить? Разве есть какой-то прибор, который скажет, отдал я душу или нет? Я это делаю ради моей семьи, ради будущего моих детей…»

Самое дорогое после души у нас, наверное, наше время. Время  нам дано Богом для спасения, и мы тратим его безумно, расточаем это богатство. Мне приходит на ум такая история. Дьявол посылает на землю бесов, чтобы они искушали людей. Он долго их готовил, выбирает троих и говорит первому: «Что ты скажешь людям, когда придешь на землю?» –  «Я скажу, что Бога нет». –  «Плохо, потому что многие знают Его лично». У второго спрашивает: «Ну а ты?» –  «Я скажу людям, что ада нет». Дьявол говорит: «Тоже не подойдет. Многие из людей уже сегодня живут в аду. А ты, третий, что скажешь?» Третий говорит: «Я им скажу, что времени еще очень много». – «Отлично! Ты иди и приступай к работе!»

Действительно, время. Когда человек все свое время отдает чему-то другому и оставляет на молитву, на общение со своей семьей, на посещение храма, на участие в церковных таинствах два процента от своего времени, значит – он служит каким-то другим богам, но не Господу.

Посмотрите, как жили наши предки. Например, купцы начинали день…(я говорю про благочестивых купцов, не тех, которые разгуливали в ресторанах; были благочестивые, о них остались воспоминания), они утром ехали в монастырь к заутрени, посещали  литургию, приезжали домой, пили чай со своим семейством и только потом отправлялись в лавку. Это не потому, что они были ленивыми, просто у них были приоритеты.

Что тебе важнее? У них действительно их лавка (торговля) не была их кумиром, это было средство для того, чтобы жить, помогать тем же монастырям и кормить своих родственников и детей. Но это не главное, во многом полагались на волю Божию, а не на свой талант, усилие, не на то, что я буду спать четыре часа в сутки и моя работа будет суперски сделана. А сколько случаев было, когда человек спит по четыре часа в сутки, потом его хватает, например, инсульт – и все летит насмарку или что-то не получается помимо его воли и т.д.

Также почитание воскресного дня… Наши предки никогда не работали в воскресенье и праздники. Хоть ты его расстреляй, он не пойдет на работу. Крестьяне и купцы отдавали полностью воскресный день Богу. Сейчас почти никто этого не делает. Все идут на дачу, копать. Дача тоже известный кумир. Я замечаю, некоторые люди живут неделю ради того, чтобы вырваться на дачу. Масса вещей может быть кумиром.

Кумиром может быть образ жизни. Это интересная штука. В последнее время я стала замечать, что раньше был традиционный образ жизни и люди его не выбирали. Крестьяне жили вот так, дворяне жили так, купцы иначе; и не только в России, а вообще в мире. А сейчас человеку предлагается супермаркет по выбору образа жизни: православный, вегетарианский, спортивный, мещанский (ленивый) – какой хочешь. По телевизору, из телепрограмм видим разные образы жизни. И человек, не понимая этого, начинает этому служить. Он начинает вкладывать все свои мысли, силы и энергию в достижение именно этого образа жизни, который ему кажется абсолютно верным. Вот тебе и кумир.

Наконец, даже православный образ жизни может быть кумиром. Представьте себе ситуацию: верующая жена и неверующая семья; и начинается пост. Она хочет, чтобы все было идеально правильно, как прописано в книжках. Бегает за всеми вопросами к духовнику: что ей приготовить на обед, стирать или не стирать сегодня белье. У нее иконы, платок, юбка до пола – все правильно. А, допустим, неверующий муж хочет пригласить в дом друзей. Для нее это крах, это конец поста, веры, жизни. Как так? Сегодня же пост, нужно такое настроение, состояние… Нужно включить на кассете акафист или канон, а тут надо принимать гостей. Это первый сигнал, что мы не Христа любим, а свое настроение, состояние, по-нашему созданный уют.

Поэтому, Господи, помоги нам избавиться от наших многочисленнейших кумиров, которым мы кланяемся ежедневно. Дай Бог нам всем кланяться только Богу Единому, Ему Единому служить, только Его любить и Его искать. Для этого нужно прежде всего молиться, учиться молиться и читать как можно больше Священное Писание, толкование на него, святых отцов, чтобы учиться наблюдать и рассуждать о вещах, чтобы учиться отличать черное от белого.

– Анечка, спасибо тебе большое! Вот такое толкование второй заповеди закона Моисеева, которое, напомню, звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».

Будем надеяться, мы продолжим наши встречи на Святой Земле и продолжим с твоей помощью толкование выражений родом из Библии, которые нам знакомы по современной жизни и современной речи, но чьи корни и смыслы мы порой не знаем или забываем. Спасибо!

Дорогие друзья, спасибо вам! Встретимся в эфире телеканала «Союз».

Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы