Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

16 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле. Геенна огненная. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– Готовясь к этому выпуску программы «Встречи на Святой Земле», подумала: где же я, советская школьница, могла впервые услышать выражение «геенна огненная»? Ведь оно знакомо с детства. И знаете, думаю, нашла ответ. Так и видится Арамис из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера», отбивающий атаку гвардейцев кардинала сперва шпагой, а потом проповедью: «Остановитесь, несчастные, вы не боитесь геенны огненной?!»

Мы с Анной Мусан-Леви продолжаем изучать библейские слова и выражения, используемые в современной речи.

Если некоторые из них употребляются в значении, не соответствующем первоначальному, то про геенну огненную этого не скажешь. Это символ страшного пламени, грозного наказания.  Однако не все так просто.

В программах, посвященных воротам Иерусалима, и в наших передачах «Паломники онлайн» уже шла речь о прообразе геенны огненной, но отдельный разговор мы ему еще не посвящали. И, может быть, не все, кто смотрит нас сейчас, видели предыдущие выпуски.

Насколько я понимаю, геенна к настоящему времени огненной быть перестала, и поэтому ее можно даже посетить.

– Да, люди приезжают, говорят: «Какие вы счастливые, вы живете у Гроба Господня, у такой благодати».  Но мы живем не только у Гроба Господня.

Живя в Иерусалиме, мы еще живет и рядом с такими «замечательными» местами, как долина  Гееном, а именно она и стала прообразом той самой геенны огненной. Господь в очередной раз использует очень понятный Его слушателям образ – конкретное место у стен Иерусалима, которое как нельзя лучше иллюстрировало слова Господа о том, каким будет состояние душ грешников, которые не смогут пройти испытания своих дел огнем Божественной любви. Что будет происходить с ними, какова будет их мука…

Дело в том, что на сегодня Иерусалим окружен двумя долинами. Вдоль восточной стены города – Иосафатова долина, идущая между Елеонской горой и собственно восточной стеной Иерусалима. А с запада – долина Гееном, или долина сынов Гееномовых, как ее еще называют. И есть место, где долина  Гееном встречается с Кедронской долиной и  Гееном как бы исчезает, а поток Кедрон продолжает свое течение. Кедронская долина идет до самого Мертвого моря. То есть эта долина гораздо больше, а долина  Гееном сравнительно небольшая. Для тех, кто бывал в Иерусалиме, скажу, что долина  Гееном идет мимо Яффских и, соответственно, Сионских ворот.

С этой долиной связана не то что история, а целый огромный период в жизни израильского народа. Как мы знаем, народ уклонялся в идолопоклонство, и не один раз. В частности, когда он уже расселился по земле обетованной, а царем Давидом был построен город Иерусалим, уже умер царь Соломон и правили его потомки, народ был буквально одержим идолопоклонством. Идолы богу Ваалу, богине Астарте стояли повсюду. Мало того, Богу Единому  народ тоже приносил жертвы, как и языческим богам. Для кого-то, кто хорошо знает Ветхий Завет, это мнение, может быть, покажется несколько необычным, но тем не менее современные ведущие библеисты мира склоняются к мнению и, разумеется, подтверждают его Священным Писанием, что к моменту вавилонского плена грех народа израильского был не только в том, что они молились каменным идолам, а в том, что Богу Единому они приносили жертвы, которые  Он не повелевал приносить. Это мы читаем и в конце Четвертой книги Царств, и у некоторых пророков, говоривших: «Не приносите сынов и дочерей ваших в жертву Богу – это мерзость пред Богом». Иеремия за 50-70 лет до вавилонского плена предупреждал об этом. «Не приносите сынов и дочерей в жертву Мне, – говорит Яхве. – Это не угодно Мне, и Я никогда не повелевал вам такого». А народ приносил в жертву, в частности, детей. И это, конечно, совершенно страшный обряд.

И вот на иврите этот страшный обряд назывался словом,  происходящим от слова «царь». Царь на иврите «мэлэх», и  вот наше слово «молох», под которым традиционно считается языческое божество, страшный монстр, на самом деле обозначает сам обряд жертвоприношения детей. Впоследствии ошибочно так стали называть божество. Но божества по имени Молох нет ни у одного языческого народа того времени. И ученые склонны все-таки думать, что это название неправильно употребляют. «Молох» – это обряд всесожжения, в частности детей, для Царя, то есть, по сути, Бога Единого, но это совершенно языческое поклонение, которое Господь никогда не одобрял.

И вот для этой цели была избрана долина сынов Гееномовых. Мы не знаем, кто такой был Гееном и почему он предоставил свою землю, эта информация потеряна в веках. Мы лишь знаем, что там стоял туфет. «Туфет» – слово греческое, означает что-то наподобие священного места, где приносили жертвы. Это мог быть сам жертвенник или какая-то роща, насаженная для этой цели, либо просто небольшая возвышенность. Иногда словом «туфет» называют и саму долину Гееном, такое тоже встречается в Библии.

Там стояла огромная печь, в которой растапливали жаркий огонь и бросали в него детей. Конечно, Господь долго терпел и ждал, что израильтяне одумаются и прекратят это. И вот Господь посылает им вразумление: к власти приходит царь Иосия, удивительный царь, о котором в Библии даже говорится, что со времен Давида в Израиле не было такого праведного царя. Иосия был удивительно богобоязненным. Он стал царем в восемь лет, когда умер его отец. Сначала правили чиновники, но как только он вошел в возраст и стал понимать что к чему, то пришел в ужас от того, что творилось в Иерусалимском храме.

Дело в том, что до вавилонского плена Иерусалимский храм не был единственным на земле храмом Богу Живому, как это принято считать и как иногда для краткости говорим мы, гиды. Но дело в том, что храм не был единственным, было много еще других храмов и жертвенников. Иерусалимский храм просто был главным по красоте, размерам, но не единственным. И вот к моменту правления Иосии он вообще пришел в запустение. Там давно не делался ремонт, было грязно, по углам стояли языческие статуи, к которым приходили люди и приносили внутри храма языческие жертвы. И практически все священники и левиты занимались идолопоклонством. Когда Иосия увидел это, то пришел в ужас и сказал: «Немедленно соберем деньги, отремонтируем храм и восстановим в нем правильное богослужение».

И вот когда в храме делали ремонт, один из священников, верных Богу, находит Книгу Второзаконие. По этому поводу у ученых тоже есть много сомнений. Есть мнение: то, что книга была найдена, – это все-таки легенда, она была написана в тот период. Так или иначе, мы пойдем классическим путем и скажем, что она была действительно найдена.

Когда Иосия прочитал эту книгу и прочитал обо всех наказаниях, которые Господь определяет за нарушение служения Богу Истинному, то пришел в отчаяние, разорвал одежды свои и плакал. Он сказал: «Мы погибнем, наше царство обречено, так мы прогневили Бога». И чтобы узнать, не простит ли его Господь и что сделать, чтобы Господь его простил, он посылает своих верных людей к пророчице Олдаме. В русском переводе Библии она Хульда, это ее правильное имя на иврите. Она была родственницей пророка Иеремии. Иеремии в тот момент не было в городе, поэтому он послал к ней.

Хульда всегда сидела у ворот храма. Когда к ней пришли посланные, она сказала: «Да, все, что написано в этой книге, все наказания полностью будут на народе, а ты царь, – говорит Господь, – за то, что плакал, раскаялся и желаешь изменить ситуацию (скажем так), сойдешь в могилу раньше и не увидишь разрушения Иерусалима и вавилонского плена». Именно его предсказала Хульда в тот момент.

И вот Иосия берется за дело: первое, что он делает, сносит печь и прекращает жертвоприношения в долине Гееном, а также сносит по всей стране капища. Он собирает церковный суд – синедрион (именно Иосия учредил синедрион) и требует от всех железного исполнения закона Божьего, поклонения Богу так, как предписано Второзаконием. Народ берется за ум, но уже поздно, это покаяние уже не может предотвратить того, что должно случиться. Случиться промыслительно, потому что, как мы знаем, вавилонский плен будет и Иерусалим и храм будут разрушены до основания, зато за эти 70 лет плена духовно народ очень сильно воспрянет. Все пророчества о Мессии Иеремии, Исаии, Захарии, Михея  будут написаны в период вавилонского плена. Так что иногда потрясения нужны как катализатор духовных сил. Покаяния Иосии было недостаточно, это было его личное покаяние , а не народа в целом.

Когда израильский народ вернулся из вавилонского плена, для того чтобы показать, что он все окончательно понял и больше не будет молиться идолам, люди стали сносить в долину Гееном мусор, непогребенные тела странников не еврейского происхождения, умерших в Иерусалиме. Когда неизвестно, кто они, где их родня и кто они по национальности, соответственно похоронить их негде. Надо учесть, что человек заранее делал погребальные пещеры. Братские могилы не были особо приняты, а вот долина Гееном как раз и была в то время своего рода братской могилой. Туда сбрасывали тела таких людей, сбрасывали мусор, и чтобы не было запаха и заразных болезней, в этой долине постоянно поддерживали горящий костер. Эта постоянно тлеющая вонючая долина на западе Иерусалима, с поднимающимся пламенем и дымом, была известна всем.

Даже те слушатели Христа, которые были галилеянами и трижды в год обязательно совершали паломничество в Иерусалимский храм, конечно, прекрасно знали и видели эту долину. Поэтому когда Господь объясняет, что такое ад, Он говорит: «геенна огненная».  Другие названия, которые мы знаем: «тьма внешняя», «червь неусыпающий» и «скрежет зубов». Это все образы, которые очень ярко, доступным нам образом описывают мучения души, которые она будет проходить, если, не дай Бог, попадет в такое состояние.

– Анечка, спасибо огромное! Очень важный рассказ о покаянии и о том, что выпадает на долю человека, который понимает, что так больше жить нельзя, открывая для себя всю страшную правду греха. Надо думать, что царю было непросто убедить народ в том, что он совершает действия, абсолютно необходимые для дальнейшей жизни, а не рушит традиции: ведь это уже устоялось, если люди шли на такое изуверство, как убийство собственных детей. Ведь дети все-таки ценились в иудейском народе, а не были «побочным эффектом» каких-то действий. Считалось, что если Бог не дает тебе детей, ты страшный грешник. И раз они бросают детей в печь, значит, придают этим, как они считают, священным действиям огромное значение. И вот приходит царь, который говорит им: «Нет, дальше вы так делать не будете». И не просто говорит, а пресекает это решительным образом.

Конечно, я не перестаю поражаться глубинам смыслов Святой Земли. Потому что, хотя мы уже говорили о долине Гееном и переживали, как бы нам не повториться, происходят все новые и новые открытия. Слава Богу! И огромное спасибо тебе.

Друзья, спасибо, что провели это время с нами, будем надеяться на продолжение наших «Встреч на Святой Земле».

Ведущая Светлана Ладина
Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать