Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Рязань – один из древнейших городов России, расположенный на правом берегу реки Оки. Пять лет назад здесь открылся первый и пока единственный в городе центр, в котором детей учат по программе «Русская классическая школа».
Педагог-психолог и мама троих детей Наталья Ларина – именно она, столкнувшись с серьезными проблемами в обучении старших детей, решила, что младшую дочь хочет учить по-новому. Познакомившись с образовательной программой РКШ, Наталья организовала в Рязани детский развивающий центр «Родник».
Наталья Ларина, директор детского центра «Родник», г. Рязань:
– В нашем законе об образовании есть одна из форм получения образования детьми – это семейное образование. Получается, что мы, родители, объединились в одном месте, выбрали программу для детей – «Русская классическая школа», подобрали педагогов, которые прошли семинар, обучились. И таким образом у нас получились мини-классы, мини-школа. В перспективе я, конечно, думаю, что она выльется в школу, все идет к тому, чтобы сделать более традиционную форму, и, наверное, это более правильно.
В «Роднике» сейчас учатся дети с первого по четвертый класс, есть и подготовительные группы. С каждым годом учащихся становится больше. Узнав о программе РКШ, родители забирают детей из общеобразовательных школ и переводят их в этот центр.
София Ермакова, ученица 3-го класса детского развивающего центра «Родник», г. Рязань:
– Мне нравятся учебники, нравятся учителя, как они объясняют. Потому что в 28-й школе я не понимала, что мне объясняют. У нас постоянно были сложные примеры, сложные задачки, которые я не понимала. А в этой школе я понимаю все задачки, уравнения, примеры.
Ольга Колесникова, мама и воспитатель детского развивающего центра «Родник», г. Рязань:
– Здесь я вижу, что все адекватно. Эта природосообразность, на которой основана педагогика Ушинского, работает и приносит очень хорошие плоды, потому что ребенок вполне способен справиться с теми заданиями, которые ему дают на дом.
– Наталья Николаевна Ларина, педагог-психолог, мама троих детей, директор детского центра «Родник» города Рязани, уже пятый год работает по программе «Русская классическая школа». Каков возраст Ваших учеников?
Наталья Ларина:
– Если мы будем говорить про школу, то самые младшие у нас – первоклассники, самые старшие – четвероклассники. Но у нас еще есть подготовка к школе, а там самые маленькие – это четырехлетние дети.
– А какие цели и задачи стоят перед Вами при этом? Ведь наверняка Вы, как и я, и многие родители постперестроечной поры, столкнулись с многообразием методик развития, образования и воспитания детей, которые на нас обрушились. И я, например, с ужасом вспоминаю, что можно было найти объявление о курсах для годовалых малышей, которых срочно надо развивать. Была теория (не знаю, есть ли сейчас) о том, что ребенка в возрасте двух, трех, четырех лет надо срочно развивать, пока он максимально впитывает информацию, вложить несколько языков, физику, математику (ладно, если не высшую), и он будет суперуспешен. А в результате получались такие невротизированные маленькие старички, которые к моменту «первый раз в первый класс» уже ничего не хотели и были заучены и замучены этими непосильными задачами и просто, если честно, родительскими амбициями.
Наталья Ларина:
– Совершенно верно, здесь педагогический непрофессионализм, помноженный на амбициозность, и в чем-то даже глупость родителей. Потому что ни одни, ни другие не учитывают психологические особенности развития ребенка. Естественно, что ребенок-дошкольник может всю эту информацию усвоить только одним образом – если он ее будет запоминать. Работает только память – и ничего больше. А в этом возрасте у ребенка должно преобладать наглядно-действенное мышление, потом будет развиваться наглядно-образное. И память должна быть непроизвольная, то есть то, что у него вызовет наибольший интерес, запомнится само собой, не нужно для этого специально ничего делать.
Если брать программу «Русская классическая школа», здесь очень все грамотно. Ребенок четырех лет, у которого преобладает наглядно-действенное мышление, использует ручки. То есть для того, чтобы запомнить образ какого-то звука, он изготавливает с помощью материала (это может быть пластилин, проволока, бумага) образ звука. Он запоминает то, что он сделал своими руками, и этот образ у него запечатляется надолго и становится родным. И ребенок совершенно по-другому относится к этой букве.
Потом, впоследствии (это уже с четырех, пяти, шести лет) развивается образное мышление – то мышление, которое ему необходимо при поступлении в школу. Потому что ребенок мыслит образами, картинками. Если это не развивать, а давать просто готовую информацию, то это провальный момент в обучении ребенка, и у него сразу появляются сложности в школе. Например, читая задачу по математике, он не может себе представить картинку, представить, что происходит, – образа нет, потому что ребенок не научился образно мыслить.
А в Русской классической школе математики как таковой до школы вообще нет, она совершенно не нужна, это абстрактная наука, она только впоследствии воспринимается ребенком. А формируется именно образное мышление через русское слово. Поэтому главный момент уделяется именно работе со словом: сначала с буквой, со словом, потом с предложением и с небольшими текстами. И главное – это осмысленное обучение, например, чтению. Ребенок понимает смысл каждого слова, имеет какую-то информацию, сам ее выдает из своего опыта, то есть опять запечатляется образ этого слова.
И естественно, когда уже сформирована привычка воспринимать информацию таким образом, когда ребенок идет в первый класс, для него это легко и просто. На любом предмете, не важно, гуманитарного цикла или тематического (потом уже естественнонаучного), он мыслит совершенно гармонично, так, как это задумано Господом Богом: сначала наглядно-действенное мышление, потом наглядно-образное, а в конце концов – словесно-логическое как завершающий этап развития мыслительной деятельности ребенка.
– Это ведь еще и решение грандиозной проблемы нашего периода гаджетов?
Наталья Ларина:
– Конечно.
– Ведь нет почвы для формирования образного мышления, если уже все за него нарисовали, картинка движется, то есть додумывать, придумывать просто нет необходимости, он этим и не занимается, несчастное дитя. А кроме того, дети, у которых перед глазами все время мелькают развлекающие их картинки, мне кажется, к какому-то периоду если не совсем перестают воспринимать, то имеют огромные трудности с восприятием информации на слух.
Наталья Ларина:
– По поводу образного мышления... Когда я работала в школе, я проводила с детьми тест Торренса, он показывал, насколько у детей присутствует творческое мышление. И когда я начинала свою работу, гаджетов и телефонов фактически не было. Дети показывали очень хорошие, высокие показатели по этому тесту. А где-то в конце своей деятельности я тоже его проводила с другими детьми, которые жили уже во время прорыва гаджетов, и эти показатели были намного хуже.
То есть действительно творческое мышление фактически не развивается. Там нужно было дорисовать картинку: задана какая-то основа, канва, а нужно дорисовать. Все было очень стандартно, очень обыденно, потому что, наверное, дети привыкли получать готовую информацию. То есть самим домыслить и что-то придумать им действительно очень сложно.
– И услышать сложно.
Наталья Ларина:
– Услышать – да. Потому что в Русской классической школе очень большая работа со звуком, с той информацией, которая воспринимается на слух. Сейчас, мне кажется, дети вообще мало слышат. И даже когда идет просто организация обучения первоклассников, когда происходит адаптация, устанавливаются какие-то требования учителя в плане дисциплины, дети реально слышат с большим трудом, а многие просто не слышат.
– Как маму, как педагога, как психолога хочу Вас спросить: какие результаты Вы можете назвать за эти пять лет Вашего взаимодействия с Русской классической школой? Все-таки пять лет – это немало.
Наталья Ларина:
– Результаты очень хорошие, потому что, наверное, самый лучший пример – это когда ты учишь своего собственного ребенка. Получается, моя личная мотивация оказалась самой действенной в том, что я именно в этом направлении стала искать, и Господь привел меня к Русской классической школе. Моя младшая дочь сейчас перешла в третий класс, старшие дети уже окончили школу, и на момент их обучения я ничего не знала об этой программе, к сожалению. Так Господь устроил, дал мне еще шанс с третьим ребенком.
Меня многое возмущало при обучении старших детей. Как психолог, который работает в школе и наблюдает учебный процесс изнутри, я видела поведение самих участников этого процесса (учителей, учеников и, конечно же, родителей), и с каждым годом это возмущение только нарастало. Потому что действительно это как лебедь, рак и щука, все в разные стороны, и ничего не получалось, все валилось, потому что все как бы изначально не объединяло, а разъединяло.
И конечно, это приводило ко многим конфликтным ситуациям. Какой выход у родителей в итоге? Чтобы ребенок куда-то поступил и продолжил обучение, они вынуждены были чаще всего нанимать репетиторов. Такая ситуация нам знакома. И когда у меня уже родилась младшая дочь, я поняла, что я не буду ее учить точно так же, нужно искать что-то другое.
Русская классическая школа как раз вовремя оказалась в моем поле зрения. И я вижу, что результат совершенно другой. Во-первых, ребенок с удовольствием идет в школу, домашние задания он делает самостоятельно. Сейчас у нас уже побольше предметов, но в течение часа дочка делает все. Это русский, математика, устный предмет – чтение, либо история, либо окружающий мир, то есть что-то из словесности – и плюс еще иностранный язык, церковнославянский.
Я прихожу домой после длительного рабочего дня, а она мне просто показывает, что все сделала. Мы успеваем все в школе; и успеваем дополнительно попасть везде, это нас не напрягает. То есть дочь ходит в музыкальную школу, в бассейн, на хореографию и так далее. Все успеваем, получается, ребенок делает это с удовольствием.
И ребенок (это даже заметил мой супруг) по-другому воспринимает мир и по-другому разговаривает. Дочь как бы чувствует какую-то глубину, зрит в корень. Когда с ней разговариваешь о чем-то, у нее по каждому вопросу есть свое мнение, и оно очень интересное. Я ничего не хочу сказать, у меня средние дети не какие-то вундеркинды, но все такие «рассуждающие». Но младшая по-другому рассуждает. То есть эта разница видна. У нее как раз присутствует логическое мышление, и она представляет себе цепочку причинно-следственных связей, она это очень хорошо чувствует.
Это я вижу на своем собственном ребенке. Но, в общем, и на других детях тоже. Они у нас вообще очень «рассуждающие», особенно те, которые изначально пришли, подольше с нами учатся, а не те, которые присоединились. Видна разница, поскольку они по-другому начинают рассуждать и выказывать свое отношение к тому или иному предмету.
Ведущая Светлана Ладина
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!