Союз онлайн: Спросим Островского

25 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Исповеди "бывших". 

Ведущие отец Павел Островский и Светлана Ладина.

– Довольно болезненную тему для обсуждения я хочу предложить сегодня отцу Павлу Островскому, настоятелю Никольского храма в Павшниской пойме г. Красногорска, постоянному ведущему этой программы, которому я лишь задаю вопросы. Вопрос мой можно сформулировать так: Они вышли от нас, но не были наши – верить ли публичным «исповедям» бывших священников, послушниц, регентш? Что делать человеку, которого подвинули в церковной организации? Какие фильтры надо включить в своей душе, чтобы потом не становиться соблазном для многих и многих,  и  что делать нам, если такие фильтры не сработали и человек вывалил в публичное пространство все свои обиды на Церковь, тем самым пороча и ее как организацию, и как Тело Христово:  «Раз там возможно такое, то что же, где же тут истина?» Батюшка, болевые точки я обозначила…

– Вообще, все уже было описано  - опять же в Новом Завете: и как мы должны поступать, и как мы должны относиться друг к другу, и о наших внутрицерковных проблемах тоже было все уже написано:  люди между собой сплетничают, свары, нет любви. Такое, к сожалению, есть. И о том, что люди обращаются за разбором тех или иных внутренних проблем к внешним людям. Апостол Павел говорит, что это вообще позор – вынос сора из избы. Но я думаю, что сегодня у нас, к сожалению, произошла довольно большая проблема –  подмена духовной жизни и душевной:  когда люди трудятся на приходе, будь то регентши или даже если послушница, бывает даже и у священника то же самое – зачастую человек относится так вот: если у меня на душе хорошо, то, значит, это Богу угодно, а если у меня на душе плохо, то, значит,  что-то не так. И все. И так он на это и смотрит.

Однако мы понимаем, что и бесы могут дать очень яркие эмоции, которые будут, между прочим, Богу противны. Да и бывают такие случаи, когда у человека внутри тяжело, однако при этом это Богу угодно. Как в случае с апостолом Павлом, которого мучил дух сатаны, и он даже три раза Господу молился, чтобы Он забрал его, а  Господь не забирал, говоря: сила Моя в немощи совершается.

Бывает, что человек и 10  лет в Церкви, но в реальности к Богу не пришел. Мы говорили раньше и про чтение, и про пустословие, – это все одного поля ягоды.

 В какой-то момент человек разочаровывается: он вдруг понимает, что легкой дороги в Царство Божие не будет. Не будет по той причине, что меня вокруг не очень-то любят, я не очень-то люблю и слова Христа «тот, кто не отвергнется себя, не возьмет креста своего, не пойдет вслед за Мной, не достоин Меня» действительно реальны. И ч слова апостола о том, что должно вам пострадать, чтобы попасть в Царство Небесное,  тоже реальны. Да, у человека есть выбор: или он понимает: «Да, это я ошибся, я себя очаровал» или второй вариант, более легкий, – это обвинить вокруг все и вся.

У человека обида – бывает обида на самого себя, а бывает на окружающих,  – и тогда человек это изливает. Когда обида на самого себя – человек раскаивается, понимает, что себя обманул – он идет на Исповедь к Богу. А когда обижен на всех кругом и вся, тогда это исповедь не к Богу –он, правда, раскрывает все, что у него есть внутри, и выливает это на суд всех людей. А люди очень любят осуждать – для них это тема очень приятная: порыться в чужом белье, все посмотреть, как там и что, пообсуждать,  и т.д. Это первый момент.

Второй момент – то, что касается достоверности. Давайте так: есть известная книжка – «Исповедь бывшей послушницы», которую многие прочитали. Я вот не был послушником, не был монахом, зато я могу представить, как звучала бы «исповедь бывшей жены». Вы понимаете, что в монашестве свои условия, в браке свои, но  и там, и там - жизнь. Вот представьте себе «исповедь» бывшей жены: какими словами она будет хаять мужа, родственников мужа, вообще все ценности в браке – любовь,  воспитание детей. Если она действительно обижена, с мужем ей не повезло или еще что-либо, то понятно, что все это будет звучать так, что брак, вообще семья – это какое-то страшное зло. И любому, кто начнет возражать всем тем, кто еще и согласен с этими мыслями, будут говорить: «ты просто подкаблучник» или «ты просто мазохистка», «ты не имеешь никакой свободы, у тебя нет к себе никакого уважения», «ты не хочешь себя реализовывать».

Вот смотрите: у меня жена есть, у жены трое детей, и она себя реализовывает именно в браке, в чадорождении. Ей это нравится, она с детьми возится, воспитывает. Возможно, для какой-нибудь бизнес-вумен моя жена – ничто, домохозяйка, кухарка и все остальное. Да мне плевать на то, что она так думает. И жене моей, слава богу, плевать: «Считай себя крайне реализованной. Ну да, у тебя лакированные каблучки – молодец. Пришла на работу – и дальше ты, как раб на галерах, трудишься ради рубля. А у нас дети дома  -  слава Богу!».

Очевидно, что когда человек обижен, когда он разочарован, то необязательно, что он будет врать, но все будет интерпретировано в одном свете – черном. И тогда получается, что положительного эффекта никакого нет. Это просто  обида.

Если говорить про книгу «Исповедь бывшей послушницы», я помню, что я конкретно по этой книжке озаботился, даже ездил в монастырь, где она была послушницей, много общался с сестрами. Несколько раз ездил, по многу часов общался с сестрами, в том числе с теми, кто упоминается в книге. Но правильно: все те сестры в монастыре, которые шли именно за Христом... Как мне говорит мой родной отец, священник: «В монастырь нужно идти умирать». Соответственно, все те, кто шел умирать и шел за Христом, у них все-все замечательно и хорошо. Ну, а все те, которые в итоге обломались, естественно... Ведь не то, что Церковь их обломала, а человек сам полез не туда – может быть, призвания не было, может быть, рано полез.

По поводу достоверности сейчас кратко сформулирую предыдущую мысль – когда человек обижен, то воспринимать информацию как достоверную уже нельзя. Уже требуется серьезная проверка. Однозначно говорить, что он прав, уже нельзя.

Еще один момент – это то, что многие пришли в Церковь, уже имея за плечами довольно серьезный багаж тяжких, смертных грехов. И люди не отдают себе отчета, что предыдущие прегрешения будут иметь серьезные последствия в том числе и в их духовной жизни. Если ты какой-нибудь юноша, и ты по молодости много блудил, у тебя было много женщин, а вот ты теперь воцерковился, стал верующим христианином, нашел себе православную девушку и вступил с ней в брак, ты можешь даже не мечтать, что у тебя будет все просто. Я не говорю, что будет нехорошо, я говорю:  просто не будет. Твои предыдущие прегрешения будут тебя тянуть, будут тебя мучить, они будут тебе мешать.

Если человек побывал в сектах, особенно деструктивных, это будет ему потом мешать: если человек смотрел много фильмов ужасов, то не надо удивляться, что ему потом снятся кошмары. Бывает, много-много лет снятся кошмары. И вот здесь стоит сказать, что многие, приходя в храм, не могут нормально жить христианской жизнью в том числе и вследствие того, что еще до пришествия в храм они столько всего сделали, что душа уже слабенькая. И надо это учитывать. И нужно понимать, что хоть особой кары с Неба мы не получили за довольно тяжелые согрешения, но какую-то ответственность все-таки нести должны, и смиряться, и понимать, что это я сам виноват…

 Так что, когда человек с большими грехами, даже если он в них искренне раскаивался, последствия все равно остаются, и память сохраняется. И вот он с такими грехами приходит и вдруг где-то даже в Церкви, а, бывает, очень рано его поднимают на какой-то уровень, ведь быть регентом – это очень серьезное... Это клир уже. Или послушницей быть – это тоже очень серьезно, я уж не говорю про священство.

И все-таки в чем я увидел плюс книжки «Исповедь бывшей послушницы». Там автор  все излила прямо, как есть. Это по-настоящему исповедь. И если относиться именно как к исповеди – именно так профессионально, то там ведь все-все описано, как у этой несчастной женщины, послушницы, все развивалось. Когда она стала неофиткой – воцерковилась, ей уже через год захотелось – кто-то там сказал про монастырь – пойти в монастырь. И ей приходской священник, у которого она постоянно исповедовалась, строго запрещал, просто отговаривал: «Нельзя!». Но она его не послушала. Вот это своеволие, которое было до христианства, основано, в том числе, и на довольно больших грехах, о которых в книжке также написано, и проявилось и в христианской жизни. Тебе твой чуть не первый священник, который тебя знает, говорит: «Тебе нельзя». Нет, его слушать не стала, пошла в монастырь. Там... А я лично знаком с игуменией Николаей – женщина очень решительная, иначе не был бы такой красивый монастырь и таких больших трудов (это как раз к разговору о том, как нужно начальствовать). И,  соответственно, там это своеволие – знаете, как мина  замедленного действия. Ведь в книге прямо описано: если человек запомнил, какое его ждало разочарование даже в первый день приезда в монастырь, что «меня там никто не встретил, что там было как-то холодно и зябко» – это все говорит о том, что оно прямо как по капельке стало все сразу капать, и в какой-то момент чаша переполнилась...  Поэтому мы всегда говорим подросткам, ребятам: не грешите тяжело, не смотрите на окружающих, это вам очень потом поможет в жизни;  «поможет» – это не означает, что у них потом не будет проблем, проблемы будут у всех,  мы их сами друг другу создаем. Но тебе будет проще решать. А если ты нагрешишь много, ровно тот же самый набор проблем будет, а решать их будет сложно.

– Спасибо, отец Павел. Вот, друзья, такая программа противоядия получилась. Надеюсь, кому-то поможет и пригодится. «Спросим Островского» и  в следующий раз.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать