Союз онлайн: Вдохновение Святой Земли

27 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Армяне. Ведущая Анна Мусан-Леви.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Закончилось Рождество и Крещение, закончились холода, бури и дожди, которые были у нас в этот период, и Господь снова балует нас солнечной, теплой, совсем весенней погодой. И съемки нашей передачи «Вдохновение Святой Земли» переехали на вольный воздух.

Сегодня я продолжаю начатую нами тему христиан Святой Земли и буду рассказывать вам об армянах. С чем у нас с вами ассоциируется Армения? Армянский кофе, армянская яичница, армянский хлеб – лаваш, армянский коньяк! А у меня в детстве был сборник стихов Осипа Эмильевича Мандельштама. Я его очень любила, многие стихи в десять-одиннадцать лет знала уже наизусть, а особенно мне нравился его цикл об Армении. Армения – страна, в которой «орущие камни», которую раскрашивал лев, выхватывая цветные карандаши лапой из пенала, страна, где большероты дети и большеглазы женщины.

Мне очень хотелось побывать в Армении, но так сложилось, что с армянами я познакомилась здесь, на Святой Земле, и хотя немного, но все-таки прикоснулась к духу и аромату армянской жизни. Да, у нас в Старом городе в Иерусалиме есть армянский квартал, есть Армянская патриархия, и армяне регулярно служат на святых местах.

Но начнем по порядку. Армяне – народ очень древний. Примерно три тысячи лет насчитывают ученые с того момента, как на Армянском нагорье стал формироваться армянский этнос. Страна эта складывалась постепенно. Народ состоит из совершенно разных племен, которые объединялись под рукой мощных армянских правителей, и уже по меньшей мере за пятьсот лет до Рождества Христова государство так и называлось – Армения. Первые письменные упоминания об армянах мы с вами находим у знаменитого библейского царя Дария. Помните персидского царя Дария, который пустил евреев восстанавливать разрушенный до этого персами Иерусалимский храм? Вот он, описывая события того времени, в одной из древних надписей, найденных в Иране, свидетельствует о таком государстве, как Армения.

Армяне очень малое время были независимыми. Почти вся их древняя история – это постоянное порабощение другими, более мощными империями. И всего лишь двадцать пять лет (с восьмидесятого по шестьдесят пятый год до нашей эры) был период, когда под правлением царя Тиграна армянское царство было независимым, называлось Великая Армения, воевало даже с древним Римом – и не только воевало, но и одерживало победы, сохраняя свою независимость.

Кстати, армянский царь Тигран дошел со своим войском и до стен тогдашнего Иерусалима. Брать город он не стал, это не входило в его планы, но, уходя из Иерусалима, он оставил здесь небольшие гарнизоны своих воинов на границах. Кто знает, возможно, это и были те самые первые армяне, которые жили на Святой Земле, конечно, уже перемешавшись с местным населением.

Самая же интересная часть начинается с Рождества Христова. По преданию, в Армении проповедовали апостолы Иуда Фаддей и Варфоломей. Иуда Фаддей был сыном Иосифа плотника, а Варфоломей – это тот самый Нафанаил, которого Господь нашел под смоковницей, «истинный израильтянин, в котором нет льсти».

Просветителем же Армении считается святитель Григорий, так и прозванный – Просветитель. Святитель Григорий – это удивительная личность. Родился он в середине III века, был из знатного парфянского рода (говорят, даже был в родстве с одной из царских парфянских династий). Отец его претендовал на армянский трон, участвовал в заговоре и убил армянского царя. Вся семья была истреблена, кроме двух младших братьев, в том числе младенца Григория, которого один родственник вывез сюда, в Палестину. Он поселился в Кесарии, и это тоже было промыслительно: в Кесарии существовала большая община христиан. И Григорий стал христианином, принял Крещение и истинный дух Христовой веры. Его мучило преступление, совершенное его отцом, и он решает стать слугой у сына убитого царя, которого зовут Тиридатом. Это и будет первый армянский христианский царь.

Как только принц Тиридат стал царем, святитель Григорий был подвергнут жесточайшим мучениям. Несмотря на их дружбу, царь не терпел христианства Григория, и будущий святитель, как сообщает его житие, прожил четырнадцать лет в яме с ядовитыми змеями, в грязи и в сырости. Он чудом остался жив и исцелил царя Тиридата, который впал в безумие за учиненные гонения на христиан. Видя стойкость и веру святого, его чудесный пример, царь раскаялся и принял христианство.

За царем крестился и армянский народ, и Армения в 301 году стала первым государством на земле, которое официально приняло христианство. Есть, конечно, возражения на этот счет, но из того, что я читала, мне это кажется вполне достоверным и правильным. Святитель Григорий стал первым армянским патриархом, поставил епископов, владык и в конце своей жизни удалился в Иерусалим.

Впоследствии просвещенные Григорием армяне стали наполнять Святой Град Иерусалим. Сюда приезжали и монахи, и миряне. К IV веку у нас уже была целая армянская улица, на которой жили торговцы, ремесленники. Конечно же, армянские монахи были и в лавре Саввы Освященного, и в других монастырях. Армяне в этот период строят свои храмы и монастыри у нас, тогда они были такими же православными, как и мы с вами.

Но в V веке прошел IV Вселенский Собор, и армяне не приняли православного учения о двух природах Христа. Армянская Церковь относится к монофизитским, или миафизитским, церквям. Этот вопрос мы с вами подробно обсуждали в прошлых наших программах, поэтому сегодня останавливаться на этом уже не буду.

Византийцы выгнали армян из Иерусалима, поскольку здесь шли настоящие монофизитские войны. Вернулись армяне лишь в VII веке, когда пришел мусульманский правитель, халиф Омар, который захватил Иерусалим. Армяне приняли его как своего халифа, приветствовали его, и за это им было возвращено их имущество и возможность жить и молиться в своих храмах и монастырях.

В период крестоносцев армяне помогали воинам-крестоносцам воевать против турок-мусульман, и, конечно же, за это крестоносцы их отблагодарили: дали им эту самую территорию, на которой сейчас и расположен армянский квартал. Находится он недалеко от нынешних Сионских ворот.

Современные армяне, конечно же, во многом арабизированы, потому что давно уже смешаны с местным населением, но армянский язык помнят. На домах в армянском квартале можно видеть таблички на армянском языке. Там есть и армянская таверна, и армянский ресторан, замечательные мастерские, где делают традиционную армянскую керамику. Но самое главное – это Армянская Апостольская Церковь. Вы, конечно, знаете, что армянами управляет Верховный Патриарх и Католикос всех армян, но у них две автономные патриархии: Константинопольская и наша, Иерусалимская, поэтому в Иерусалиме живет не просто архиепископ, а патриарх.

Самый главный собор армян в Иерусалиме – это собор святых Иаковов: Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева. По преданию, именно на этом месте был усечен мечом Иаков Зеведеев. Соответственно, у армян есть мощи – святая глава апостола. Собор, кстати, очень древний, он был построен в IV веке, позднее перестроен в Средневековье, в XII веке. Напротив этого собора находятся Армянская патриархия и Армянская духовная семинария.

Армяне на Святой Земле имеют монастыри, храмы, имеют приделы на самых главных святых местах (в Храме Рождества Христова, у Гроба Божией Матери, у Гроба Господня) и имеют право служить на этих святых местах точно так же, как наши православные греки Иерусалимского Патриархата и католики. Таким образом, в воскресенье ночью на Гробе Господнем первой совершается наша, православная литургия, а сразу же, следом за ней, в четыре утра идет армянская литургия.

По сути дела, три конфессии владеют Храмом Гроба Господня: это православные греки, католики и армяне. Остальные же имеют приделы, как, например, копты, абиссинцы или сиряне, о которых мы говорили, но как бы под покровительством этой Армянской монофизитской Церкви.

Вообще нужно сказать, что современные армяне, живущие на Святой Земле (а их около десяти тысяч), не отличаются большой набожностью и церковностью. Настоящим оплотом присутствия армян на Святой Земле являются, конечно, духовная семинария, семинаристы, монахи, священники, Армянский Патриарх, который здесь живет. То есть это скорее духовенство, нежели миряне.

Немного хочется сказать о том, каково же армянское богослужение. На Святой Земле его действительно можно наблюдать. Вообще армяне, как и другие монофизитские церкви и, конечно же, как мы с вами, православные, берут основу своего богослужения в древнем иерусалимском богослужении. Иерусалимское богослужение – это определенный свод, скажем так, чинопоследований (литургии, утрени, вечерни, со временем – часов), который сложился именно на Святой Земле, связан с топографией святых мест, с традициями служить в праздники на определенных святых местах.

И вот этот иерусалимский чин, от которого сохранились даже богослужебные книги, как, например, знаменитый «Лекционарий» (и именно на армянском языке), впоследствии, естественно, подвергся некой трансформации. Церковь ведь живая, и богослужение развивалось, жило. Сложился византийский обряд, Царская литургия – та, которую мы совершаем у себя в храме. Армяне же, поскольку они, как и другие монофизиты, уже не развивались дальше вместе с Константинопольской Церковью, пошли каким-то своим путем: что-то приняли от нас, от Византийской Церкви, что-то приняли впоследствии, к сожалению, от католиков. Служба у них (не в монастырях, а в мирских приходах) иногда сопровождается орга́ном или рипидами.

Пение, между тем, намного более древнее, чем в наших с вами храмах, потому что в России мы слышим иногда партесное пение, армяне же чаще используют свое древнее пение, которое сложилось в XI веке (это смесь византийского и чисто армянского пения). Служат на древнеармянском языке, который называется грабар. Что интересно, таинство Евхаристии они творят на неразбавленном вине и на пресном хлебе. Это очень необычно, но некоторые ученые говорят, что эта традиция на самом деле чуть ли не апостольская.

Вот, собственно, на этом мы с вами и заканчиваем сегодня нашу передачу, и мне хотелось бы сделать вам небольшой сюрприз. Сейчас вы увидите фрагмент армянского богослужения из Храма Гроба Господня, увидите Кувуклию Святого Гроба и услышите, на мой взгляд, очень необычное и красивое пение армянских семинаристов. Я прощаюсь с вами, впереди нас ждут новые встречи, новые «Вдохновения Святой Земли» и новые рассказы о христианах, которые населяют Святую Землю.

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать