Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

16 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Козел отпущения. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Наверное, никто из нас не хотел бы стать им. Но порой, если на тебя сваливают вину за все и вся, если за семь бед, ни в одной из которых ты не повинен, ответ держишь именно ты, поневоле становишься им. Кем? А вот тем самым, о котором пел Владимир Семенович Высоцкий. Давайте послушаем.

В заповеднике (вот в каком забыл)

Жил да был Козел – роги длинные, –

Хоть с волками жил – не по-волчьи выл –

Блеял песенки все козлиные.

И пощипывал он травку, и нагуливал бока,

Не услышишь от него худого слова, –

Толку было с него, правда, как с козла молока,

Но вреда, однако, тоже – никакого.

Он жил на выпасе, возле озерка,

Не вторгаясь в чужие владения,–

Но заметили скромного Козлика

И избрали в козлы отпущения!

– Здравствуйте, друзья! С вами – «Встречи на Святой земле». И снова мы с Анной Мусан-Леви хотим повнимательнее посмотреть на одно из библейских выражений, употребляемых в современной речи. Вы уже поняли, это «козел отпущения». Анечка, здравствуй!

– Здравствуй!

– А вот козлика-то все-таки жалко.

– Ну да, и птичку жалко. Помнишь, в другом хорошем фильме? Да, жалко и птичек и козликов. А причиной-то всему – грехопадение человека, эта извечная тема – грех и покаяние. К этой теме нас ведет выражение «козел отпущения». Действительно, когда человек ослушался Бога в прекрасном райском саду и вкусил раньше времени от древа познания добра и зла, он вкусил грех, познакомился с грехом, познал, что такое грех, и тут же одновременно с этим в его жизнь вошла смерть. Это очень важный момент, который мы недооцениваем, очень часто не понимаем и считаем грехи чем-то малозначимым. Нам очень нравится говорить, что вообще Господь всех любит и все прощает; да ладно, подумаешь, я в среду нарушил постный день или обсудил соседку с другой соседкой, я же покаюсь на исповеди – да Господь все прощает!

Господь-то прощает, но проблема здесь в том, что грех сам по себе похож на бактерию или микроб, который расселяется в человеке, заражает его. И даже если сам грех Господь прощает, то последствия греха остаются и влияют на жизнь и самого человека, и его близких, и, естественно, его детей. И перед человеком встала эта извечная проблема : как искупать грех? как теперь очистить то, что загрязнено? как опять сделать белым? возможно ли это? а если возможно, то как? И вот в самом начале, как мы с тобой помним, еще с Каина и Авеля, родилась идея, что за грех полагается смерть, потому что грех – это бацилла, которая разрушает, грех – это всегда разрушение.

Для того, чтобы быть убедительной, приведу самый наглядный пример – блуд, пьянство. Мы все знаем, что эти грехи разрушают человеческий организм. От них человек заболевает страшными болезнями. И даже если мы люди неверующие и скажем, что мы не верим, что это Бог посылает или как наказание, или к исправлению человека, то с медицинской точки зрения невоздержание в одном или другом приводит к болезням, разрушению организма и, соответственно, более ранней смерти. Также, на самом деле, действуют и другие грехи. Даже такие невинные с нашей точки зрения проступки, как, например, зависть или излишняя любовь к материальным вещам, могут довести до больницы. У нас был один знакомый, у которого украли машину, и человек попал в сумасшедший дом, лечебницу. Его вылечили, но у него были проблемы, связанный с нервной системой, он просто помешался. То есть вот, пожалуйста, к чему может привести такая мелочь – любовь к своей машине! Соответственно, грех – это смерть, это всегда разрушение.

И вот  с самого начала человек получает идею, что за грех нужно отдать жизнь. Человек не может отдать свою жизнь, поскольку это будет самоубийством. Он отдает жизнь другого живого существа. Жертвы, жертвоприношения, человеческая жертва, жертва животных – это было известно с глубокой древности и у израильтян, и в Ветхом Завете были человеческие жертвы. Это обычно знают библеисты – люди, которые серьезно изучают Библию. Довольно рано все-таки Господь стал заменять людей на жертвенных животных, но и у пророков, и в разных местах мы находим отголоски того, что это было. Хотя бы вспомним, что Авраама не удивило требование Бога принести в жертву своего сына Исаака, и он готов был это сделать.

Поэтому израильтянам тоже было жалко и козликов, и птичек, и овечек. Дело в том, что отдавать жизнь другого существа – всегда жалко. Это определенное проклятие – проклятие за грех, которое человек сам вызвал на свою главу поступком в райском саду, тем, что Адам и Ева не попросили прощения у Бога, не повернулись обратно к Нему, а, наоборот, все больше «залезали в бутылку», если так выразиться. И человек воспринимал это действие как тяжелое, горькое, но необходимое лекарство, и поэтому жертвы приносились. Человеческие жертвы, я говорю еще раз, были прекращены в Израиле очень рано, все-таки это были жертвы животных: овец, коров, птиц, козлов.

И вот за каждый грех в Ветхом Завете… Это надо читать книгу Левит. Тех, кому интересно, отсылаю к первоисточнику. Там есть подробнейшие указания, за какой грех какая полагалась жертва. И не только жертва. За некоторые грехи полагался и период покаяния. Например, проказа считалась последствием тяжелых грехов. У израильтян эта болезнь была однозначно тождественна какому-то страшному греху, и человеку полагалось находиться в специальном помещении при храме. Каждые семь дней его осматривали священники, смотрели, как развивается болезнь. Если человек каялся, молился, посыпал голову пеплом, рыдал о своем грехе, нередко Господь прощал, очищал этот грех, и проказа исцелялась. Если же священники видели, что развитие болезни идет все тяжелее и тяжелее, и уже появляются куски открытого мяса, то есть болезнь явно разъедает тело, человека изгоняли из города, понимая, что он недостаточно кается, Бог не принимает его покаяния. То есть эти понятия уже были в Ветхом Завете, не одними только жертвами израильтяне как бы откупались за свои грехи. Нет, это все было намного глубже и серьезнее.

И тем не менее у иудеев было представление, что это все – недостаточно, что жертвы, приносимые в храм за грехи своего рода, переносят негативную энергию греха в храм и что весь храм наполняется этим грехом, то есть храм сам нуждается в очищении. И также весь народ целиком, поскольку кто-то, может быть, не принес жертвы за какие-то грехи, а может быть, есть грехи неведомые людям, поэтому требуется всенародное общее очищение. И поэтому был установлен день, который называется Йом Кипур – Судный день или, если перевести дословно, это День прощения, когда весь народ собирался в ветхозаветном храме.

Люди собирались, чтобы каяться, молиться. Их душевные силы были напряжены; они старались вспоминать свои грехи, называть их, старались прийти в разорванной старой одежде – показать, что пред Богом от горя у них нет сил просто даже хорошо одеться, посыпали голову пеплом, был слышен плач. И вот самым главным действием в этот день было жертвоприношение. Избирался козел. Обычно было так: ставили двух козлов и бросали жребий, какой козел будет в жертву для Бога, а какой козел будет впоследствии вместе со всеми грехами, возложенными на его голову, изгнан из храма за пределы города.

Сначала выбирался козел для Бога. Первосвященник возлагал руки на голову животного и называл все грехи, в которых мог быть виновен он и его род, и просил у Бога прощения: я согрешил пред Тобой, преступил заповеди Твои и так далее. И потом этого козла забивали. Кстати, надо сказать для любителей животных, что иудеи убивали жертвы очень милосердно – перерезалась сонная артерия, то есть животное умирало без мучений. Кровь этого козла сливали, священник брал чашу с кровью и заходил в Святая святых. Это было место, где находился Ковчег Завета – деревянный ящик, в котором хранились Десять заповедей Моисеевых на двух скрижалях, горшочек с манной и в Первом храме был еще жезл Аарона. Говорят, во Втором храме Ковчега уже не было, что его украли вавилоняне. Но так или иначе, главное, что в Святая святых (это внутренняя часть храма за завесой) постоянным было присутствие Божие.

Первосвященник входил в присутствие Божие, сам предварительно, как мы видим, очистившись, то есть принеся покаяние, потому что если он входил нечистым, то мог оттуда и не выйти. Кстати, от этого у наших архиереев на саккосе (облачении) есть бубенчики – это от ветхозаветного облачения первосвященника. Если он переставал двигаться в Святая святых, по прекратившемуся звону бубенчиков понимали, что он умер, и за веревку (а его предварительно обвязывали за талию веревкой) священники могли его вытащить, потому что никто не мог заходить внутрь, даже священники.

Войдя в Святая святых с трепетом, как вы можете себе вообразить, первосвященник кропил семь раз Ковчег Завета кровью козла, которого забивали для Бога. После этого он снова выходил к народу и возлагал теперь руки на козла, которого мы с вами называем козлом отпущения. Он произносил такую же молитву, исповедуя теперь уже грехи за весь народ, и животное изгонялось из храма по мосту, который соединял Золотые ворота с Елеонской горой; его выгоняли в пустыню. Есть предположение, что там его сбрасывали с высокой горы, а есть версии, что его просто изгоняли в пустыню и там уже предоставляли его судьбу Богу.

Для того, чтобы понять, кого олицетворял собой этот козел, нам нужно знать его название на иврите – это животное называли «сеир ле-азазель», что в переводе означает «волосатое, мохнатое, косматое животное для дьявола», то есть этот козел был олицетворением отца лжи. И все грехи возлагались ему на голову, то есть как бы «предложения твои на главу твою».

– Но это же не означает, что жертва в лице этого козла приносилась дьяволу?

– Нет, жертва приносилась не дьяволу… Дело в том, что ты права. Действительно, приставка «ле» на иврите может означать и «для» и «к». В любом случае библеисты (такие как, например, Д. В. Щедровицкий, очень хорошо почитать на эти темы) однозначно нам рассказывают, что это ни в коем случае не была жертва дьяволу, это было что-то, что дьяволу возвращается. И таким образом это животное на главу сатаны возвращало все его грехи.

– Анечка, прости, что перебиваю, но у нас практически нет времени, а вопрос важный. Я видела картинку этого козла, и у него на рога намотана красная ниточка, и она мне напомнила красную ниточку, которую сейчас порой люди носят на запястье, причем вне зависимости от вероисповедания. Расскажи, пожалуйста, что за ниточку наматывали на козла, зачем это делали и, если можно, небольшой экскурс в современность, потому что нитки на запястьях тоже имеют какое-то значение. А хорошее ли оно? Не надо ли эти нитки послать по тому же адресу, куда отправляли и козла?

– Я думаю, что очень даже надо. Нитка привязывалась в память о словах пророка Исайи. От лица Господа Он говорит: «Если будут грехи ваши как багряное, – как снег, убелю». И вот козлу привязывалась на рога багряная, красная нитка. Когда он прогонялся через ворота, ее разрывали и половинку вешали над воротами. И когда козел погибал в пустыне, эта половинка, висящая на воротах, делалась белой, и так народ узнавал, что их грехи прощены. Так говорит нам предание.

Что касается попыток вешать такие нитки – это несколько современное дело, имеющее связь, естественно, с этим ветхозаветным обрядом – от сглаза и прочего. Но для того, чтобы понять, что нитка не защищает нас от сглаза, нам нужно понять, прообразом кого был тот козел, которого в День прощения закалывали для Бога – прообразом Христа Спасителя. Кто действительно может искупить нас от грехов, а значит защитить нас от смерти и болезней, потому что смерть и болезни происходят от наших грехов? Спаситель. Ни одно животное не может по правде, в полноте взять на себя все грехи рода человеческого. Это возможно только через любовь, а нет выше той любви, когда человек свою душу полагает за ближних своих. И вот этот Богочеловек – Господь наш Иисус Христос – и есть наше истинное искупление, прощение и защита, соответственно, от болезней и смерти. Никакие ниточки нам не помогут, у нас есть намного более действенное средство – Покаяние (исповедь) и Святое Причащение.

– Анечка, спасибо тебе большое! Благодарю от всего сердца! Друзья, получилась программа не только познавательная в плане общего развития, но и о самом главном тоже. Спасибо за внимание. Оставайтесь с нами. Надеюсь, будет продолжение!

Ведущая Светлана Ладина
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать