Союз онлайн: Встречи на Святой Земле.

18 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Таланты. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– Их может быть десяток, а может и вовсе не быть. Они могут быть художественными, научными или спортивными. Их можно зарыть в землю, а можно реализовать или приумножить.

Здравствуйте. Сегодня в программе «Встречи на Святой Земле» мы говорим о талантах. Мы с Анной Мусан-Леви предлагаем вам новый цикл передач, в ходе которых будем искать и находить в современной речи библейские слова и выражения и возрождать их истинное значение.

Анечка, добрый день. Что у нас с талантами?

– С талантами совершенно замечательная история. Все дело в том, что Господь всегда старался говорить так, чтобы всем Его слушателям было абсолютно точно понятно, что Он имеет в виду.

Надо сказать, что мы, современные христиане, то есть современные слушатели Христа, находимся в ситуации более сложной, потому что многие вещи, которые тогда были очевидными и понятными, для нас, наоборот, совершенно непонятны. Для этого, конечно, нужно прибегать к толкованиям на Евангелия, которые нам, слава Богу, оставили святые отцы. Сразу скажу, что это, во-первых, Феофилакт Болгарский, которого изучают все семинаристы в духовных семинариях, – это основа основ, классическое толкование. Конечно, Иоанн Златоуст. Иногда можно что-то найти у блаженного Иеронима. И тогда мы сможем приблизиться к тому пониманию притч, которое имели слушатели Христа непосредственно в Его времена.

Первое, что мы узнаем, начав разбираться с притчей о талантах, что здесь речь вообще не идет о талантах к музыке, науке, педагогике или чему-то еще. Талант – это древнейшая мера веса золота и серебра. И надо сказать, что этот богатый человек действительно был очень богатым: уходя, он оставляет большие суммы своим работникам. У одного евангелиста это три раба, у другого десять, но смысл один. Представьте себе: один талант – это сорок четыре килограмма золота.

– Ничего себе! Я думала это монетка такая... и вот соответственно... Ну, это вообще все серьезно.

– Да, ты совершенно права: во времена Господа талант существовал и как монета, но ее денежный эквивалент сохранялся. Соответственно, один талант – это шесть тысяч дидрахм. Это примерно заработная плата крестьянина, работника за двадцать лет, то есть огромная сумма. И даже тот, кому он оставил всего один талант, на самом деле получил очень и очень много.

И вот, как мы знаем, и как было абсолютно понятно слушателям Христа, что должны были сделать хорошие работники? Они должны для своего хозяина заработать этими деньгами еще деньги. Опять же не забывайте, что притча была сказана в Иерусалиме. Если мы, слушая притчи Христа, сказанные в Галилее, погружаемся в мир сельскохозяйственных забот, труда рыбаков, виноградарей и так далее, то в Иерусалиме Господь предлагает такую торгово-коммерческую притчу, потому что здесь было очень много ростовщиков, очень много, как мы сейчас их называем, купцов, торговцев. То есть это был большой мегаполис, и как раз для иерусалимцев эта притча была очень близкой.

Соответственно, эти деньги надо было пустить в оборот. Как мы знаем, так поступил один и второй, а третий решил скрыть талант. Иными словами, он как бы хотел сказать хозяину: «Я хочу отдать тебе твое и не собираюсь рисковать и пытаться на это что-то заработать, ведь можно и ничего не заработать. Поэтому я зарыл, сохранил, отдаю тебе твое». На самом деле, первое впечатление у любого нормального человека: а в чем же он неправ? Если вдуматься, он поступил как честный, порядочный человек. Но, однако, если мы посмотрим на эту притчу с духовной точки зрения, а Господь здесь говорит о духовном, то увидим, что этот человек неправ. И неправ сразу с нескольких сторон. Но прежде хочу сказать, что и с коммерческой точки зрения он неправ, потому что любой коммерсант, любой бизнесмен и любой сотрудник бизнесмена знает, что бизнес, торговля сопряжены с определенной долей риска. И, как говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Может быть, тебе это покажется странным, но наша духовная жизнь, как мне недавно сказал один священник в группе, это сплошное хождение по водам, это тоже постоянный риск.

– Очень точный образ. Только иногда идти хочется, а иногда хочется, как на Мертвом море, лечь полежать, чтобы тебя никто не трогал.

– Да, у Христа на ручках. Точно так же и здесь.

Чтобы было понятнее, скажем, о каких талантах все же идет речь. Конечно, Господь не имеет в виду, что человек в первую очередь должен заботиться о талантах артистических или научных. Конечно, эти таланты очевидны, и смешно, что в русском языке оба слова звучат совершенно одинаково: талант – библейская мера веса и талант, допустим, к живописи. Однако здесь под этими талантами, монетами или мерами золота, подразумеваются вещи намного более простые, чем способность петь в опере или играть на фортепиано. Имеются в виду свойства человеческой души, которые есть у каждого из нас. Поэтому Феофилакт Болгарский, например, трактуя эту притчу, говорит: «Много ли талантов было у Сарептской вдовы? У нее был всего лишь кувшинчик с елеем и горсточка муки, но она имела доброе расположение, желание прокормить этим Илию пророка, и она не лишилась награды от Бога». Много ли талантов было у вдовицы, которая положила последнюю монетку в сокровищницу храма? Ее талантом была вера, любовь к Богу. У кого-то талантом может быть, например способность пожалеть человека. У другого как-то посочувствовать соседу и помочь ему чем-то иногда совсем незначительным. Вот об этом Господь здесь и говорит. Он не требует от нас никаких выдающихся способностей. Поэтому и существует в этой притче человек, у которого всего один талант, то есть одна какая-то способность. Человека, вообще не имеющего никаких душевных способностей, никакой воли, просто нет. Это не моя мысль, это говорят святые отцы. Они так и пишут, что человека, вообще не имеющего никаких талантов, не существует. Опять же мы имеем в виду под словом «талант» способности духовные, душевные, способность делать что-то доброе, даже самое малое: приготовить обед для уставшего мужа или войти в положение разбушевавшегося ребенка и не сразу шлепнуть его, а попытаться уговорить – масса крохотных бытовых вещей. И здесь мы можем себя проявить.

Но, конечно, люди, у которых есть, например, талант к музыке, науке или проповеди, стоят в более сложном положении: им очень много дано, и c них много спросится за то, как они влияли своим даром. Сейчас многие, особенно по телевизору, любят говорить: «Я пою в опере для Бога» или: «Я посвящаю свой талант Богу», но чаще всего это просто сентиментальные слова. Потому что если мы посмотрим на этих людей, на их творчество, особенно это касается артистов: актеров, певцов, то, к сожалению... Даже сами оперные произведения, большинство из них, скажем так, не отличаются высоким духовным содержанием. Соответственно, очень сомнительно говорить так высоко. Если человек бесплатно в храме поет, тут сомнений нет. А если актриса, выступающая на сцене, говорит: «Я пою для Бога», конечно, хорошо, что она так говорит, но боюсь, что это далеко от истины. Поэтому в этой притче я стараюсь думать не о талантах такого рода, а именно о простых вещах.

Интересно, что Господь еще усиливает эту притчу описаниями царя. Мы обычно не обращаем на это внимания, а на самом деле богатый человек – царь, который пошел принять себе царство, и вслед ему послали посольство: не хотим, чтобы он царствовал над нами. Это ведь реальная историческая фигура – старший сын Ирода Великого Архелай, который сразу по воцарении проявил себя как очень жестокий тиран. Дело в том, что иерусалимцы устроили праздник по случаю похорон Ирода: его не любили, и об этом все знали. А Архелай побоялся, что это будет бунт, и сразу же вызвал отряд римских воинов – улицы Иерусалима просто залились кровью. Дальше он повторил то, что сделал его отец: женился на жене своего брата. И когда Архелай поехал в Рим с подарками императору Августу утверждать свое царство, фарисеи послали вслед ему посольство. То есть послали своих людей с письмом к императору: «Не утверждай его, мы не хотим, чтобы он царствовал над нами». Император все это внимательно изучил и понизил Архелая до этнарха. То есть он уже не считался царем иудейским, этнарх – это что-то вроде английской королевы: царь-то он царь, но в принципе ничего не решает. И права выносить смертную казнь он не имел. Поэтому когда будут решать вопрос насчет Спасителя, иудеи скажут: «По закону нашему он должен быть казнен, но ты знаешь, что мы не можем никого убить». То есть им запрещено выносить смертную казнь, это решение мог принять только Рим. И вот как еще усиливает Господь эту притчу: «Вы люди торговые, вы понимаете Меня: даже если хозяин – подлец и мерзавец, но если он вам дал деньги, вы обязаны пустить их в оборот и заработать». Тем более если дары даны благим Богом, человек обязан использовать их во благо и приумножать. То есть помогая своим ближним спасаться, человек зарабатывает себе некий небесный капитал, который потом поможет ему войти в Царствие Небесное. И здесь не может быть никаких извинений. Дело в том, что в отличие от реального таланта, то есть золота, дары Божии нельзя закопать в землю. Как говорят святые отцы, или человек их приумножает, или он их теряет. Так что ответственность на нас, как торговцах, очень большая.

– Еще то, что этот человек зарыл капитал в землю в коммерческом смысле, напоминает притчу о блудном сыне: «Дай мне мою часть, и я пошел». То есть вот тебе твое, я тебя знать не хочу, у меня с тобой нет никаких отношений. И еще бы хотела добавить: когда говорят «талантливые дети», «одаренные дети», развивать эти дары и таланты, то очень часто нет понимания, что если есть дары и таланты, то есть и Талантоподатель, и Даритель, и оба этих слова пишутся с большой буквы. А когда это понимание присутствует, тогда и таланты оказываются правильно реализованными.

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать