Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– «Дети очень хотят учиться, знания даются в удобной для ученика форме, программа живая» – так характеризуют систему «Русской классической школы» (РКШ) опытные педагоги. Более ста учебных заведений в России и за ее пределами работают по этой методике. То, что зародилось более десяти лет назад в Екатеринбурге на базе частной школы, оказалось воспроизводимым в условиях и большого коллектива, и отдельно взятых семей – были бы там неравнодушные, увлеченные, грамотные учителя и родители.
– Симферопольская школа № 7 первая на Крымском полуострове начала работать по русской классической программе. В 2017-м научный совет регионального института повышения квалификации принял решение открыть инновационную площадку на базе школы № 7 по применению программы РКШ.
В.Головина, мама ученицы школы № 7 г. Симферополя:
– РКШ – это именно та программа, которая научит наших детей правильно говорить, четко и грамотно формулировать свои мысли без всяких «э-э», «ну», «это», «как бы». Я считаю, что лучшей программы родители не могут найти для своих детей.
С.Макарусь, учитель начальных классов школы № 7 г. Симферополя:
– Дети узнают все по мере возрастания. Не сразу навалили на них большой кусок пирога и они не справляются, а по чуть-чуть: они понимают, осмысливают и потом умеют это применить.
– Освоение программы РКШ в Крыму идет под контролем кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета. В течение года психологи изучали информационно-психологическую безопасность образовательной среды, посещали уроки, оценивали уровень комфорта и уровень тревожности школьников. Смотрели, насколько дети работоспособны на каждом из уроков и как усваивают полученные знания.
А.Лучинкина, доктор педагогических наук, первый проректор Крымского педагогического университета:
– Мне очень приятно сегодня говорить, что работоспособность выросла у всех детей в экспериментальных классах.
– С нового учебного года по программе РКШ в этом учебном заведении будут заниматься 10 классов. К образовательной системе начали присоединяться и другие школы и гимназии Крыма… Девчонки, вы так рассказываете про письмо, как будто это очень интересно.
Ученики начальной школы:
– Да. Особенно вот так писать. Потому что там и нажим, и ты получаешь наслаждение, когда красиво пишешь. Это расслабляет, и у тебя не болит голова, и ничего тебя не волнует...
– Елена Владимировна, насколько велико образовательное учреждение, которым Вы руководите? Все ли классы занимаются по системе «Русской классической школы»? И какие зерна Вы нашли в этом проекте для себя, что стали таким его горячим последователем?
Е. В. Хавченко:
– Мои личные отношения с РКШ уходят корнями еще в Киев: мы познакомились с Татьяной Анатольевной Алтушкиной, с Ириной Анатольевной Горячевой, когда еще работали в Киевской православной гимназии «Троицкий центр» – это было первое учебное заведение.
– Как давно это было?
– Это было около девяти лет назад. И когда мне пришлось вернуться на родину, в Крым, то я была уже хорошо знакома с РКШ, у нас был уже опыт преподавания, мы видели результаты; мой сын учился по РКШ. И когда меня назначили директором большой, хорошей, одной из лучших школ города Симферополя, где учится 1100 детей, то я потихонечку стала присматриваться к учителям, кто воспримет эту систему: РКШ – это классика педагогики, которая может быть воспроизведена учителем с хорошим образованием, с хорошим учительским сердцем, с любовью к ребенку (что сейчас тоже встречается не очень часто). И вот так мы начали с моими учителями. Я им сначала показала книги. Они увидели, потихонечку стали во внеурочную деятельность вводить. Стала привлекать родителей: «Вот, посмотрите, почитайте». Потом у нас в Крыму появились люди, которые были уже знакомы с семейной формой обучения. И на сегодня у нас уже 18 классов в Республике Крым в государственных школах (я не говорю о частных школах) работают по системе РКШ. В этом году Татьяна Анатольевна со своим коллективом отправляет к нам более полутора тонн учебников – это меценатский проект, и получат учебники дети и в Бахчисарае, и в Джанкое, и в Симферополе, и в Ялте. Это стало естественным результатом нашего труда в течение последних трех лет (это и семинары, и знакомство с РКШ). Туда, где истина, всегда смотрит человек, жаждущий этой истины. Поэтому РКШ на сегодня очень востребована.
– Какие проблемы образования позволяет решать эта система? Чего избегать, а что, наоборот, взращивать в детях?
– Знаете, на что похожа сегодняшняя школа? Вам когда-нибудь приходилось видеть, как давят вино под прессом?
– В кино видела.
– Закладывают гроздья винограда и давят, давят, давят его. Уже соки все вышли, а его все давят и давят. Школу сейчас не давит только ленивый. Шум такой в образовании. Задача шума какая? Отвлечь людей от чего-то, проблем в школе сегодня действительно очень много. Как я для себя решаю проблемы, которые есть? Я отвечаю за детей, у меня есть коллектив учителей, и я стараюсь создать им такие условия, чтобы они работали с детьми, чтобы они их учили, чтобы они не отвлекались на шелуху, на какие-то конспекты, программы, еще что-то. Все это есть в РКШ – она настолько талантливо, гармонично создана, что любой учитель может прийти, если у него есть желание, взять книги и работать. Там и поурочные планы есть, и календарное планирование, и образовательная программа – вся техника, которая нужна учителю, там есть. Только дай мне свое горящее сердце, ребенок, и я тебя научу тому, чему могу научить.
Поэтому дети, которые учатся в классах РКШ, – это самые радостные дети, какие только могут быть. На сегодня самый маленький класс, где учатся дети, – 30 человек, в остальных классах по 32,34, 36 человек, это очень много. Когда мы смотрим ролики РКШ, чаще всего мелькает класс, где сидят 6–8 человек, то есть частная школа, которая создана здесь, в Екатеринбурге, но это не стандарт. И 30 детей успешно учатся по этой методике, ибо она правильная, она гармоничная. Невозможно ребенка, который еще не прошел стадию ползания на коленках, поставить на ножки и сказать: «Иди, ребенок». Нет, в РКШ все поэтапно, все последовательно, грамотно, с любовью к ребенку. Для себя я решаю вопрос так: какие бы проблемы административного характера ни возникали (а они возникают), буду стараться создавать такие условия для своих учителей, чтобы они как можно дольше могли учить детей по РКШ.
В нашем регионе немножко полегче, честно скажу, так как мы самый молодой регион в Российской Федерации, у нас еще нет такого жуткого административного прессинга. У нас министр образования – учитель, глава Рособрнадзора – учитель. Потом уже это чиновники, конечно, но они тоже знакомы с этой системой, они тоже ее поддерживают, и я очень рада, что в Крыму эта система прижилась, ширится.
–Ваши слова еще раз подтверждают прозвучавшую в самом начале мысль: это воспроизводимо как в рамках семьи, где родители болеют за то, каким вырастет ребенок, и каким человеком, гражданином, и насколько он будет успешен в хорошем понимании слова «успешность», так и в рамках общеобразовательного муниципального учреждения. Представим себе (наверняка это совершенно реально): сейчас нас смотрят учителя, директора школ, может быть, чиновники областных, городских министерств образования, и думают: «А где мне это взять? Как мне это у себя реализовать?»
– Как мы реализуем это у себя? У нас есть региональное законодательство по открытию экспериментальных региональных инновационных площадок. На основе существующей документальной базы мы оформили статус региональной инновационной площадки, что и дает нам право апробации УМК « РКШ». Давайте возьмем, например, семейное образование как форму получения образования – она есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», но ее не все хотят открывать в своем учебном заведении. Но если она есть в законодательстве, будьте любезны, откройте. Конечно, лучше идти уже в проложенном фарватере. Что у нас на горизонте – «цифровая школа»? Ура, цифровая школа! В 2030 году искусственный интеллект будет проверять наши сочинения. А я себе задаю вопрос: а зачем тогда мы всему этому учим – по этой ли системе, или по «Школе России», или по «Гармонии», если будет доминировать цифровой интеллект? Мы что, человека-творца воспитываем? Нет.
Поэтому шум в образовании (источник его думающему человеку понятен) мешает руководству многих школ на этом зациклиться – «вот есть уже проторенная колея, и мы идем». Директора, которые готовы потрудиться, совершить даже некий административный подвиг, есть, и их очень много в России.
– А отдельно взятые учителя?
– Отдельно взятый учитель, если его не «прикроет» законодательной базой директор, работать не сможет в формате государственной школы. Есть такие подвижники, которые прикрывают своих учителей, но это не система. Лучше сделать все правильно, открыто, законодательно выверенно, чтобы подстраховать и школу, которая имеет аккредитацию, и учителей, чтобы и родители были спокойны, и дети учились в комфортной среде. Система воспроизводима, и более гармоничной системы я не видела ни на Украине, ни в России.
Знаете, я проводила эксперимент. У меня есть внук, ему три года скоро. Я ему дала арифметику одной из существующих государственных систем и арифметику РКШ и говорю: «Гордей, выбирай, какую ты книгу возьмешь». Он взял арифметику без картинок. Я спрашиваю: «Почему?» Он сказал: «Она теплая». Понимаете, что-то сработало у ребенка, ему интересна эта книга.
И я отслеживаю по детям, которые учатся по РКШ и сейчас уже в 4-й класс перешли, – они категорически не воспринимают другие учебники: там нет системного труда, там какие-то игрулечки, какой-то сюрреализм на полях, задания несистемные, которые не дают фундаментальных знаний. А РКШ – в частности, арифметика великолепного методиста, педагога, человека, который собрал весь опыт русской математической школы, А.С. Пчёлко, – это, конечно, высота. Поэтому для себя я решила: до пенсии мне осталось немного, и я буду работать только по РКШ, доколе это будет возможно.
– Тогда я закончу наш разговор, как в храме говорят: многая и благая лета и Вам, и «Русской классической школе».
Ведущая Светлана Ладина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!