Союз онлайн: Вдохновение Святой Земли

15 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
О жизни и творчестве Петра Вяземского рассказывает Анна Мусан-Леви. Ведущая Светлана Ладина. Часть 1.
 

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чем-то неземном,
Преданье темное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой
И песни внутренней был арфою живой!

Этими строками Петра Андреевича Вяземского мы открываем новый цикл программ «Вдохновение Святой Земли». Наши зрители, которые мне встречались в разных городах, или из разных городов приезжали в Екатеринбург, или вступали со мной в переписку в социальных сетях, очень часто интересовались, где же Анна Мусан-Леви. Ну и вот теперь давай же раскроем наш секрет.

– Мои дорогие, Господь сподобил, я  снова стала мамой  –  у меня родилась четвертая доченька (помните, как заканчивается «Служебный роман»? «Через 9 месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».  А у  нас теперь четыре девочки). Мы этому очень рады, и я действительно просто не имела времени и сил продолжать наши беседы, тоже очень без них скучала, но с паломниками работала почти до последнего. В день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» у нас родилась наша радость – маленькая Кассия – вот такое редкое имя; между тем великая святая   преподобная Кассия Константинопольская –  единственная в истории Церкви женщина-гимнограф.

Да, слава Богу!.. Теперь переходим к Петру Андреевичу Вяземскому, как и обещали, и к новой нашей рубрике «Вдохновение Святой Земли».

–  Рубрика эта родилась тоже ведь не случайно. Дело в том, что когда я в очередной раз становлюсь мамой, у меня всегда очень сильно всплывает на поверхность моя русскость (хотя я больше половины жизни живу в Иерусалиме, с моих практически 16-ти лет, тем не менее, по душе, по культуре я человек абсолютно русский, и с рождением очередного малыша я это очень чувствую:  пою я им, конечно же, наши русские колыбельные, народные песни, читаю им русские народные сказки).

Я задумалась, что такое «русский человек». Это на самом деле очень интересный вопрос, ведь есть разные способы определить: человек, говорящий на русском языке; человек, живущий на территории России; человек, считающий Россию своей Родиной. Ведь очень часто мы можем встретить людей, которые по национальности не русские, но они абсолютно русские душой по всему. Я, в который раз задумываясь на эти темы, прихожу к очень простому ответу, что русский может быть и так, и эдак, но он обязательно православный. Действительно, русская душа, русский человек неотделим от Православия. И дело даже не в том, насколько часто человек ходит в храм (хотя желательно, конечно), не так важно, насколько он церковен, это больше в подсознании, где-то очень глубоко в душе человек ощущает связь со своим народом, со своей культурой и – для русского это неизбежно – свою связь с Православием…

Когда у нас родилась Кася, через месяц мы должны были переезжать... Как известно, переезд на новую квартиру, кроме всего прочего, это определенный момент, когда можно навести порядок, в том числе и в библиотеке. И вот мне попалась совершенно замечательная книжечка 1993 года издания. Называется она «Ветка Палестины». Я ее открыла, стала смотреть, и там оказались стихи разных поэтов о Святой Земле. Это было настолько в ряду с моими тогдашними мыслями! Я стала читать, потом зачитываться этими стихами и поняла, что мне ужасно хочется поделиться этим и еще раз ощутить реально эту связь России, русской души со Святой Землей. И вот как раз Петр Андреевич Вяземский – я хочу начать цикл именно с него – тому удивительный пример.

Мы знаем о Вяземском, что он был другом Пушкина, обычно на этом знания заканчиваются, хотя на самом деле он был другом еще и Батюшкова, Адама Мицкевича, знаменитого польского поэта, он был другом многих известных людей, многих декабристов. Но сам по себе Вяземский – фигура недюжинная и незаслуженно, я бы сказала, забытая или подзабытая современными русскими людьми.  Но меня в первую очередь интересовала, конечно, его связь со Святой Землей. И,  прочитав несколько его стихотворений в этом сборнике, я стала изучать кто он был, чем жил, почему приехал на Святую Землю.

Дело в том, что Вяземский, как и многие аристократы его времени, увлекался разными идеями. Как пишут его биографы, он был человеком очень увлекающимся, страстным. Как пример можно привести то, что он, будучи князем, пошел в молодости добровольцем на войну 1812 года и отчаянно там воевал, дрался с французами –  как раз, кстати, его записки и рассказы о войне 1812 года использовал, скорее всего, Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» – есть такие предположения (и, скорее всего, так и было). Потом он по долгу службы находился в Польше, увлекся там, естественно, всякими демократическими идеями – Польша, всегда боролась за свою независимость – и стал сочувствовать декабристам. Это его очень подвело –  он открыто написал возмущенное письмо после казни декабристов. Там действительно были многие его очень близкие друзья, он очень тяжело это воспринял и впал в немилость государя. И, конечно же, лишился службы, лишился возможности продвигаться куда-либо и особенно сильно увлекся в этот период поэзией, сочинительством. Стихи того раннего времени нас сейчас не интересуют в силу ограниченности нашей программы. Но тем не менее такой у него был настрой, даже известно, что Вяземский в этот период вступил в масонскую ложу, как это бывало со многими нашими поэтами, талантливыми людьми того времени, это были поиски. Правда, я не встречала нигде, что он был известным масоном, но по молодости увлекался этими свободными идеями.

И дальше начинается рука Божия в судьбе человека. У него была любимая жена и у них рождались детки, и вот, представь себе, 8 деток у них родилось  – и 7 умерли. Притом они умирали в разном возрасте: в 2 года, в 5 лет, в 18 лет – одного за другим 15 лет они непрерывно хоронили своих детей и, конечно, Вяземский очень тяжело это переживал (это не нужно объяснять, я думаю), и стал задумываться на духовные темы. Не сразу он собрался к нам на Святую Землю, это решение было принято им после смерти последней дочери – Марии, которая умерла в 1849 году в возрасте 36 лет, и это было последним тяжелым потрясением, которое просто изменило Вяземского. Друзья говорят, что он стал мрачен, у него появился религиозный настрой, тогда это иногда в обществе даже осуждалось. Но на самом деле он просто пришел к Богу, вернулся к вере и они с женой решают ехать в Иерусалим.

Приехали они сюда в 1850 году в апреле-мае – это самое хорошее время у нас. Есть дневники Вяземского, где он это путешествие описывает. Это было для меня в литературном плане большим потрясением:  я, открывая эти дневники (нашла я их в интернете, там все сегодня есть), не ожидала такой глубины, такой проникновенности, такой удивительной правды, такого совершенно искреннего, но в то же время абсолютно трезвого восприятия Святой Земли и себя на Святой Земле, которое я там встретила. Это заслуживает очень большого внимания.

Надо сказать, что Вяземский это свое путешествие совершенно не расценивает как обыкновенную поездку за границу (тогда наши аристократы часто ездили и во Францию, и в Италию, и в Баден-Баден  –  в разные места), а это путешествие он ставит абсолютно на другое место в жизни любого человека, не только в своей. Я процитирую из дневников Вяземского маленький отрывочек, который меня, честно говоря, совершенно потряс: «Когда приближаешься уже к концу земного своего поприща и имеешь в виду неминуемое путешествие в страну отцов, всякое путешествие, если предпринимаешь его не с какой-нибудь специальной целью, в пользу науки, есть одно удовлетворение суетной прихоти, бесплодного любопытства. Однако только путешествие в Святые места может служить исключением из этого правила. Иерусалим – как бы станция на пути к великому ночлегу, это приготовительный обряд к торжественному переселению. Тут запасаешься не пустыми сведениями, которые ни на что не пригодятся нам за гробом, но укрепляешь, растворяешь душу напутственными впечатлениями и чувствами, которые могут, если Бог благословит, пригодиться и там и, во всяком случае, несколько очистить нас здесь».

Анечка, дивные строки!.. Вот этим практически стихотворением в прозе, наполненным глубокими мыслями и глубокими образами, мы закончим первую часть нашей программы. Обещаем, что будет продолжение,  – оставайтесь с нами.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать