Союз онлайн: Вдохновение Святой Земли

29 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
  Держим путь в порт Яффа вместе с паломниками 19 века, поэтом Вячеславом Ивановым и Анной Мусан-Леви.

Ведущая Светлана Ладина.

– Представьте себе, в аэропорту имени Бен-Гурион вы спускаетесь по трапу самолета, после прохождения пограничного контроля в здании аэропорта вас встречает приветливый гид, группу паломников провожают в большой комфортабельный автобус с кондиционером. Именно так для многих начинается путешествие по Святой Земле. Но допустим, что вы решили паломничать не в группе, а самостоятельно. Тогда условия те же, только средством передвижения от аэропорта к месту назначения станет такси или маршрутка, где вам комфорт, скорее всего, тоже будет обеспечен… 

Не так, ой не так паломничали в Палестину христиане даже чуть больше века назад, не говоря уже про более давние времена! Именно об этом мы сегодня и поговорим в эфире, наш постоянный проводник – гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

В какое путешествие ты приглашаешь нас сегодня, насколько будет оно комфортабельным? В том, что интересным, я не сомневаюсь. А какими будут сегодня условия нашего паломничества?

– Приглашаю вас перенестись лет эдак на сто – сто двадцать назад и начать с самого путешествия по морю. Прежде чем перемещаться по Святой Земле, до нее еще надо было добраться. Начиналось все в порту города Одессы, где мне, кстати, приходилось бывать в отрочестве. Как раз оттуда отправлялись корабли в Александрию, на Святую Землю, на Святую Гору Афон. Наши русские паломники, соответственно, должны были прежде добраться до Одессы: кто на перекладных, кто на поезде, кто пешком – по достатку, смотря какие люди.

Надо сразу же сказать, что в основном, если мы говорим о XIX и даже начале ХХ века, паломниками были люди бедные – простые крестьяне, прислуга из городов, рабочие (хотя в меньшем числе, они, как правило, не отличались сильной набожностью). Люди были очень простые. Отправляясь в Иерусалим, они готовились к испытаниям. То есть это была никак не увеселительная поездка, не способ провести свободное время, летний отдых, отпуск или досуг. Это было приключение, испытание, подвижничество во всем. На это люди были настроены.

Добравшись до Одессы, они должны были приобрести билет на пароход. Если человек приобретал билет самостоятельно, он стоил 25 рублей в один конец. Если же он заблаговременно в своем городе сходил в представительство Императорского православного Палестинского общества, которое к началу ХХ века уже очень активно работало, то мог получить паломническую книжку – документ, по которому ему полагалась скидка. И билет стоил 24 рубля 90 копеек в оба конца, то есть это половина цены.

Что такое 25 рублей в 90-е годы XIX века? Прислуга получала в месяц от 5 до 8 рублей. Двадцать пять рублей стоили сапоги очень высокого качества, которые офицер покупал раз в десять лет. То есть это была большая сумма. Плюс нужно было оплатить и загранпаспорт – 10 рублей. Он приобретался в том месте, где живешь, в жандармерии.  Палестинское общество и здесь помогало, давалась скидка, но все равно определенная сумма на паспорт была нужна.

На пароходе были каюты первого, второго, третьего классов. Естественно, в основном крестьяне ехали третьим классом. То есть либо они помещались в трюме, просто на полу, никаких кроватей не было, либо для них строились навесы прямо на палубе, как бы самодельные палатки, чтобы укрываться от дождя или палящего солнца. Прямо там они и спали все вместе, на своих узлах: кто с собой подушку взял, кто не взял – это уже личное дело каждого. Надо сказать, что места даже на палубе и в трюме, абсолютно по нашим понятиям некомфортные, тоже стоили денег.

Начиналось само плавание. Вещей у паломников обычно было очень много, поэтому особой тревогой было не растерять свой багаж в общей толкотне. На одном пароходе могло плыть порядка 400-500 паломников. Представляешь, какая это толпа? Тут очень легко потерять и своих родственников или товарок, и вещи. А вещи были очень важны, потому что в паломничество отправлялись минимум на полгода. Это связано с тем, что везде нужно было добираться пешком. Значит, везли с собой и сухари, и картошку, и капусту, и морковку, и обязательно чай, крупу – все, что можно взять из еды, что не портится.

Плюс была традиция обязательно привозить подарки в греческие монастыри и церкви и в храм Гроба Господня. Должна с прискорбием признать, сегодня это практически отсутствует. В то время было совершенно по-другому. Считалось, что святые места (храм Рождества Христова, храм Гроба Господня) нужно поддерживать. В дар везли ткани, ковры, самовары, колокола (иногда всей деревней везли колокол в дар храму или монастырю), благовонное масло, просто масло. То есть тогда подарки были более существенными и более церковными. Все это нужно было не растерять, довезти в целости.

Как проходило плавание? Плыли порядка двух, иногда даже трех недель. Почему? Потому что останавливались в Константинополе, на полтора суток на Святой Горе Афон (мужчины отправлялись на лодках, а женщины ожидали), обязательно заходили в Ливан. Таким образом, паломничество начиналось именно с Востока, а не только со Святой Земли.

Паломники питались на пароходе тем, что у них было с собой, имели возможность за две копейки наливать кипяток. Стояли большие баки, паломники могли наливать оттуда горячую воду, ну а чай свой, у кого какой привезен. Те, кто были чуть побогаче, могли договориться с буфетом, и им разрешали пользоваться плитой. То есть они могли сами себе что-то готовить или просто заказывать себе блюдо. Плавание с питанием стоило пять или восемь рублей вдобавок к основной сумме, а это дорого, паломники в основном на это не шли.

Конечно же, очень жестоко страдали от морской болезни, потому что большинство россиян живут в городах, далеких от моря, и не привыкли к качке. Мы не мореходы, как Петр I ни старался. Люди очень тяжело страдали физически. Есть рассказы очевидцев, что паломники буквально вповалку лежали на палубе с признаками морской болезни (сильная рвота, головокружение).

Штормы – это особая история. Они бывали очень часто. В русских монастырях на Святой Земле есть иконы, которые паломники жертвовали в благодарность Богу за то, что остались живы во время шторма.

И вот, преодолев все эти опасности, страхи и ужасы, пропев за две недели все акафисты, которые знали (а паломники именно так проводили дневное, иногда и ночное время на корабле – молились практически беспрерывно, пели), люди прибывали к нашим берегам. Ночь перед прибытием в Яффский порт обычно проходила без сна, люди молились, нервничали, уже с рассвета толпились на палубе, чтобы поскорее увидеть Святую Землю; и вот наконец вырисовывается Яффа. Необыкновенной красоты ступенчатый город на горе, непривычные для русского глаза ступенчатые домики из белого камня – нашего известняка.

А чтобы туда добраться, нужно пережить еще ужас, кошмар и страх. Все дело в том, что Яффский порт очень древний. Как мы знаем из преданий, город Яффу строил Иафет, сын Ноя, использовал этот порт еще царь Соломон, и в ветхозаветные времена это был единственный порт. То есть ему много тысяч лет. И вот древние скалы, которые раньше служили пирсом, сегодня под водой. Соответственно, корабль войти в Яффский порт не мог, он должен был остановиться на рейде довольно далеко от берега. А дальше паломникам предстояло на лодочках вместе с арабскими лодочниками добираться до берега, мимо скал.

Скалы были очень опасными. О том, как проходило плавание, нам кратко и гениально рассказал Вячеслав Иванов, очень известный поэт Серебряного века, символист, современник Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Александра Блока. Он тоже бывал на Святой Земле. Хотя он человек очень сложный. Конечно, он был христианином, как все тогда в Российской империи, но у него было много заблуждений.

Тем не менее он как паломник побывал на Святой Земле и очень кратко и емко описал путь от корабля до берега. Пароход он называет старинным, забытым нами словом «пироскаф». Итак, Вячеслав Иванов передает нам свое воспоминание о Яффе:

 

Распрыгались у пироскафа

Ладьи арабские. Бедой

Ревнивая грозила Яффа

За обуруненной грядой.

 

Но не вотще именовала

Гортань гребцов весь райский лик:

За челюсть скал мы с гребнем вала

Перемахнули, выбрав миг.

 

А ближний челн (пророков души

Не все, знать, кормщик помянул),

Отдав пловцов живыми суше,

С почтовым грузом утонул.

 

Такую картину он наблюдал и описал нам. Так что для того, чтобы добраться до яффского берега, требовались большая сила воли, мужество, особенно от женщин. И вот когда все наконец свершалось, радости паломников не было предела: они ступали на Святую Землю, преодолев все ужасы путешествия.

– Надо признать, при всей сложности духовного пути Вячеслава Иванова он обладал талантом с помощью слов рисовать картины. Звукопись, повторяющийся звук «р» в первой части стихотворения, изображает нам все буруны, подводные скалы, рифы очень достоверно, живо. Ясно себе это представляешь.

И большим уважением проникаешься к тем, кто все это преодолевал, а еще потом босиком или на коленях шел из Яффы в Иерусалим. Пусть бы даже они на повозках потом путешествовали – все равно то, что они пережили, очень тяжело. Я так понимаю, высший класс тоже подвергался этому испытанию напоследок? Даже если обеспеченные люди плыли с питанием и со всеми условиями, под конец их ждала небольшая встряска?

– Да, особенно трудно было дамам. Представь себе, в длинных платьях нужно было в лодку с парохода пересесть. Когда лодка благополучно добиралась (если добиралась) до берега, нужно было выйти на пирс, а там была лестница, по которой нужно было буквально карабкаться наверх. Не было обустроенного выхода, Яффа – на скалах. Поднимая пышные юбки, охая и ахая, женщины должны были все это преодолеть… А ведь в основном паломницами были женщины во все века. Как говорят, кто в море не бывал, тот Богу не молился. Думаю, здесь это действительно так.

– Кроме того, это был опыт смирения, который приобретался мгновенно и усваивался основательно.

Вот такое вдохновение Святой Земли посетило нас сегодня в некомфортном путешествии и стихотворении Вячеслава Иванова. Спасибо, что были с нами, прошу молитв за продолжение наших программ.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать