Союз онлайн: Вдохновение Святой Земли

23 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Рождественский выпуск. Эфиопия. Ведущая Анна Мусан-Леви.

– Сегодня я продолжаю рассказывать о христианах, населяющих Святую Землю. В прошлых передачах мы говорили о коптах и сирианах, а сегодня я расскажу о самых, пожалуй, необычных жителях Святой Земли. Для начала снова мысленно перенесемся в Храм Гроба Господня. Надо сказать, что там редко бывает тихо и молитвенно, разве только на ночных службах. А так обычно там царит беспорядок, шум, очень много народа – со всех концов мира приезжают сюда не только паломники, но и светские туристы. Они фотографируют, шумно разговаривают, иногда даже смеются. И вот среди этого постоянного перемещения толп людей можно заметить тихие, склоненные к земле фигуры около Голгофы, около места обретения царицей Еленой Честного Креста. Странные фигуры закутаны в какие-то древние одежды, как будто бы они сошли с древних икон. Если присмотреться, то увидим, что у них темная кожа и достаточно красивые, хоть и необычные для нас, европейцев, черты лица. Это эфиопы, они любят подолгу молиться на святых местах.

Эфиопия – одна из древних стран, упоминаемых в Библии. Давайте вспомним, как Моисей описывает нам райский сад: Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат (Прат ) (Быт. 2, 10–14). На земле Куш жили соответственно кушиты, потомки Куша или Хуша. Хуш – так звали одного из сыновей Хама, а Хам был, как вы помните, старшим сыном Ноя. Эти самые потомки и были будущий народ Эфиопии. И надо вам сказать, что кушиты, то есть непосредственно этот этнос, живут в Эфиопии и сейчас, и даже говорят на собственном языке, принадлежащем к кушитской группе афразийской языковой семьи.

Однако основное население Эфиопии – вовсе не эти люди, а очень интересный этнос. Возник он таким образом. Примерно в V веке до Рождества Христова на территорию Эфиопии переселились с Аравийского полуострова семитские племена. Они принесли в Эфиопию свой язык, свою культуру и, перемешавшись с местным населением, составили тот удивительный древний эфиопский этнос, который и есть сегодня большинство населения Эфиопии. Поэтому государственный язык у них не тот древний язык афразийской группы, на котором они говорили, может быть, три тысячи лет назад, а язык амхарский (አማርኛ /amarɨɲɲa/) — язык народа амхара; государственный язык Эфиопии (по конституции имеет статус рабочего языка правительства). Это язык семитский, сродный ивриту, на котором говорит Израиль, арабскому и арамейскому языку.

Земля Куш упоминается в Библии не единожды, но, пожалуй, самое известное упоминание связано с царицей Савской, с той самой царицей Южной, которая пришла видеть мудрость Соломонову. Кстати, эфиопы утверждают, что именно от брака Соломона и царицы Савской начали свой род эфиопские цари. Новый Завет жители Эфиопии приняли, по Преданию, от евнуха, которого крестил апостол Филипп. Помните, в Деяниях апостолов евнуху предстояло преодолеть большую дорогу, а ехал он по дороге из Газы и читал, чтобы не было скучно в пути, пророка Исаию? Был евнух новообращенным иудеем, то есть обрезанным. И вот читал он пророка Исаию, дошел до места, где было написано, что как Агнец, будет Он веден на заклание и пред стригущим его безгласен. Евнух недоумевал, о ком говорит пророк, может быть, о себе самом? Странные слова...

И здесь встретился ему апостол Филипп, которого Господь послал на эту дорогу. Евнух просил Филиппа истолковать ему слова Священного Писания. Филипп начал объяснять, что речь здесь идет о Господе Иисусе Христе, и евнух уверовал всем своим сердцем. И когда доехали они до водного источника, попросил крестить его. Вот этот самый евнух, который, как говорит Предание, был хранителем сокровищ царицы Кондакии, вернувшись в Эфиопию, первым проповедовал эфиопам Христа.

Уже к IV веку мы имеем сведения, что эфиопские монахи (а значит, в Эфиопии были не только храмы, но и монастыри) приходили в Иерусалим, ко Гробу Господню. Надо вам сказать, что эфиопские монахи здесь были частыми гостями. А нередко, приходя паломниками на Святую Землю, оставались здесь жить навсегда и наполняли монастыри и лавры иудейской пустыни. Уже к XIII веку в Иерусалиме существует эфиопская община и входят в нее не только монахи, но и миряне. У эфиопов сегодня есть монастыри и храмы и в Иерусалиме, и в Иерихоне, и в Вифлееме, на Иордане. Есть даже целый жилой район – эфиопский район в современном городе Иерусалиме. В 1888 году один из правителей Эфиопии купил землю за стенами тогдашнего Старого Города, туда переселилась часть эфиопов из Старого Города, там они построили свой эфиопский храм, который на сегодня является главным в Иерусалиме.

Эфиопы называют себя православными, однако они являются представителями большой семьи древневосточных, или миафизитских Церквей. Миафизитский от др.-греч. μία – «единая» и φύσις – «природа, естество» – христологическая доктрина, утверждающая единство природы Бога Слова воплощенного, то есть единство природы Богочеловека Иисуса Христа. Миафизитское богословие признает Иисуса Христа равно и истинным Богом, и истинным Человеком, то есть признает две совершенные соединенные природы – Божественную и человеческую, но, в отличие от диофизитства, видит их в реальном, а не условном единстве. Это те Церкви, которые принимают только три первых Вселенских Собора – они не имеют канонического общения с нашей Православной Церковью, не сослужат с нами, но тем не менее христиане. Эфиопская Православная Церковь (так они называют себя) – самая большая из миафизитских Церквей. Подумайте только, в ней примерно 50 миллионов прихожан – а население Эфиопии составляет примерно 90 миллионов. То есть можно сказать, что более половины жителей Эфиопии принадлежат к этой Церкви.

Эфиопы очень набожны, очень почитают ангелов и архангелов и, конечно же, святых. У них очень много удивительных преданий о древних подвижниках, общих для нас и для них. И есть один общий святой, которого наверняка знает любой прихожанин русского храма. Конечно, это святой, который у нас на иконах иногда изображается темнокожим, – святой Моисей Мурин. Помните, он был разбойником, но потом раскаялся и стал монахом. Очень интересное у него житие, и советую всем его прочитать.

Любят эфиопы и Святую Землю. Последний эфиопский император Хайле Селассие в 1924 году посещал как паломник Святую Землю, а в 1936 году оказался у нас в изгнании. В то время Эфиопию захватили итальянские фашисты, и император вынужден был бежать сюда, в Палестину, прожил здесь год, и на улице Пророков у нас даже сохранился дворец эфиопского царя с очень характерной мозаикой – на синем фоне золотой лев.

Самое же известное, связанное с эфиопами, место в Иерусалиме – Царский монастырь. Когда входишь в Храм Гроба Господня, справа есть малоприметная дверка. Если зайти в нее и пройти через очень маленький эфиопский храмик, попадаешь на крышу, а на крыше ждет настоящее чудо. Там стоят домики-мазанки, практически такие же, как в Эфиопии, ходят люди в странных, совершенно древних одеждах. Это эфиопские монахи, которые прямо там, на крыше, и живут. По их преданию, это место святое: на нем царица Савская когда-то встретилась с царем Соломоном.

А как же эфиопы празднуют Рождество? Надо вам сказать, что у эфиопов для этого есть свой Новый Иерусалим. Да, не удивляйтесь. На Рождество те, кто не могут приехать в Иерусалим или в Вифлеем (а эфиопы – народ бедный), отправляются у себя в стране в город Лалибела.

Когда-то в XII веке Лалибелой правил очень благочестивый царь, он побывал в Иерусалиме паломником и так полюбил святые места, так проникся ими, что, когда узнал в скором времени, что крестоносцев из Иерусалима выгнали мусульмане и захватили этот город, он решил, что теперь столица его царства заменит собой Иерусалим. Реку, протекавшую через свой город, он назвал Иорданом, многие места, здания получили библейские названия. А еще он построил 13 церквей, высеченных прямо в скалах. Говорят, что ему было видение о том, как лучше их устроить. И название этим церквам он дал схожее с теми, что видел на Святой Земле. Даже и внешний облик (хотя, конечно, в эфиопской интерпретации) он придал им схожий с тем, как выглядели здания храмов на Святой Земле в его время. И вот так появился у них Бет Голгофа, Бет Мариам – храмы, посвященные Господу, Божией Матери, архангелам, святому Георгию Победоносцу.

И вот в эту чудесную Лалибелу отправляются в паломничество эфиопы на Рождество. Сюда приезжают десятки тысяч человек. Эфиопы любят подолгу молиться, и делают они это, на наш с вами взгляд, несколько необычно – поют и танцуют. Если такие проявления молитвенного чувства у современных протестантов вызывают у нас чаще всего осуждение, то, глядя на эфиопов, язык не поворачивается сказать, что это ересь, настолько все органично, созвучно их культуре, даже их внешнему облику.

Рождественское богослужение у эфиопов – целое действо. Начинается оно с того, что они трижды обходят храм с зажженными свечами в полной тишине. Потом у них есть момент, когда священники, епископы и патриарх представляют собой ангельские силы, поют Великое славословие, а народ с частью священников изображают пастухов и выражают свою радость от полученной вести о Рождестве Христовом через крики, улюлюканья, гортанное пение. Службу у них сопровождают традиционные музыкальные инструменты, обязательны барабаны. И практически детская радость, с которой вообще эфиопы встречают праздники, очень умиляет, трогает и заставляет задуматься, что действительно не все люди на земле одинаковы: есть люди с другой культурой, есть люди, которые свою культуру хранят и любят и, несмотря на все изменения современного мира, остаются теми, кто они есть. Наверное, это очень важно и стоит думать об этом и нам.

Когда заканчивается богослужение (а длится оно всю ночь, и эфиопы стараются посетить как можно больше храмов в эту ночь, то есть они переходят из одной церкви в другую), конечно же, все отправляются разговляться. Разговляются эфиопы особо вкусным, густым блюдом, которое, наверное, можно назвать «жаркое». Это мясо, тушенное с различными овощами, специями и яйцами. Пьют специальное эфиопское медовое вино и крепкий эфиопский кофе – в день Рождества Христова спать им совершенно не хочется. Побывав на службе и позавтракав, они снова отправляются в различные храмы и монастыри. Да-да, не удивляйтесь. У эфиопов нет культа Деда Мороза, елки и подарков в этот день. Самое главное для них – это помолиться, побывать в как можно большем количестве храмов. Впрочем, подарки дарят, но необычные. Единственный подарок, который у эфиопов считается достойным святого дня Рождества Христова, – это новая белая одежда, дарят ее и взрослым, и детям, и, по традиции, в ней и встречают праздник.

Есть у эфиопов и традиционная рождественская игра, очень необычная. Эфиопы говорят, что, когда пастухи узнали от ангелов о Рождестве Христовом, в радости стали они своими посохами гонять мяч или небольшой камушек. И вот поэтому в день Рождества обязательно и стар, и млад играют в специальную игру, которая называется так же, как называется по-эфиопски само Рождество Христово, – «гана», от греческого слова «генесиус» или «генесиз» – «рождество».

У нас на Святой Земле к Рождеству эфиопы собираются в Вифлеем. Кстати, они говорят, что один из волхвов был из Эфиопии. И они устраивают очень шумный, веселый, музыкальный крестный ход. Крестным ходом я бы и хотела закончить сегодня наш рассказ об Эфиопии, пожелать вам Божественного вдохновения, крепкой веры и помощи Божией во всех ваших делах.

Ведущая Анна Мусан-Леви

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать