Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

2 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Метать бисер перед свиньями. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– Если мы намерены поведать что-то дорогое и важное людям, которые этого не оценят и не воспримут; если наши собеседники выстроили стену непонимания и неприязни, а мы все пытаемся их убедить, возможно, найдется мудрый человек, который нас остановит и посоветует не метать бисер перед свиньями.

Здравствуйте, друзья. «Встречи на Святой Земле» продолжаются циклом передач, в ходе которых мы с Анной Мусан-Леви ищем в современной речи библейские слова и выражения, беседуем об их изначальном значении и контексте, в котором они впервые прозвучали.

Мы уже привыкли к фразе «Не мечи бисер перед свиньями», но она, вообще-то довольно странная, если понять ее буквально. Кому вообще в голову придет метать бисер, да еще в не совсем чистом месте перед животными, которые явно будут удивлены этим действием?

– Это действительно так: кому придет в голову кормить свинью жемчугом? А ведь «бисер» по-церковнославянски обозначает именно жемчуг. Как известно, жемчуг – вещь, вообще, дорогостоящая. В отличие от других драгоценных камней и металлов он добывается особо тяжелым, скрупулезным, постепенным трудом. Грубо говоря, если человек добывает какие-то драгоценные металлы или камни, то он может напасть на жилу и получить сразу же, как в сказках Бажова, большое богатство за один раз. Что касается жемчуга, в древности его добывали ныряльщики, и сколько раз нужно было нырнуть, пока найдешь эту ракушку с жемчужиной, сколько нужно было приложить труда и терпения, чтобы найти этот жемчуг. Поэтому недаром Христос не один раз обращается в Евангелии именно к бисеру. Помните, как Он говорит о купце, что, найдя драгоценную жемчужину, идет, продает все свое имение, чтобы купить ее. Жемчуг – это символ не просто дорогого камня, а чего-то, добытого большим трудом, чего-то редкого и поэтому очень дорогостоящего.

– То есть это не тот бисер, которым мы что-то вышиваем, пусть и красивое, прекрасное, но который производится промышленным способом и такой ценности не представляет. Речь идет о раритетных жемчужинах, каждая из которых потребовала определенного риска, труда, и много времени и сил было потрачено на добычу каждой из них.

– Совершенно верно! Но почему говорится о свиньях? Это действительно вопрос очень интересный. Дело в том, что россыпь бисера чем-то напоминает горку сильно размоченного зерна, которым д кормить свиней. Я помню такой забавный эпизод из детства, который в свое время совершенно случайно помог мне как-то ближе прочувствовать эту притчу и представить ее себе. В деревне, куда мы ездили к родственникам моей бабушки, были свиньи. Мои троюродные и четвероюродные братья однажды показали мне такую шутку со свиньями. Подходят к свиньям, которые уже нацеливаются на то, что их сейчас покормят: знают, что мальчишки им еду приносят. А ребята пустой рукой делают так, как будто они что-то бросили в корыто. И хрюшки сразу туда рыльцами – и так удивленно смотрят, что им ничего не принесли. И братья: «Ха, ха, ха», то есть обманули их. Видите, свинья, оказывается, способна понимать человека на таком уровне, понимать этот жест – что-то брошено. И она инстинктивно смотрит. Многие животные и птицы тоже так реагируют. Поэтому здесь этот бросок – метать бисер очень понятен, действительно мы бросаем свиньям еду, то, что им потребно. Например, размоченное зерно, которое так похоже на бисер. Если взять зерна пшеницы и их замочить, они будут очень похожи на жемчужинки. Но это еда для свиней, им понятная и сытная, а другое дело – бисер, жемчуг. Зачем бросать свинье жемчуг? Глупость!

Христос говорит нам, что так же неразумно пытаться с людьми недуховными, которые не ищут ответы на вопросы духовного порядка говорить о сокровенных тайнах, о Царствии Небесном. К таким людям нужно найти другой подход. Потому что даже если очень искренне рассказать вещи, которые такой человек совершенно не готов понять и принять: его жизнь отстоит еще очень далеко от этого, то он только обозлится и, как эти свиньи, будет попирать тебя ногами. Допустим, он приехал на Святую Землю за решением каких-то своих проблем, допустим, финансовых, или кто-то тяжело болеет у него в семье, или проблемы на работе, а ты ему объясняешь: «Ищите прежде Царствия Небесного, остальное приложится вам». Человек этого не воспримет, и так его можно вообще отвратить от Церкви. Такому человеку, (в каждом случае, конечно, по-разному, и обычно Господь вразумляет), наверное, по логике лучше показать чудотворную иконочку, подсказать, где помолиться, сказать: «Вы не переживайте. Господь Вас очень любит, просто сейчас, может быть, испытывает, хочет, чтобы Вы ему побольше помолились». Показать ему, где помолиться. Если человек продвинется дальше, то потихонечку найти какой-то подход, может быть, даже не в первый день, и объяснить, что, вообще-то, его проблема не так страшна, как ему кажется, что у христиан другие приоритеты в жизни, и так далее, то есть это процесс. А мы, верующие люди, иногда стремимся вывалить все, что знаем, или, не дай Бог, еще действуем агрессивно, пытаемся кого-то образумить, привести к порядку – это, конечно, абсурд. Это то же самое, что метать бисер перед свиньями. Вместо того чтобы покормить, ты даешь человеку то, что он не понимает, не ценит, и что ему не нужно. А вот научить человека оценить этот жемчуг – это уже очень трудно, и тут уже только с Божьей помощью. И так же, кстати, с детьми: мы иногда искренне пихаем их в храм, искренне возмущаемся: «Почему ты, нехороший такой, не стоишь и не молишься, не понимаешь вообще...» А ребенок, действительно, еще не может оценить этот жемчуг. У него еще не было в жизни трудностей, горя, скорбей, он не понимает, как Бог нужен, и соответственно, мы даем ему что-то неперевариваемое. Святые отцы, например, говорят, что человека сперва надо кормить молоком, мягкой пищей, а потом давать жесткую. Это тоже параллель с этим образом.

А почему же все-таки свиньи? Для иудеев это был символ религиозной нечистоты. Поэтому в этой притче о свиньях и бисере Господь сравнивает человека, который не разумеет духовные законы, именно со свиньей как животным ритуально нечистым. То есть здесь очень тонкий намек. Господь не обзывает свиньями, но тем не менее уподобляет свиньям. Поэтому тут обижаться не надо, а присмотреться к себе стоит. Потому что свинья – это и нечистое животное, то есть находящееся вне ритуальной чистоты. У евреев была чистота от греха: человек не творит грех, а если творит, то приносит в нем покаяние. В принципе, и у нас схожие понятия. Только у нас понятие покаяния более глубокое, обширное, скорее, это процесс, состояние. А там это более было действие разовое. И свинья – животное, действительно необыкновенно прожорливое. Каждый сельский житель знает, что свинья ест больше других животных, в принципе, занята этим целый день. Поэтому образ этот очень конкретный.

Вообще евангельское отношение к свиньям лучше всего можно увидеть в притче о гадаринском бесноватом. Как вы помните, был человек в городе Гадара, находившемся в Десятиградии, где в городах жили язычники, эллины. Жили не в очень ближнем, но соседстве с евреями. И у них был один бесноватый, которого они выгнали за город, потому что он был очень буйный: бросался на людей, кричал и рычал. И он ушел из своего города, шел очень далеко и дошел до нашего Галилейского моря. А как раз на западном берегу его лежат предгорья Голанских высот, и там множество природных пещер, где раньше хоронили людей. Он поселился в таком гробе и выходил на дорогу, пугал людей. Там как раз шла дорога из Кесарии Филипповой в Иерусалим. То есть все паломники из той отдаленной части, которую мы сейчас называем Верхняя Галилея, что находится ближе к нынешнему Ливану, шли в Иерусалим неизменно этой дорогой. Здесь шел и Спаситель, навстречу которому вышел бесноватый. Господь сжалился над ним и хотел изгнать из него бесов. Бесноватый сказал: «Оставь меня, отойди. Что тебе до меня? Ты пришел мучить нас», это бесы в нем говорили. И Господь повелевает бесам выйти, и те молят Его: «Не позволяй нам просто уйти в бездну. Дай нам уйти в этих свиней». И Господь позволяет.

Почему бесы просят? Не погубив человека, они стремятся погубить хотя бы тварь, животное. Почему Господь позволяет, ведь Ему жалко всех животных, и свиней в том числе? Но это было очень большим назиданием, уроком, потому что пастухи наглядно увидели, кто жил в этом человеке, что это были действительно духи нечистые. Потому что вошли они в нечистых животных свиней, и свиньи эти тут же бросились со склона в море и утонули. Таким образом Господь показал и истинную природу бесов: что они тянутся к любой нечистоте и что бесноватый этот был подобен свинье нечестивой. Ведь бесы вселились в него не просто так, этот человек явно никак не боролся с какими-то своими грехами, страстями и вот дошел до такого состояние нечистоты, что уже, как в свинью, вошли в него бесы. Опять же здесь Господь показывает и истинные намерения бесов – разрушение. Мы очень часто заманиваемся разными блестками, которые нам предлагает враг, но когда, не дай Бог, познакомимся с теми, кто является авторами этих мерцающих огоньков, то поймем: вот их цель – погубить. И Господь это показал наглядно: свиньи тут же были взяты бесами в море и утоплены.

Еще есть очень интересное толкование насчет пастухов, потому что, судя по всему, пастухи были евреями.

– У меня как раз созрел этот вопрос, пока я слушала: действительно, ведь только пастухи-евреи могли понять, что животные нечистые. Для язычников, наверное, свиньи такими не являлись? Но с другой стороны, евреи, которые пасут нечистых животных, – это как-то странно... Это все были блудные сыновья, что ли?

– Нет, это были не блудные сыновья, а такие горе-евреи, которые ради прибыли пасли у греков свиней. Дело в том, что Гадара был город эллинский, где жили греки. И они нанимали на работу пастухов. И наши евреи сами свинину не ели, но свиней пасли. Представьте, что православный христианин будет работать, не дай Бог, конечно, например, сутенером или в магазине, где продают какие-то неприличные вещи. Но он же всего лишь продавец, это не его бизнес. Но ведь не пойдет, правда? То есть человек не захочет соприкасаться с грехом, даже если это косвенно. А эти были в таком слабом духовном состоянии, что пасли нечистых животных у греков. И Господь показал им, чем чревата такая двуличность. Потому они так и испугались и сказали: «Выйди из наших пределов». Мало того, что потопленное стадо – это большой ущерб, и пойди объясни хозяевам, при каких обстоятельствах пропали эти свиньи, то есть проблема чисто материальная, мирская. Но кроме того, у них еще возник и суеверный страх: они увидели наказание, как бы предсказание того, что будет дальше и с ними, если они не перестанут этим заниматься.

– Ведь «выйди от нас» говорят еще и жители города?

– Жители города говорят это по понятной причине: опять же суеверный страх. Язычники вообще склонны к нему. И в данном случае они не понимают силы, которой Христос творит чудеса. Они Его не знают и не понимают и в суеверном страхе просят Его выйти. И еще им, естественно, не хочется, чтобы и другие свиньи закончили так же. Поэтому говорят это и с чисто коммерческой точки зрения, ведь стадо-то утонуло, а это огромные деньги.

–Спасибо огромное. Такое знакомство со свиньями сразу в нескольких евангельских моментах, наверное, будет нам полезно. Во всяком случае, каждый может сам перечитать и слова Христа, где Он говорит: «Не мечите бисера перед свиньями», и свидетельство евангелиста об истории с гадаринским бесноватым.

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать