Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ведущие: Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.
– Здравствуйте, дорогие друзья! Готовясь к очередному выпуску программы «Вдохновение Святой Земли», я вспомнила свое давнишнее интервью с Рафаилом Мусан-Леви. Оно называлось «Меня обратил апостол Павел», и его легко найти в интернете. Это история коренного жителя Святой Земли, происходящего из колена Левитов – отсюда и фамилия Леви, – который абсолютно осознанно принял Христа и православную веру.
В 2010 году мы с мужем случайно-промыслительно попали в группу паломников, где Рафаил был гидом. Благодаря тому, что у меня с собой был диктофон, тогда удалось не только сделать это интервью, но и записать, что Рафаил Мусан-Леви нам говорил по ходу экскурсии, а разговаривает он афоризмами. Например, помню, как одна паломница выражала свое неудовольствие то ли экскурсией, то ли бытовыми условиями, а другая, сочувствуя гиду, заметила, что Иисус Христос вообще спал здесь на голой земле и не роптал. «Да, – ответил Рафаил, – но Господь не платил за путевку». И от этого же замечательного Рафаила я впервые услышала о понятии «синдром Иерусалима».
Иногда люди ожидают в Иерусалиме увидеть сразу Небесный Иерусалим, как будто они находятся на небе. И иногда из-за этого у человека бывает то, что похоже даже на психическое расстройство, – это называется «синдром Иерусалима». Так, конечно, бывает в основном у американцев и у того, кто думает про себя, что он царь Давид или пророк Исаия. У русских это выражается по-другому. Например, Николай Васильевич Гоголь, совершая паломничество в Иерусалим, думал, что он увидит Божиих ангелов прямо на улицах, а увидел восточный город со своими искушениями и со своими проблемами.
Вот об этом паломничестве великого писателя нам расскажет уже другой гид паломнической службы «Радонеж», супруга и коллега Рафаила – Анна Мусан-Леви.
–- Здравствуйте!
– После абсолютно искренних дифирамбов Вашему мужу, не только слова, но даже интонацию которого я очень живо помню спустя много лет, прошу Вас продолжить повествование о том, что же увидел на улицах Иерусалима Николай Васильевич Гоголь и как он это воспринял.
– Николай Васильевич Гоголь – необычный русский классик, можно даже сказать, что самый необычный из всех. Он был человеком очень эксцентричным. И если мы в его произведениях поражаемся его уму, остроумию, точности, совершенно потрясающей фантазии, то точно так же в жизни и быту Гоголь поражал друзей и знакомых своей странностью (иногда даже болезненной странностью) в восприятии окружающего мира и привычках. Наверняка со школьной скамьи мы помним про знаменитый портфель Гоголя с его произведениями, который он везде и всегда носил с собой.
Точно так же и поездка в Иерусалим такого необычного человека была тоже со всех точек зрения необычной. Как рассказывают нам биографы Гоголя, началось все с того, что в 1840-е годы в душе писателя происходит некий духовный перелом, какое-то очень активное изменение его духовного, душевного состояния, поиск Бога. Конечно, Гоголь был формальным христианином, крещеным с детства и воспитанным в православной вере, но вот у него начинается активный поиск уже не церковности как таковой, а именно подлинного православия, глубокого соединения с Церковью и Богом.
Возникает конфликт между Гоголем-христианином и Гоголем-художником. Николай Васильевич очень болезненно это переживает, ощущает в себе очень много грехов, очень много страстей, которые, как кажется, он и изливает нам на страницах своих произведений. Он от многого решает отказаться. Как раз в это период у него и рождается мысль поехать в Иерусалим ко Гробу Господню. Много лет он ее вынашивает, и наконец в 1848 году из Неаполя, где Гоголь в то время жил – а он очень много жил за границей, в Италии, – он отправляется в Палестину.
Сюда Гоголь ехал с очень точно сложившимся представлением о том, что такое Святая Земля. Он читал Ветхий Завет, Евангелие и отлично их знал. И в его поэтической душе родился определенный образ прекрасной земли, цветущего райского сада, где молоко и мед текут просто по улицам и все люди святые, а сила Божия, Фаворский свет и ангелы являются везде и каждому. Гоголь надеялся здесь, у Гроба Господня, получить исцеление своих душевных, духовных и телесных недугов, которых у него было немало.
С таким настроем он прибывает в Палестину и, конечно, разочаровывается. Здесь он видит современную Палестину XIX века, грязную, неухоженную, где на святых местах стоят храмы, которые очень часто и сейчас паломников отвлекают, потому что каким бы прекрасным ни был храм – над пещерой Рождества Христова или над Гробом Господним, – он очень далек от того, что здесь было 2000 лет назад.
Соответственно, человек теряется в своих впечатлениях, ощущениях и не может сопоставить те ожидания, которые у него были, с тем, что он непосредственно видит. Особенно это свойственно людям впечатлительным, а Гоголь, бесспорно, был человеком очень тонкой душевной организации, человеком очень нервным и эмоциональным.
Бедный-бедный Николай Васильевич! Он ничего не может рассказать Жуковскому, который задумывал написать поэму о Иерусалиме и просил его описать Палестину и нарисовать ее своими гениальными красками. Ведь когда Гоголь описывает нам украинскую ночь или Днепр, мы просто не можем их потом по-другому представить, насколько он мастер в описании пейзажей. Но тут Гоголь оказывается беспомощным. Кругом одно разочарование! Единственное, что пленило Гоголя, – это вид Иерусалима с Елеонской горы, удивила пустыня, хотя, опять же, своим бесплодием, своими безжизненными, как бы совершенно неинтересными холмами, и потрясла его литургия на Гробе Господнем.
Вообще нужно сказать, что это было главной целью Николая Васильевича Гоголя – помолиться на Гробе Господнем, как он писал, за всю Русскую землю, за всех своих родных, за себя и причаститься. Он очень серьезно к этому готовился, очень строго говел – и наконец это сбывается! Литургия произвела на него необыкновенное впечатление, хотя, опять же, он жалуется, что не успел помолиться.
Как паломнику благородного звания – все-таки он был известным в России человеком, – во время совершения литургии ему разрешили стоять прямо внутри часовни Гроба Господня, то есть он стоял как бы в алтаре. Сейчас внутри стоят только священники, а народ помещается снаружи, и мы о таком можем только мечтать. А тогда высокородным паломникам, дворянам это разрешалось в некоторых случаях. И так как Николаю Васильевичу покровительствовал сам вице-консул России, который жил тогда в Иерусалиме, Гоголя поместили прямо в алтарь, и он просто стоял внутри Гроба.
И он говорит: «Я только радовался тому, что я так удачно поместился для молитвы, как вдруг уже вышел священник меня причащать». То есть он не успевал молиться, потому что молитва шла так быстро, что самые крылатые и быстрые моленья не могли бы угнаться за ней. Вот такое у него было впечатление!
Также здесь, в Иерусалиме, он очень глубоко осознал свои грехи. Как он пишет: «Я, наверное, за тем только и ездил ко Гробу Господню, чтобы понять, сколько во мне сердечного холода, самолюбия и себялюбия». Вот такой потрясающий исповеднический момент! Так он отозвался об этой поездке, и удивительные мысли родились в душе Николая Васильевича во время нее. Признаюсь честно, когда я их прочитала, я была поражена: это ответило на целый ряд моих вопросов, которыми я задавалась, уже 23 года живя у святых мест и думая о том, что ведь есть много людей, которые никогда не были здесь и которые никогда здесь даже не побывают.
Естественно, как православный христианин и гид, я мечтаю, чтобы вся Россия здесь побывала, но это невозможно. К тому же далеко не все люди, которые здесь бывают, одинаково воспринимают святые места. Очень часто можно увидеть если не такое, как у Гоголя, полное разочарование (я в своей практике такого не встречала), то такое разочарование, как будто ты что-то недополучил, как будто что-то тебе недодали из того, что ты ожидал.
Мне всегда было интересно, как же к этому относиться и какой из этого вывод можно сделать. Готовясь к этой встрече, я более внимательно перечитывала переписку Гоголя о его поездке в Палестину и нашла потрясающие строчки, которыми хочу поделиться с телезрителями. Гоголь пишет все тому же Жуковскому так: «Что могут все эти места, которые привыкли мы мерить расстояниями, произвести другого, как разве только сбить с толку любопытного наблюдателя, если только они уже не врезались заблаговременно и прежде в его сердце и в свете пламенеющей веры не предстоят ежеминутно перед мысленными его очами? <…> Что могут проговорить тебе эти места, если не увидишь мысленными глазами над Вифлеемом звезды, над струями Иордана голубя, сходящего из разверстых небес, в стенах иерусалимских страшный день крестной смерти при помрачении всего вокруг и землетрясении или светлый день воскресенья, от блеска которого помрачится все окружающее, и нынешнее и минувшее? <…> Нет, все эти святые места уже должны быть в твоей душе. Соверши же, помолясь жаркой молитвой, это внутреннее путешествие – и все святые окрестности восстанут пред тобою в том свете и колорите, в каком они должны восстать». Вот такие слова!
– У меня есть две реплики по поводу того, что было сказано. Во-первых, слова Гоголя во многом перекликаются с тем, что Вы неоднократно уже замечали: трудно человеку с отсутствием укорененности ума в Евангелии, текстах Ветхого и особенно Нового Заветов адекватно воспринять то, что он увидит на Святой Земле, воспринять так, чтобы его сердце было в полной мере открыто благодати.
Господь дает благодать, но ручки-то не раскрываются, они зажаты, там много всякого мусора, за который мы крепко-крепко держимся. А того, что там должно бы быть, что должно бы резонировать в ответ на то, что предлагает Господь, что должно бы чисто и ясно отражать то, что Господь показывает тебе на Святой Земле, у нас порой не хватает, если мы не читаем каждый день Евангелие и если наш ум, по слову святителя Феофана Затворника, в нем не плавает свободно.
Все-таки это стремление Николая Васильевича Гоголя помолиться на Гробе Господнем меня обратило к тому, с чего я начала, – интервью Рафаила Мусан-Леви «Меня обратил апостол Павел». Я помню рассказ Рафаила о том, как он, начав присматриваться к православию, стал ходить в Храм Гроба Господня. Когда он ходил туда днем, он видел, что на этой святыне постоянно топчутся туристы, они там фотографируются, галдят, наперебой что-то спрашивают – все совсем не духовное.
Но когда его приметили греческие монахи и пригласили на ночную литургию в Храм Гроба Господня, где нет пришлых, а есть только те, кто приехал за молитвой, тогда, как он сказал, ему открылся настоящий Храм Гроба Господня и настоящий Гроб Господень. Может быть, это был один из моментов его встречи со Христом, который, видимо, был и у Николая Васильевича, несмотря на то, что так быстро там молились и только он вошел в молитвенный настрой, как уже наступило причастие.
– На самом деле, несмотря на то, что принято считать, что эта поездка ничего не дала Гоголю, думается, что это не так. Дело в том, что через 3,5 года после этого он скончался. После возвращения из Палестины он остается жить в России, он больше не уезжает за границу. Он в еще большей мере становится церковным человеком, очень строго соблюдает посты и причащается. Понятно, это принято считать помешательством Гоголя, его фанатизмом, но я думаю, что не так все просто. Такие гениальные люди, как Гоголь, находятся у Господа на особом счету, и нам невозможно здесь рассудить, сколько в писателе было здоровой веры, а сколько болезненных впечатлений. Но однозначно, что эта поездка его в какой-то степени поддержала, духовно укрепила и подготовила к смерти. Хотя он сам, конечно, об этом не думал и не подозревал.
– Кроме того, вспомним святоотеческое: тот, кто увидел свои грехи как песок морской, выше того, кто видит ангелов. Это же и произошло с Николаем Васильевичем в Храме Гроба Господня! Стало быть, все было не зря, и Господь вел его и готовил к переходу в вечность.
Царствие Небесное рабу Божиему Николаю Васильевичу! Наш поклон Рафаилу Мусан-Леви, а Анне Мусан-Леви мы вновь выражаем нашу общую благодарность. И я, как всегда, друзья, прошу ваших молитв за эту замечательную семью и за то, чтобы продолжались наши встречи на Святой Земле!
Ведущая Светлана Ладина
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!