Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

1 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вавилонское столпотворение. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– Что мы скажем об огромной автомобильной пробке или массе людей, передвигающихся хаотично и беспорядочно? Как назовем шум и неразбериху, производимые большим числом народа? Думаю, ответ многих совпал с моим – вавилонское столпотворение.

Друзья, с вами «Встречи на Святой Земле». В рамках нового цикла программ мы с Анной Мусан-Леви предлагаем вам повнимательнее прислушаться к современной речи и найти у некоторых крылатых выражений библейские корни.

Анечка, здравствуй! Когда же произошло Вавилонское столпотворение? Что за столп сотворили? И что сегодня на Святой Земле может о нем напомнить?

– Произошло оно очень давно, много тысяч лет назад. Естественно, никто не знает точно дату, но было это однозначно более четырех тысяч лет назад. А вот вспомнить это событие и не только внимательнее прислушаться к мудрости, которую дает нам Библия, но и внимательнее присмотреться к нашей повседневной жизни, я считаю совершенно не лишним и для себя, и для наших дорогих телезрителей. Поэтому давайте вспомним это событие и в очередной раз увидим, что то, как мы употребляем это выражение в нашей речи, очень далеко отстоит от того, чем оно на самом деле было и какие последствия имело для нас, для человечества.

Произошло это уже после потопа. Человечество все равно увлекалось, скажем так, грехом. То есть нам всем это свойственно. Мы не видим иногда ничего дурного, например, в прогрессе или в том, что пользуемся его благами. Я не хочу проповедовать всем выбросить айфоны, но тем не менее задуматься тут есть над чем, по крайней мере, над своим отношением к этим вещам.

Так вот, люди собрались в долине Сеннаар, по-другому она называется Шумер, откуда, как мы знаем, пошла как таковая знаменитая шумерская цивилизация. Это территория Месопотамии, междуречье Тигра и Евфрата, а именно южная, то есть нижняя, часть, где эти две реки текут совершенно параллельно. И вот в этой долине, между этими реками и собрались эти люди.

Что это были за люди? Мы можем судить о них даже по самому контексту Библии:«Собрались они и сказали: “Давайте построим башню и город, прежде чем мы рассеялись”». Они заранее знают, что они будут рассеяны. Естественно это были люди, одержимые определенными страстями и пороками и заранее знающие, что наказание за них придет. Как сказал великий ученый, философ I века Филон Александрийский: «Наказания Господни, как правило, очень легко распознаваемы, хотя считаются неведомыми». На самом деле мы действительно всегда знаем, когда рука Божия на нас, и любой человек, делающий грех, обычно где-то очень глубоко чувствует, знает, что он поступает неправильно или против Бога или против своих ближних. Также и эти люди. Но они хотели, находясь уже в самой предельной точке пороков и страстей, увековечить свои страсти и грехи.

Как часто в школе наши дети видят девочек, которые напоказ курят или напоказ обнимаются с мальчиками, чуть ли не в двенадцать лет. Или напоказ красят ногти в зеленый цвет, желая всему миру таким образом показать: «А вот я такая плохая, и это классно». Это очень нам знакомо. Точно также взрослые люди выставляют нам по телевизору все свои грехи, пороки, хвастаются ими, на самом деле не потому, что они так уж уверены в том, что правы, а именно потому, что знают, что скоро будут наказаны за это. А пока не наказаны, распространяют свой грех: «Раз уж я все равно буду наказан, мне теперь терять нечего, так уж наврежу всей планете своей мерзостью». Вот именно это движение души испытывали (проходили через это состояние) те самые строители.

И что они решают? – «Построим башню и город». Строят они эту башню и город,как мы знаем, из кирпичей, беря их вместо камней. И все у них идет успешно. Но Господь, увидев их строение, говорит: «Сойдем и смешаем их языки, потому что эти люди говорят на одном языке и совместно могут что-то делать, и это только начало, поэтому, пока не поздно, прекратим». И Он, как вы помните, смешивает им языки, соответственно, люди рассеиваются по всей земле и продолжают жить уже отдельно, а не сообща.

А теперь давайте посмотрим, что этот рассказ означает? Заранее оговорюсь, что многое из того, что я буду говорить вам сейчас, основано на трудах Филона Александрийского, которого признает наша Церковь, и, хотя он и не христианский философ, его толкованием пользовались в том числе и святые отцы. Это был духом просвещенный ум, такое бывает. Читать его – одно удовольствие; он очень много знает о законах внутренней жизни.И конечно же,труды Григория Нисского, который тоже писал о смешении языков.

Так вот, город и башня... Это очень интересно. Дело в том, что каждый из нас с вами – это государство: можно сравнить нас с государством или городом, что в древности было одно и то же. Вы знаете, что в городах были князья, которые называли себя царями. Так и у каждого из нас тоже есть царь: у одного этот царь – Бог, у другого этот царь – разум, рассуждение духовное. А вот у большинства из нас царь – это наше тело, которое беспрерывно нужно ублажать, питать, давать ему отдых, развлечения и вообще всячески его пестовать и восхвалять, как и положено собственно царю. Филон вообще сравнивает наше тело с царем египетским, и выйти из плена, из рабства телу помогает разум, то есть духовное размышление, которое сравнимо с Моисеем. А пока душа и разум находятся в плену у тела, оно-то и заставляет строить ему дворец. Ведь что обычно строит себе царь руками своих подданных? Дворец. Вот это башня.

Если вспомните, здесь есть параллель с Евангелием, когда человек насадил виноградник и построил в нем башню – это совесть, как раз сторож. А в вавилонской истории все наоборот: эта башня призвана быть не сторожем, а местом для царя, то есть царским домом, который достигнет неба. Небо у них конечно не там, где ангелы и Спаситель или Бог ветхозаветный. Небо у них – это высшее счастье, высшее наслаждение чувств, именно телесных состояний. И что тогда помогает строить эту башню?Как она строится? Из кирпичей, а не из камней, обратите внимание. Помните, в предыдущей передаче мы с вами говорили про камни. Камень – символ правды, символ завета с Богом, камень высекают и не обрабатывают. А кирпич – это творение рук человеческих. Что надо сделать, чтобы получить кирпич? Нужно смешать воду и землю, чтобы земля потеряла свои свойства, вода – свои, и получилось нечто среднее – глина, из которой делается кирпич. То есть иными словами, это уже творение рук человеческих, произошедшее из смешения. А как опасно смешение и как оно действует, мы здесь и видим.

Как это происходит в духовном плане? Смешав все свои чувства, разумные и неразумные рассуждения, смешав всё в какую-то путаницу,единую массу, человек может из этой своей внутренней неразберихи лепить все, что он хочет. Например, увлекаться любыми учениями, любыми диетами, любыми направлениями йоги и пилатеса, общениями с инопланетянами – что хочешь можно слепить, когда у тебя все перемешано: ты не различаешь дух, душу и тело, не имеешь рассуждения, совесть тоже куда-то заткнута, смешана с грязью. Из этого можно лепить кого хочешь и что хочешь. И вот это чаще всего у нас и происходит. Так, по крайней мере, объясняют нам святые отцы наш внутренний процесс.

И вот таким образом люди создают эту башню пороку, царский дом, который должен достичь небес. Господь, видя это все, нисходит к людям. Здесь эти слова трактуют не в так, что Господь в прямом смысле покинул одно место и перешел в другое, а именно снизошел, то есть взглянул на них и увидел, что они делают. И Господь говорит: «Эти люди говорят на одном языке». Что это означает? Чаще всего мы понимаем так, что у них был один язык, греческий, например, или иврит, или шумерский в то время. Однако нет. Это был язык греха. Ведь люди, которые творят грех, понимают друг друга прекрасно и без слов. Поэтому то, что эти люди говорили на одном языке,означает, что они были вместе, заодно в плену порока. Иными словами, в плену пороков и страстей они были единомышленниками. Кроме того, в древних культурах выражение «быть людьми одного языка» означает быть подданными одного государства, одного царя. Эти люди были заодно в этом совершенно нечестивом умысле. И Господь говорит, что «это только начало, поэтому смешаем их языки». То есть Он делает то же, что они делали в свое время с водой, глиной, чтобы сделать кирпич: Господь смешивает, перемешивает их страсти, мысли, чувства, делая из них нечто третье, что они уже разделить на части не могут.

Вот, мы с тобой, Светлана, хозяйки, и многие наши телезрительницы, думаю, тоже. Мы прекрасно знаем, что когда, например, делаем тесто, то кладем сахар, муку, яйца, молоко, и когда все смешиваем, мы получаем нечто третье: отдельно вкуса яиц или отдельно вкуса молока там уже нет. Иногда гости едят и думают: из чего это приготовлено? Они не могут точно разобрать ингредиенты. Вот это и есть свойство смешения.

Поэтому Господь смешивает – и люди перестают отвечать на «позывные» этих страстей и грехов. Они перестают различать язык страстей, грехов, пороков, перестают понимать друг друга и в недоумении, опустив руки, вообще не понимая, что они тут делают, разбредаются, расходятся, рассеиваются по всей Земле и начинают жить уже как отдельные народы. И каждый из них постепенно вырабатывает свой язык, имеется в виду уже язык общения. И это, как считает Григорий Нисский, было очень полезно и хорошо для людей, потому что человечеству совершенно необязательно быть толпой. Еще Пушкин писал: «Там толпа и чернь». Вообще, толпа – это вещь страшная. И сейчас определенные силы в мире очень стараются сделать из всей планеты одну большую толпу, которая будет слушать одну и ту же музыку, есть одну и ту же пищу, надевать наряды с одними и теми же«Frozen», которых мы видим на каждой детской майке, на каждой игрушке и так далее, то есть хотят всех превратить в одноликую массу. Приезжаешь в одну страну, другую, третью – видишь один и то же «Макдоналдс», одни и те же товары, да еще и говорят все по-английски. И вообще уже непонятно: а в чем разница между нами?

Поэтому очень глубокий смысл в том, чтобы задуматься над состоянием жителей Древнего Вавилона и над нашим состоянием. А Господь разделяет это: человеку не нужно быть людской массой, толпой. Потому что толпа имеет очень большую силу. Сообща люди могут решить рушить храмы, человек в заведенной толпе может убить другого человека. Один на один он бы этого не сделал, а когда толпа, когда энергия передается друг другу, человек может сотворить страшное и потом сам не будет знать, как мог это сделать.

Однако разделил Господь до времени. Давайте вспомним, в какой момент Он объединит все заново. Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Господь опять соединит людей, дав им один язык, только теперь это будет язык Духа Святого. И этот дар – дар проповеди, которая доходит до каждого сердца, и дар общения вообще без слов, получили апостолы в день сошествия Святого Духа (вместес даром иностранных языков: было и то, и другое).

Вот какая интересная история. И напоследок стоит, конечно, сказать пару слов о самом названии и отметить остроумие библейских авторов, которые писали книгу Бытия. Дело в том, что, вообще-то, «Вавилон» в оригинале звучит как «Баб-илим» или «Баб-илани», что в переводе с аккадского языка означает «врата богов». И вавилоняне и, правда, имели такие вавилонские башни, которые называются зиккуратами (или заккуратами). Зиккурат – это очень высокое культовое строение, на вершину которого вела лестница.Самое известное было высотой 91 метр, это в те-то времена.О зиккурате действительно можно сказать, что он был подобием башни, на его вершине совершались приношения богам и наблюдение за звездами, потому что вавилоняне были очень известными астрономами и астрологами. Потому они и называли город, где стоял действительно самый известный зиккурат высотой 91 метр, Вавилон– «врата богов».

А библейские авторы, ивритоязычные (хотя аккадский язык, на котором говорили вавилоняне, и библейский иврит – это языки семитские, то есть одной группы) создали такую игру слов:«левальбэль» на иврите (и на современном, и на древнем) – «перемешивать, смешивать». И они как бы написали, отсюда и название у них: «смешение».Хотя на самом деле вавилоняне имели в виду совершенно другое.

– Ну а что касается русского языка, созвучие слов «столп» и «толпа» как раз обращает нас к смыслу: вот, много нас собралось, все мы движемся хаотично, бестолково, друг друга не понимаем. Но Библия совершенно по-другому представляет нам это выражение.

Анечка, спасибо большое! Дорогие друзья, спасибо вам за внимание. Будем надеяться на продолжение наших встреч на Святой Земле. Оставайтесь с нами!

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать